В республиканский координационный центр волонтеров в сутки поступает около 2 тыс. обращений.
Основная доля звонков приходится на Алматы. Люди нуждаются в продуктах питания, лекарственных препаратах, беспокоятся за безопасность родных. Местные добровольцы формируют списки тех, кто готов помочь пострадавшим горожанам.
– Сейчас порядка 500 волонтеров города готовы оказать посильную помощь в устранении последствий беспорядков, – рассказал их координатор Нурсултан Беккайров. – Помимо этого, обзваниваем спонсоров и приступаем к доставке продуктовых корзин.
Координаторы, которые на местном уровне информируют волонтеров и оказывают им помощь в выстраивании коммуникаций с комендатурой и акиматами, работают и в других регионах. По всей стране единомышленники оказывают помощь полицейским в охране административных зданий, организуют для стражей правопорядка горячее питание.
Так, в Акмолинской области волонтеры поят чаем полицейских, стоящих на блокпостах. По словам координатора волонтеров по этому региону Дастана Ермекова, добровольцы подключились к работе по установке связей между родственниками, живущими в Казахстане и за рубежом.
– Наши ребята помогли десяткам людей из Грузии, США, России, Кыргызстана, Узбекистана, Индии, ОАЭ, Беларуси, Китая связаться с родственниками, живущими в нашей стране. Ребятам оставляют заявки через телеграм-чат «Бауырмен байланыс», а они совершают обзвоны по всей республике, – говорит он.
Что касается Шымкента, то, по словам координатора волонтеров, работающих здесь, Жулдызхан Балтабаевой, мужчины-добровольцы в течение 5 дней с 18.00 до 00.00 в сопровождении полицейских и военных работали в десяти точках города, в том числе возле здания городского акимата, торговых центров. Для развертывания широких акций местные сподвижники ждут окончания действия режима ЧП.
Добровольцы отмечают, что за любой помощью граждане страны могут обращаться в единый колл-центр 1414. Там их перенаправят на региональные координационные волонтерские организации.
В усиленном режиме работает и единый контакт-центр iKOMEK, который выступает горячей линией оперативного штаба по столице. Его сотрудники принимают обращения по всем вопросам жизнеобеспечения, консультируют по правилам работы городских объектов в период чрезвычайного положения.
Когда отключали Интернет, эта справочная служба оставалась, пожалуй, единственной возможностью для решения бытовых вопросов жителей столицы. В центр iKOMEK109 с 5 января поступило около 58 тыс. обращений. Наибольший пик звонков пришелся на 5 и 6 января – более 20 тыс.
Чаще всего люди спрашивали о возможности передвижения через блокпосты, работе транспорта, правилах комендантского часа. На втором месте стояли вопросы, касающиеся действий в период пандемии, а также бытовые проблемы – водо- и электроснабжения.
– С увеличившимся в эти дни потоком обращений мы оперативно справляемся, – отмечает руководитель столичного центра iKOMEK Жаннат Дубирова.
Также на базе ситуационного центра iKOMEK совместно с департаментами полиции и по чрезвычайным ситуациям столицы проводится работа по обеспечению безопасности горожан. Оперативный штаб осуществляет мониторинг общественного порядка через систему видеонаблюдения. Так выявляют нарушителей комендантского часа и оперативно передают данные сотрудникам департамента полиции.