​Докатились…

1007
Галина Вологодская, Усть-Каменогорск

Трамвай нежелания

Для начала устроим небольшой экскурс в недавнее прошлое. В 2000 году областное руководство высказало как вариант идею ликвидировать в Усть-Каменогорс­ке трамвайный парк. Закатать рельсы в асфальт, расширить проезжую часть для автомобилей, избавить улицы от дребезжащих вагонов. В тот раз общественность отреагировала резко негативно. Людей напугала перспектива остаться без экологически чисто­го транспорта.

Сегодня общественное мнение не столь однозначно. Судя по опросам, в глазах многих устькаменогорцев трамвай перестал быть надежным, комфортным, а главное – безвредным. Кто помнит парк образца 1980–1990-х, просто в шоке. Из 40 вагонов, ходивших когда-то по четырем маршрутам, сейчас в работе 9–10, в лучшем случае 11. «Салоны обшарпаны, грязь, оборванные рекламные плакаты, двери плотно не закрываются, зимой холодно, летом жарко» – так живописала технику нуротановская комиссия после партийного рейда.

– Из-за безобразного состояния всех без исключения переездов водители сбрасывают скорость до нуля, соответственно в 3–4 раза увеличиваются выбросы выхлопных газов, это подтверждают данные автоматической системы мониторинга, – поделились наблюдением в областном Центре экологической безопасности.

К этому еще стоит добавить периодические обещания руководства трамвайного парка вот-вот прекратить работу по причине задолженности. И такое вполне реально – долгов у предприятия много и разных. За электроэнергию, по налогам, по зарплате, по кредиту…

Особенности бизнеса

Как усть-каменогорская «железка» докатилась до такого? Если коротко – «помогла» приватизация. В середине 90-х экономически крепкое, отлаженное предприятие с ежедневным доходом в 1 млн (!) тенге, с мощной производственной базой и много­миллионным запасом товарно-материальных ценностей ушло за бесценок в частные руки.

В начале нулевых аким Усть-Каменогорска (на тот момент Вера Сухорукова) констатировала итог такого шага: ремонты сократились в 2,5 раза, до аварийного состояния доведено больше 12 км путей, зарплата рабочим урезана, в статотчетах липовые объемы перевозок, средства из ремонтного фонда тратятся на совершенно посторонние цели.

На протяжении ряда лет вокруг лакомого объекта велись нешуточные бизнес-войны. Одни собственники немало постарались, чтобы упечь за решетку других, бывшие хозяева обвиняли в рейдерстве вновь объявившихся. Силовики проверяли то первых, то вторых. Об этих скандалах в свое время не рассказали разве что в самых ленивых СМИ.

Едва закончилась «бодаловка» собственников, последовал второй акт Марлезонского балета. Дело в том, что собственники ТОО «Усть-Каменогорский трамвайный парк» внедрили любопытную систему менеджмента: передали вагоны… в аренду индивидуальным предпринимателям (ИП). Те занимались перевозками, получали живые деньги от продажи билетов и при этом платили налог по упрощенной декларации – 3% от дохода. ТОО в свою очередь несло все расходы по эксплуатации и… показывало убытки.

Такую схему, по утверждению генерального директора парка Анатолия Успенского, практикуют почти все отечественные перевозчики. Тем не менее фискалы сочли это попыткой ухода от налогов и… доначислили трамвайному парку корпоративный подоходный налог на сумму около 100 млн тенге.

Последовали арест счетов, судебные тяжбы. Попутно выясни­лось, что на предприятии висит банковский долг в 400 млн тенге.

Иными словами, перевозчик, без которого немыслимо было представить Усть-Каменогорск, теперь упал, образно говоря, даже не на колени, на живот.

– Об инвестициях в последние 5 лет и речи быть не могло, – пояснил Анатолий Успенский. – Кто будет вкладываться, если каждый день в ТОО идут проверки, счета заблокированы и судьба предприятия непонятна? Мы потеряли работников, люди ушли из-за неопределенности. Снизилась выручка. Сейчас при цене поездки в 65 тенге мы получаем в месяц 27–28 миллионов тенге, а необходимо не менее 30 миллионов. Вагонов мало, поэтому и выручки мало.

Все будет?

Минувшей весной в деле о налогах наконец поставили точку. Суд отменил акт фискальной проверки, налоговикам было отказано в их претензиях. Летом собственники «трамвая» расписали свои планы.

– Бизнес-план давно готов, – пояснял ранее гендиректор. – Нужен новый подвижной состав, по этому вопросу мы ведем переговоры с германской компанией. В сентябре планируется поступление 17–18 новых вагонов модели Tatra 2008–2009 годов выпуска. Это вагоны с электронной системой управления, экономичные в потреб­лении электроэнергии, способные работать в мороз и жару. Ведутся переговоры по приобретению запчастей, оборудования, по привлечению средств для обновления путей...

Октябрь уж наступил, германских чудо-трамваев как не было, так и нет. По рельсам по-прежнему дребезжит убитое старье.

Понятно, что в этой истории немало вопросов к исполнительной власти. Акимат, больше 20 лет назад давший «добро» на продажу трамвайного парка, все это время не менял позы стороннего наблюдателя. Два года назад на гребне очередного «трамвайного» возмущения руководство Усть-Каменогорска озвучило 3 варианта спасения предприятия: либо войти госсредствами в его уставный капитал, либо поддержать в получении льготного кредита по госпрограмме, либо провести банкротство с целью реабилитации.

Первый вариант сама же власть и отвергла – из-за ареста счетов «трамвая» любые привлеченные средства уйдут на погашение задолженности. Идея льготного кредита по «дорожной карте» тоже оказалась мертвой – кто ж пропустит заявку предприятия, которое в долгах, как в шелках? С банкротством также не все просто. Как минимум, надо в суде доказать, что сегодняшние трудности – не фиктивные, а убытки вызваны отсутствием рентабельности, а не умышленным изъятием средств из оборота. Причем собственники отвечают личным имуществом.

Два горошка на ложку

К слову, в бизнес-сообществе с пониманием относятся к схеме перевозчиков по сужению налогооблагаемой базы. Как пояснили в областной Палате предпринимателей, система выплаты налогов через арендаторов применяется железнодорожниками и авиаперевозчиками. Другого способа заработать инвестиционные средства практически нет.

– Проблемы транспортных предприятий обостряются, – высказал в свое время мнение представитель НПП «Атамекен» Талгат Доскенов. – Государство хочет сдерживать тарифы, иметь большие налоговые поступления и одновременно докладывать об успешно проводимой модернизации предприятий. Это невозможно. Чем-то придется поступиться – или отпустить тариф в свободное плавание, или дать налоговые послабления.

Как видим, фискальные послаб­ления решением суда уже обеспечены. Тариф приносит парку ежедневно живые деньги. Но и это не все. При городской исполнительной власти сейчас создана рабочая группа по разработке правил субсидирования для трамвайного парка! И вот здесь возникает вопрос: это то, ради чего 20 лет назад первоклассное предприятие пустили с молотка?

Налогоплательщики действительно должны за свой счет содержать частный бизнес? Оно городу надо?

Популярное

Все
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев: Цель – укрепить экономику и суверенитет
Какие реформы и нововведения планирует Минздрав в 2025 году
120 полицейских прибыли в резиденцию президента Южной Кореи для его ареста
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Год единства и созидания
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Казахстан – лидер по привлеченным инвестициям в новые проекты в регионе Северной и Центральной Азии
Как отличить новую банкноту номиналом 2 тысячи тенге от фальшивой
Нацбанк предупредил о новых схемах мошенничества
СВМДА: на пути эволюционного развития
90 лет в потоке истории
Предприятие стоимостью свыше 1 млрд тенге вернули государству в Алматинской области
Выпускники журфака КазНУ вручили новогодний подарок студентам
Открыт новый терминал аэропорта Шымкента
Тепло и свет – без дефицита
Залог уважения и достоинства
«Черные ящики» разбившегося в Актау самолета будут расшифровывать в Бразилии
В доход государства взыскано 52 млрд тенге
Акмолинский фермер приобрел сельхозтехнику с помощью цифрового тенге
Олжас Бектенов провел заседание Совета по переходу к «зеленой экономике»
Все лучшее – детям!
Задачи прокуратуры – закон и порядок
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
Прорыв в дорожной сфере
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
В Тбилиси спецназ разогнал протестующих водометами
Пять представительниц Казахстана по боксу пробились в финал чемпионата Азии
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Вдохновлять собственным примером
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Деликатесы по скромной цене
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау

Читайте также

Рабочим профессиям – особое внимание
Когда чувствуешь себя волшебницей
Берите пловом!
Утренник с Чапаевым

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]