

Жизнь Тлепа Аспантайулы (1757–1820) изучена мало, она окутана туманом недосказанностей, умолчаний, и это вполне объяснимо: кобызисты считались баксы – шаманами, а с ними боролись во всякие времена как государство, так и официально разрешенная религия. По легенде первым, кто унаследовал кобыз Коркыта, был его ученик, баксы Койлыбай, а тот в свою очередь передал искусство игры на кобызе Тлепу Аспантайулы. По воспоминаниям потомков, свои кюи кобызист нередко сопровождал стихотворными текстами. Но до наших дней дошли всего три из них: философское «Толгау», религиозного содержания «Аллам жар» и «Баксы» – о чудесах, творимых шаманами.
Все три сочинения вошли в программу нынешнего концерта. Сквозная тема вечера – легенда о любви Тлепа и Сарыкыз, дочери Койлыбая, которая погибла от рук суеверных людей, убоявшихся, что девушка-кобызистка принесет несчастье всему аулу как шаманка. Этой легенде посвятили свои произведения Айтмуханбет Сейдахметов, Карл Дженкинс (концерт для скрипки с оркестром «Сарыкыз» и танец «Тлеп»), Алмас Серкебаев (балет «Тлеп и Сарыкыз»), Серик Абдинуров («Тлеп абыз» и «Тлеп аныз») и Алькуат Казакбаев.
На вечере также зрителям были показаны настоящие древние инструменты: нар-кобыз самого Тлепа Аспантайулы XVIII века, домбра V века и даже аль-канун IX века, который считается арабским национальным инструментом, но изобрел его Аль-Фараби. Напоминает он фортепианную деку в миниатюре, где струны равномерно сокращаются по мере повышения звука. Заодно прозвучал «Башираф» Аль-Фараби. А в финале была устроена демонстрация инструментов – «Аспаптар шеруі», затем прозвучала пьеса руководителя ансамбля Шолпан Корганбековой «К?к түріктер», ставшая визитной карточкой коллектива, и торжественная «Елім менің» Нурсултана Назарбаева и Бекболата Тлеухана.
Коллектив «Небесные тюрки» еще очень молод, но уже хорошо известен казахстанским зрителям, и перспективы у него очень большие, что и подтвердил прошедший концерт.
Бектур КАДЫРОВ, Астана