Во дворе частного дома в селе Абай Тюлькубасского района в рамках научно-познавательной экспедиции «По следам Ясави» обнаружен памятник, относящийся к X–XI векам. Сотрудник Государственного историко-культурного заповедника-музея «Азрет-Султан» привлек историков и археологов, чтобы провести исследование.
– Это средневековый надгробный камень, – считает археолог-ученый, кандидат исторических наук Марат Туякбаев. – Такие плиты устанавливали святым.
Надгробный камень, хранящий в себе информацию о жизни какого-то человека, много веков находился под землей. Когда владельцы дома, случайно наткнувшиеся на него при проведении земляных работ, поняли, что это ценная находка, обратились к специалистам, чтобы те помогли прочесть древнюю надпись. Группа специалистов во главе с известным ученым, специализирующимся на арабском, персидском и древнетюркском языках, Зарипбаем Оразбайулы изучила надпись на надгробном камне и пришли к выводу, что перед ними арабские буквы образца куфи. Надпись на каменной плите гласит: «Это могила Мухаммеда Нуран Баба».
Как известно, надгробные камни устанавливают в местах захоронений, поэтому под руководством ученых-археологов Международного казахско-турецкого университета имени Х. А. Ясави Напила Базылхана и Нурболата Богенбаева прошли археологические раскопки, в ходе которых был обнаружен ряд археологических артефактов из металла, кости, керамики, стекла.
Проведенные научные исследования найденных предметов позволили сделать вывод о том, что памятник посвящен святому Мухаммеду Нуран Бабу, который жил в казахской степи примерно в X–XI веках и вел религиозно-просветительскую деятельность. Исследователи дали название этому памятнику по старинному названию данного края – «Әлдибастау әулиесі».
В результате археологических раскопок было определено, что в этом месте располагалось строение 4 на 1,65 метра, высота стен – около двух метров. Стены памятника выложены из камней местной реки Кокбулак и закреплены глиняным раствором.
При проведении раскопок открылся источник родника, и подъем воды помешал продолжению работ. По предположениям ученых, здесь, скорее всего, расположена могила, так как надгробный камень установлен в вертикальном положении.

– Надгробный камень устанавливают на могилу, – поделился своими размышлениями Марат Туякбаев. – Этот памятник нужно тщательно исследовать. По-моему, на глубине полутора-двух метров под надгробным камнем находится могила Мухаммеда Нуран Баба. Возможно, человек, которому был установлен надгробный камень, был мастером, потому что в месте, где проводились раскопки, я заметил следы огромной печи. Это позволяет сделать предположение о том, что рядом с могилой находилась мастерская, либо ученики в память об учителе продолжили его дело, обосновавшись рядом с могилой.
Участники экспедиции «По следам Ясави» говорят, что по образцу печи и отходам вокруг можно определить, что здесь было и место, где плавили железо. А еще их удивило, что печь полностью сооружена из камней, в том числе и речных. С таким образцом печи историки столкнулись впервые.
В ходе раскопок ученые обнаружили наковальню и фрагменты плавленого железа. Стальная наковальня очень массивная и прочная, и ученые говорят о том, что такая древняя в Казахстане обнаружена впервые. На ее поверхности видны следы от ударов молотом, что свидетельствует о том, что ею пользовались много лет. Видны следы от предметов, по которым били на наковальне.
Согласно легендам, у религиозных деятелей были свои увлечения. Арыстан баб, Лашын баб, Карга баб, Ыскак баб, Жусип-ата, Садуакас-ата и другие личности занимались разведением птиц, кто-то резал скот, другие выращивали виноград, разбивали сады. И народ называл их именами, связанными с их увлечением.
Слово «Баб» с арабского переводится, как «дверь, ворота», то есть открывающий дверь в религию. Поэтому большим открытием можно считать уже то, что обнаружен надгробный камень, на котором впервые высечено имя Баба.
В 100–150 метрах от памятника «Әлдибастау әулиесі» есть холм, который местные жители с незапамятных времен считают священным. По словам аксакалов, до распространения атеистических взглядов в этом месте каждую пятницу собирался народ, чтобы читать намаз, а у подножия возвышенности людей лечили от болезней.
Ученые предполагают, что на этом холме вполне могло располагаться религиозное сооружение.
Внешний вид этого холма в селе Абай напоминает подземный кылует. Во всяком случае, кылует Кумшык-ата в Туркестане схож по форме и очертанию. Мечеть Кумшык-ата, где последователи учения Ясави проводили религиозные обряды, состоит из двух комнат и узкого коридора с дверью на входе. Кылует в форме квадрата выложен сырцовыми кирпичами, потолок оформлен в виде купола. Прилегающий к нему дом имеет круглую форму диаметром 2,5 метра и высотой 2 метра, куполообразный. Коридор имеет извилистую конструкцию, а его основная стена в свое время была выложена из жженого кирпича и увенчана куполом. А уже над подземным кылуетом была построена глинобитная мечеть.
Члены экспедиции «По следам Ясави» не исключают, что данный объект вполне мог быть построен во времена Мухаммеда Нуран Баба. Так ли это на самом деле, достоверно сказать можно будет только после проведения дальнейшего тщательного исследования. Так что археологи и историки намерены вернуться в село Абай Тюлькубасского района после того, как будет решен вопрос отвода родниковой воды.