Хайдар Хабибуллин строит корабли

814
Людмила КОРИНА, Западно-Казахстанская область
Победителем первого респуб­ликанского конкурса, проведенного Национальной инженерной академией РК, он стал в прошлом году. Тогда сотни инженеров из всех регионов Казахстана представили на суд жюри уникальные проекты, реализованные в различных секторах экономики. В число лучших вошли те, кто внес наибольший вклад в выполнение индустриально-инновационной программы. В том числе Хайдар Хабибуллин, вместе со своими коллегами стоявший у истоков создания в стране кораблестрои­тельной отрасли.

Свой рассказ о том, каким был путь к победе в конкурсе такого масштаба, он начал издалека. Выбор профессии, по его мнению, был предопределен. Он вырос в районе города, который и по сей день называется заводским. На «Зените» работали старший брат и сестра. Ходил в подшефную заводу школу и играл в футбол на заводском стадионе. Начинал с должности слесаря-сборщика. Ему повезло. Попал в бригаду, которая считалась на предприятии лучшей. В ней научили главному умению – работать на совесть, в полную силу и без скидок на молодость. В Ленинградский кораблестроительный институт поступил только со второй попытки. Но и этот факт считает подарком судьбы, поскольку больше ценил возможность учиться в этом знаменитом на всю страну вузе. Ему платили заводскую стипендию. Это значило, что после окончания учебы нужно было обязательно вернуться. Кто-то стремился в мегаполисы, а он не мыслил себя без ставшего родным предприятия, своей большой семьи и Уральска, обладающего особой притягательной силой для тех, кто в нем родился.

В советские годы успел поработать инженером-механиком и мастером-технологом. В отдел, который занимался сдачей готовой продукции, пришел, зная практически весь цикл производства изделий, которые для непосвященных называли спецтехникой. Представителем завода выезжал на ее испытания. Это была интересная и ответственная работа. Объехал все моря и портовые города единой тогда страны. Участвовал в госприемке. Сдача заказчику продукции военного назначения была и всегда будет процедурой жесткой и ответственной. Когда женился и обзавелся семьей, пришлось «бросить якорь». Работа руководителя группы в бюро опытных изделий была по-настоящему творческой. Именно здесь пришла уверенность в том, что не ошибся в выборе профессии. Это его занятие. Он умеет и может находить верные технические решения. Продукция предприя­тия в те годы выпускалась по нарастающей. Цеха оснащались современным оборудованием, осваивались новые технологии.
Переход на производство мирной продукции в постсоветское время был непростым. Заслуга руководства предприятия состоит в том, что удалось сохранить коллектив, не растерять квалифицированные кадры. В период конверсии «Зенит» изготавливал оборудование для мельниц, цехов по выпуску растительного масла, колбасных и хлебопекарных мини-заводов. К тому же пригодился опыт произ­водства товаров народного потребления, освоенных еще в советские годы. Переходный период стал серьезным испытанием для коллектива, которое он с честью выдержал.

Идея строить катера и кораб­ли была реализована, когда страна стала независимой. На начальном этапе самым главным аргументом в ее пользу могло быть только быстрое и исключительно качественное выполнение первых заказов. Хайдар Яруллович навсегда запомнил то время, когда приходилось работать в авральном режиме, с утра и до глубокой ночи с небольшим перерывом на сон. Любая работа с нуля – это огромная нагрузка. А когда речь идет о катерах и кораблях – тем более. И снова зенитовцы выстоя­ли и победили. В итоге было принято решение о реализации кораблестроительной программы страны, а завод определен головным строи­телем. Буквально в рекордные сроки удалось освоить серийный выпуск катеров «Сункар». Следующим этапом было строительство кораблей «Буркит» водоизмещением до 50 тонн.

С самого начала судостроительной биографии завода стало неизменной традицией каждый следующий катер и корабль делать более совершенным, чем предыдущий. В разработке кораблей «Барс» водоизмещением около 200 тонн для Пограничной службы КНБ РК Хабибуллин принимал участие как ответственный конструктор завода-изготовителя по данному проекту. Для выполнения работ все более высокого класса точности требовалась реконструкция цехов и производственных линий. Причем проводилась она с расчетом на все более масштабные заказы. И расчет этот оправдался. Уже целая флотилия катеров и кораб­лей, построенных на «Зените», успешно несет пограничную службу на Каспии. Следующим ответственным этапом стало выполнение заказа для Министерства обороны – строительство ракетно-артиллерийских кораблей с более совершенными системами навигации и вооружения.

– Мы всегда работаем в самом тесном тандеме с заказчиком, – рассказывает Хайдар Яруллович. – Каждый проект требует совместных, выверенных подходов, обеспечивающих достижение намеченных результатов. Завод полностью берет на себя сервис­ное обслуживание и ремонтные работы, гарантируя тем самым надежность и долговечность поставляемой им техники. Для этого на Каспии создана заводская база с соответствующим оснащением, где работают специалисты-кораблестроители.

В перспективе – строительство судов гораздо большего водоизмещения. Всю стену в кабинете Хайдара Ярулловича занимают чертежи проектов, которые еще только находятся в разработке. Это сложная и кропотливая работа. Море, как и небо, ошибок не прощает. По силам заводчанам и гражданское судостроение. Но это направление пока находится на стадии переговоров.
По словам генерального директора предприятия Вячеслава Валиева, создание более сложных моделей стало возможным только в самом тесном сотрудничестве со специали­зированными институтами. Наукоемкое, инновационное производство продолжает развиваться. Предусма­тривается строительство судов водоизмещением до 700 тонн. Инвестиционный проект, именуемый «Развитие морского судо­строения», включает проектирование, постройку, переоборудование, модернизацию, ремонт судов и корпусных конструкций. Сегодняшние дела и планы соотносятся с задачами, поставленными перед машиностроителями Президентом Нурсултаном Назарбаевым, который неизменно в числе приоритетов называет наращивание казахстанского содержания. Что позволяет «Зениту» не только сохра­нять рабочие места, но и расти – количественно и качест­венно.

– В конкурсе я принимал участие по инициативе руководства завода, – говорит Хайдар Хабибуллин. – Считаю, что он очень нужен, поскольку позволяет поднять престиж инженерной профессии. Что немаловажно для реализации индустриально-инвести­ционной программы. Я уже достиг пенсионного возраста. Завод всегда целенаправленно занимался подготовкой кадров. И сегодня у нас работает думающая и инициативная молодежь, которой по силам решение больших, сложных и ответственных задач.

Популярное

Все
Токаев подписал закон о противодействии незаконному обороту наркотических средств
Президент направил телеграмму соболезнования Джозефу Байдену
Токаев направил телеграмму соболезнования президенту Черногории
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Год единства и созидания
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Список погибших в авиакатастрофе казахстанцев опубликовало МЧС
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Как отличить новую банкноту номиналом 2 тысячи тенге от фальшивой
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Казахстан – лидер по привлеченным инвестициям в новые проекты в регионе Северной и Центральной Азии
В Греции электромобили встали на дороге из-за холода
Актауского блогера арестовали на 10 суток после съемки с места крушения самолета
Найден черный ящик потерпевшего крушение самолета вблизи Актау
СВМДА: на пути эволюционного развития
90 лет в потоке истории
Предприятие стоимостью свыше 1 млрд тенге вернули государству в Алматинской области
Трамп обещал Канаде вдвое уменьшить налоги при присоединении к США
Выпускники журфака КазНУ вручили новогодний подарок студентам
Открыт новый терминал аэропорта Шымкента
Марат Карабаев рассказал хронологию авиакатастрофы в Актау
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Задачи прокуратуры – закон и порядок
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
Прорыв в дорожной сфере
В Тбилиси спецназ разогнал протестующих водометами
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Пять представительниц Казахстана по боксу пробились в финал чемпионата Азии
Алматы – претендент на финал Лиги чемпионов УЕФА
Вдохновлять собственным примером
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Деликатесы по скромной цене
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау

Читайте также

Рабочим профессиям – особое внимание
Когда чувствуешь себя волшебницей
Берите пловом!
Утренник с Чапаевым

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]