
Желание узнавать «детали» предстоящей жизни – на год, на месяц, на неделю вперед – не покидает нас не одно десятилетие. Философы или литературоведы объясняют, что связано это с определенным мировоззренческим кризисом, который проявляется особенно ярко на стыке веков. Так было в конце XIX – начале ХХ веков и на рубеже нового тысячелетия. В нашу жизнь прочно вошли гороскопы, сонники, предсказания астрологов, экстрасенсов, ясновидящих, гадания всех мастей… И все-таки святочные традиции занимают особое место. К ним мы относимся вроде бы и не всерьез, но тепло и душевно.
«Сеем, веем, посеваем...»
В Святках, как в доме Облонских, все смешалось. По старому стилю Святки длятся с 25 декабря по 6 января, по новому – с 6 по 19 января, начинаются с Рождества и заканчиваются Крещением. Здесь соединились три календаря: народный (языческий) – это праздник Коляды, христианский – Рождество Христово и Крещение, светский – наступление Нового года.
Доподлинно все обрядовые таинства знают только специалисты-фольклористы, но, с другой стороны, широкие массы об этом цикле календарных праздников осведомлены достаточно. Кто-то, возможно, не слышал о Сочельнике (канун Рождества), когда строгий церковный устав предписывал полное воздержание от пищи «до первой звезды», символизирующей рождественскую звезду, возвестившую волхвам рождение Христа. Зато наверняка вспомнит, как в 1990-е ритуальная запрещающая фраза «до первой звезды» вошла в один из популярных рекламных роликов Тимура Бекмамбетова.
Сравнительно недавно (до появления подъездных кодовых замков) ребятишки стучались в квартиры со словами «Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем!», сыпали на пороге пшено или перловку. Они уже не ощущали себя колядовщиками и вряд ли знали продолжение самой известной колядки, сулящей достаток в дом:
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
Родись, пшеница, выше божницы,
Родись, овес, выше берез,
Расти большой, не бывай пустой.
Однако, как и столетия назад, ждали от хозяев вознаграждения за поздравления – конфет или денежек.
А в селах на севере Казахстана вплоть до 1950-х годов на Святки по домам ходили ряженые, не только дети, но и взрослые.
Святки – праздничный период, запрет налагался на любую работу, особенно в вечернее время. С наступлением сумерек молодые парни, изображая козу, выворачивали полушубок мехом наружу, рядились медведями, чертями, ведьмой, цыганами, даже снеговиками, нередко прихватывали с собой гармониста. Колядовщиков одаривали деньгами, булками, конфетами, подносили вино, приглашали за стол. Все вместе пели веселые песни, играли в снежки, катались на санках с горы.
Кроме колядок звучали рацейки и славления, связанные уже с Рождеством. А Святки называли еще и «Святыми вечерами». Так, во многих районах Акмолинской области было принято делать рождественскую звезду из цветной бумаги или из дерева, ее украшали цветами, а внутрь вставляли фонарь. Зайдя в дом, пели рождественский тропарь «Рождество твое, Христе Боже наш!..»
Традиции уходят, но продолжают быть интересными. Сохранению «преданий старины глубокой» и воспоминаний о недавно утраченных традициях активно помогают студенты-филологи, которые после первого курса отправляются на фольклорную практику. Студенты Целиноградского педагогического института впервые отправились в «поход за фольклором» без малого 40 лет назад – в 1978 году. За прошедшие десятилетия на филологических факультетах Евразийского национального университета им. Л. Гумилева и Казахстанского филиала МГУ им. М. Ломоносова собран огромный уникальный архив, о студенческих экспедициях сняты фильмы, изданы сборники. На основе архивных материалов написаны научные статьи, монографии и диссертации. Сегодня такие архивы – бесценное хранилище текстов песен, преданий, легенд, обрядов, заговоров, записанных часто от носителей традиций – бабушек (реже дедушек), которые сами участвовали в обрядах или помнят рассказы своих старших родственников.
Из таких студенческих записей становится известным, например, что Старый Новый год в некоторых селах, где проживало много украинцев, называли Меланкой. В Украине особо отмечались 13 и 14 января – дни Меланьи и Василья. Колядовщики наряжались в короля Василька и королеву Меланку, «меланковали», исполняли песню «Ой, учора из вечора». Материалы экспедиций 1980–1990-х годов подтверждают живое, аутентичное бытование обряда: «И сейчас ходим, – вспоминала Л. Аксенова, 1940 г. р., украинка. – Дают водку, конфеты, мы в позапрошлом году ходылы. Баба Дуня Меланкой была, веночек, тюль причепила, а я Васильком с шапочкой и палочкой».
«Раз в крещенский вечерок…»
Но все-таки самым привлекательным элементом Святок являются гадания. Что конкретно нужно делать, еще в начале XIX века подробно расписал Василий Жуковский в балладе «Светлана»:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Героиня произведения решила испытать на себе самое страшное гадание – с зеркалом. Кстати, вторую половину Святок именовали «Страшными вечерами», потому что это время связано с особенной активностью нечистой силы. Гадающие отдавались в ее власть. Ночью шли в баню, снимали нательный крест, девушки распускали волосы и говорили, глядя в зеркало: «Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать». К Светлане явился ее жених, оказавшийся мертвецом, и увез ее венчаться… Впрочем, для этой героини все закончились хорошо. А вот для Людмилы из одноименной баллады того же Жуковского – жутко плохо.
С детьми-подростками эти произведения можно почитать и сегодня. Они, конечно, страшно далеки от современных «страшилок», известных из кинокультуры. Но это хорошее семейное чтение для длинных зимних вечеров. А почему бы нет? Ведь рождественские сочинения – особый литературный жанр, которые создавали Диккенс, Элиот, Достоевский, Лесков, Чехов, Андреев, Блок, Пастернак, Бродский…
– Обрядовые гадания были и остаются традиционным способом проникновения в будущее, – говорит известный отечественный ученый-фольклорист, заведующая кафедрой филологии Казахстанского филиала МГУ Галина Власова. – Такие гадания можно классифицировать по нескольким критериям. Действие гадающего – выслушивание, счет, осязание, жеребьевка, высматривание; предмет, при помощи которого производится гадание, – животные, птицы, обувь, нитки, олово, воск, золото, кольцо, зеркало, ключ, замок, вода, сковорода, топор; целевая установка гадающего – узнать судьбу, увидеть суженого, определить его материальное состояние, личностные качества, внешность и профессию. Кроме того, традиционно различаются гадания индивидуальные и коллективные, опасные и неопасные, со словесной формулой и без нее.
Скажете, сложно? На самом деле многое нам давно знакомо. Девушки, ночуя не у себя дома, перед сном, скорее всего, произнесут: «Сплю на новом месте, приснись жених невесте». Постараются запомнить в деталях все приметы суженого и истолковать утром свой сон. А кто не знает, что вещие сны бывают с четверга на пятницу? И не только в эту ночь.
Студенческие фольклорные архивы хранят такую запись: «Со вторника на среду загадывают желание и говорят: «Святой день среда, приснись хлеб или вода». Если приснится хлеб, то желание не сбудется, а если вода, то сбудется». Есть записи, свидетельствующие об ироническом отношении респондентов к гаданиям и к вещим снам: «И снится мне во сне, что человек идет в папахе, на белой лошади, будто бы Чапаев. Утром встала и рассказала девкам, а они мне говорят, что я замуж за Чапаева выйду». Но это, скорее, исключение.
А еще перед Рождеством, Крещением, под Старый Новый год на листочках пишут разные мужские имена, листочки кладут под подушку, девушка ложится спать, а утром вытягивает листочек – в нем имя жениха. Кажется, только и успевай в Святки что спать да запоминать сны!
Сейчас лапти, валенки да сапожки через забор или крышу никто кидать не будет. За поведением домашних животных и птиц, чтобы узнать характер «второй половины», тоже наблюдать проблематично. Как и просить ночью на улице прохожих назвать свое имя и место жительства… Но есть, например, гадание на корыто: под Новый год ставили девушки во дворе корыто и шли к нему спиной. Кто упадет в корыто – та и выйдет замуж. Слишком экстремально? Тогда самое простое.
Взять четыре стакана, в один положить монеты, в другой – соль, в третий – хлеб, в четвертый – кольцо. Потом надо закрыть глаза и передвигать стаканы по столу, пока не перестанешь понимать, в каком что находится. Выбирать наугад один. Если попался хлеб, то это к достатку в доме, соль – к слезам, монеты – к деньгам, а кольцо – к свадьбе.
В любом случае относиться очень серьезно к результату гадания не стоит. Святки – время веселья и надежд. А надеяться лучше только на хорошее.
С черною икрой ватрушка
Галина Власова рассказала, как несколько лет назад среди студентов-филологов Евразийского университета был проведен «фольклористический» опрос. Задавали вопросы: «Гадаете ли вы?», «Если да, то опишите гадания», «Верите вы в гадания или нет?». Результаты получились занимательные. 80% опрошенных гадали, знали разные способы гаданий и доверяли им. Бытовали следующие гадания: жеребьевка, на сон, на зеркало, на обувь, на пепел, на воск, на сожженнную бумагу. Студенты верили в сны, обращались к сонникам, гадали на картах, на монетах, знали гороскопы. 20% опрошенных не гадали из-за боязни и оттого, что «бабушка говорила, что гадать – это грешить». Опрос показал, что 100% студентов знали свой знак зодиака, а 80% – стихию знака, 98% владели информацией о годе своего рождения по восточному календарю.
Подавляющее большинство читали статьи о гороскопе на неделю, хотя далеко не всегда делали из этого выводы. Все студенты указали на свою информированность о явлениях апокалиптического толка, о пророчествах, читали работы, связанные с интерпретацией религиозно-философских идей. Вряд ли «свежие» данные будут существенно отличаться. Это говорит о том, отмечает Г. Власова, что для нашего времени характерен тип поведения, ориентированный на знание судьбы. И несмотря на кажущуюся архаичность, обрядовые гадания функционально значимы в быту и в повседневном сознании человека.
Между прочим, не прочь иногда погадать и дети. Они предпочитают магические вызывания русалки, гномика, Пиковой Дамы, Винни-Пуха. Если эти персонажи появляются, то сбудется желание. 12-летняя девочка так описывает гадательный «процесс»: «Надо взять хлеб, соль, воду. В 12 часов ночи, сидя перед зеркалом, лить воду, сыпать соль, крошить хлеб и приговаривать: «Хлеб, соль, вода, Винни-Пух, иди сюда!» Он выходит из зеркала, и ты с ним разговариваешь. При этом нельзя смеяться».
Но нельзя не улыбнуться, встретив в книжном отделе издание «Медитации и заговоры. Рисуем славянские мандалы и заговариваем». Здесь непостижимым образом «встретились» популярные раскраски для взрослых, мандалы, отсылающие к буддийским и индуистским религиозным практикам, славянские заговоры, святочные гадания и ворожба на кофе, иглах, яйцах, бобах...
А перед Рождеством по вацапу под названием «Колядка» перемещалось такое пожелание:
Пусть будут у моей подружки,
Золотые побрякушки,
С черною икрой ватрушки,
Трехэтажные избушки,
В кошельке всегда еврушки,
И любимый на подушке...
Что ж, традиции трансформируются порой до неузнаваемости, но желание заглянуть в будущее, верить в чудесное – остается.