​Хлеб, соль, вода, Винни-Пух, иди сюда!

862
Наталья Курпякова
kfaktiv.ru

Желание узнавать «детали» предстоящей жизни – на год, на месяц, на неделю вперед – не покидает нас не одно десятилетие. Философы или литературоведы объясняют, что связано это с определенным мировоззренческим кризисом, который проявляется особенно ярко на стыке веков. Так было в конце XIX – начале ХХ веков и на рубеже нового тысячелетия. В нашу жизнь прочно вошли гороскопы, сонники, предсказания астрологов, экстрасенсов, ясновидящих, гадания всех мастей… И все-таки святочные традиции занимают особое место. К ним мы относимся вроде бы и не всерьез, но тепло и душевно.


«Сеем, веем, посеваем...»

В Святках, как в доме Облонских, все смешалось. По старому стилю Святки длятся с 25 декабря по 6 января, по новому – с 6 по 19 января, начинаются с Рождества и заканчиваются Крещением. Здесь соединились три календаря: народный (языческий) – это праздник Коляды, христианский – Рождество Христово и Крещение, светский – наступление Нового года.

Доподлинно все обрядовые таинства знают только специалис­ты-фольклористы, но, с другой стороны, широкие массы об этом цикле календарных праздников осведомлены достаточно. Кто-то, возможно, не слышал о Сочельнике (канун Рождества), когда строгий церковный устав предписывал полное воздержание от пищи «до первой звезды», символизирующей рождественскую звезду, возвестившую волхвам рождение Христа. Зато наверняка вспомнит, как в 1990-е ри­туальная запрещающая фраза «до первой звезды» вошла в один из популярных рекламных роликов Тимура Бекмамбетова.

Сравнительно недавно (до появления подъездных кодовых замков) ребятишки стучались в квартиры со словами «Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем!», сыпали на пороге пшено или перловку. Они уже не ощущали себя колядовщиками и вряд ли знали продолжение самой известной колядки, сулящей достаток в дом:

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Родись, пшеница, выше божницы,

Родись, овес, выше берез,

Расти большой, не бывай пустой.

Однако, как и столетия назад, ждали от хозяев вознаграждения за поздравления – конфет или денежек.

А в селах на севере Казахстана вплоть до 1950-х годов на Святки по домам ходили ряженые, не только дети, но и взрослые.

Святки – праздничный период, запрет налагался на любую работу, особенно в вечернее время. С наступлением сумерек молодые парни, изображая козу, выворачивали полушубок мехом наружу, рядились медведями, чертями, ведьмой, цыганами, даже снеговиками, нередко прихватывали с собой гармониста. Колядовщиков одаривали деньгами, булками, конфетами, подносили вино, приглашали за стол. Все вместе пели веселые песни, играли в снежки, катались на санках с горы.

Кроме колядок звучали рацейки и славления, связанные уже с Рождеством. А Святки называли еще и «Святыми вечерами». Так, во многих районах Акмолинской области было принято делать рож­дественскую звезду из цветной бумаги или из дерева, ее украшали цветами, а внутрь вставляли фонарь. Зайдя в дом, пели рождественский тропарь «Рождество твое, Христе Боже наш!..»

Традиции уходят, но продолжают быть интересными. Сохранению «преданий старины глубокой» и воспоминаний о недавно утраченных традициях активно помогают студенты-филологи, которые после первого курса отправляются на фольклорную практику. Студенты Целиноградского педагогического института впервые отправились в «поход за фольклором» без малого 40 лет назад – в 1978 году. За прошедшие десятилетия на филологических факультетах Евразийского национального университета им. Л. Гумилева и Казахстанского филиала МГУ им. М. Ломоносова собран огромный уникальный архив, о студенческих экспедициях сняты фильмы, изданы сборники. На основе архивных материа­лов написаны научные статьи, монографии и диссертации. Сегодня такие архивы – бесценное хранилище текстов песен, преданий, легенд, обрядов, заговоров, записанных часто от носителей традиций – бабушек (реже дедушек), которые сами участвовали в обрядах или помнят рассказы своих старших родственников.

Из таких студенческих записей становится известным, например, что Старый Новый год в некоторых селах, где проживало много украинцев, называли Меланкой. В Украине особо отмечались 13 и 14 января – дни Меланьи и Василья. Колядовщики наряжались в короля Василька и королеву Меланку, «меланковали», исполняли песню «Ой, учора из вечора». Материалы экспедиций ­1980–1990-х годов подтверждают живое, аутентичное бытование обряда: «И сейчас ходим, – вспоминала Л. Аксенова, 1940 г. р., украинка. – Дают водку, конфеты, мы в позапрошлом году ходылы. Баба Дуня Меланкой была, веночек, тюль причепила, а я Васильком с шапочкой и палочкой».


«Раз в крещенский вечерок…»

Но все-таки самым привлекательным элементом Святок являются гадания. Что конкретно нужно делать, еще в начале XIX века подробно расписал Василий Жуковский в балладе «Светлана»:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Героиня произведения решила испытать на себе самое страшное гадание – с зеркалом. Кстати, вторую половину Святок именовали «Страшными вечерами», потому что это время связано с особенной активностью нечистой силы. Гадающие отдавались в ее власть. Ночью шли в баню, снимали нательный крест, девушки распускали волосы и говорили, глядя в зеркало: «Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать». К Светлане явился ее жених, оказавшийся мертвецом, и увез ее венчаться… Впрочем, для этой героини все закончились хорошо. А вот для Людмилы из одноименной баллады того же Жуковского – жутко плохо.

С детьми-подростками эти произведения можно почитать и сегодня. Они, конечно, страшно далеки от современных «страшилок», известных из кинокультуры. Но это хорошее семейное чтение для длинных зимних вечеров. А почему бы нет? Ведь рождественские сочинения – особый литературный жанр, которые создавали Диккенс, Элиот, Достоев­ский, Лесков, Чехов, Андреев, Блок, Пастернак, Бродский…

– Обрядовые гадания были и остаются традиционным способом проникновения в будущее, – говорит известный отечественный ученый-фольклорист, заведующая кафедрой филологии Казахстанского филиала МГУ Галина Власова. – Такие гадания можно классифицировать по нескольким критериям. Действие гадающего – выслушивание, счет, осязание, жеребьевка, высматривание; предмет, при помощи которого производится гадание, – животные, птицы, обувь, нитки, олово, воск, золото, кольцо, зеркало, ключ, замок, вода, сковорода, топор; целевая установка гадающего – узнать судьбу, увидеть суженого, определить его материальное состояние, личностные качества, внешность и профессию. Кроме того, традиционно различаются гадания индивидуальные и коллективные, опасные и неопасные, со словесной формулой и без нее.

Скажете, сложно? На самом деле многое нам давно знакомо. Девушки, ночуя не у себя дома, перед сном, скорее всего, произнесут: «Сплю на новом месте, приснись жених невесте». Постараются запомнить в деталях все приметы суженого и истолковать утром свой сон. А кто не знает, что вещие сны бывают с четверга на пятницу? И не только в эту ночь.

Студенческие фольклорные архивы хранят такую запись: «Со вторника на среду загадывают желание и говорят: «Святой день среда, приснись хлеб или вода». Если приснится хлеб, то желание не сбудется, а если вода, то сбудется». Есть записи, свидетельствующие об ироническом отношении респондентов к гаданиям и к вещим снам: «И снится мне во сне, что человек идет в папахе, на белой лошади, будто бы Чапаев. Утром встала и рассказала девкам, а они мне говорят, что я замуж за Чапаева выйду». Но это, скорее, исключение.

А еще перед Рождеством, Крещением, под Старый Новый год на листочках пишут разные мужские имена, листочки кладут под подушку, девушка ложится спать, а утром вытягивает листочек – в нем имя жениха. Кажется, только и успевай в Святки что спать да запоминать сны!

Сейчас лапти, валенки да сапожки через забор или крышу никто кидать не будет. За поведением домашних животных и птиц, чтобы узнать характер «второй половины», тоже наб­людать проблематично. Как и просить ночью на улице прохожих назвать свое имя и место жительства… Но есть, например, гадание на корыто: под Новый год ставили девушки во дворе корыто и шли к нему спиной. Кто упадет в корыто – та и выйдет замуж. Слишком экстремально? Тогда самое простое.

Взять четыре стакана, в один положить монеты, в другой – соль, в третий – хлеб, в четвертый – кольцо. Потом надо закрыть глаза и передвигать стаканы по столу, пока не перестанешь понимать, в каком что находится. Выбирать наугад один. Если попался хлеб, то это к достатку в доме, соль – к слезам, монеты – к деньгам, а кольцо – к свадьбе.

В любом случае относиться очень серьезно к результату гадания не стоит. Святки – время веселья и надежд. А надеяться лучше только на хорошее.


С черною икрой ватрушка

Галина Власова рассказала, как несколько лет назад среди студентов-филологов Евразийского университета был проведен «фольк­лористический» опрос. Задавали вопросы: «Гадаете ли вы?», «Если да, то опишите гадания», «Верите вы в гадания или нет?». Результаты получились занимательные. 80% опрошенных гадали, знали разные способы гаданий и доверяли им. Бытовали следующие гадания: жеребьевка, на сон, на зеркало, на обувь, на пепел, на воск, на сожженнную бумагу. Студенты верили в сны, обращались к сонникам, гадали на картах, на монетах, знали гороскопы. 20% опрошенных не гадали из-за боязни и оттого, что «бабушка говорила, что гадать – это грешить». Опрос показал, что 100% студентов знали свой знак зодиака, а 80% – стихию знака, 98% владели информацией о годе своего рождения по восточному календарю.

Подавляющее большинство читали статьи о гороскопе на неделю, хотя далеко не всегда делали из этого выводы. Все студенты указали на свою информированность о явлениях апокалиптического толка, о пророчествах, читали работы, связанные с интерпретацией религиозно-философских идей. Вряд ли «свежие» данные будут существенно отличаться. Это говорит о том, отмечает Г. Власова, что для нашего времени характерен тип поведения, ориентированный на знание судьбы. И несмотря на кажущуюся архаичность, обрядовые гадания функционально значимы в быту и в повседневном сознании человека.

Между прочим, не прочь иногда погадать и дети. Они предпочитают магические вызывания русалки, гномика, Пиковой Дамы, Винни-Пуха. Если эти персонажи появляются, то сбудется желание. 12-летняя девочка так описывает гадательный «процесс»: «Надо взять хлеб, соль, воду. В 12 часов ночи, сидя перед зеркалом, лить воду, сыпать соль, крошить хлеб и приговаривать: «Хлеб, соль, вода, Винни-Пух, иди сюда!» Он выходит из зеркала, и ты с ним разговариваешь. При этом нельзя смеяться».

Но нельзя не улыбнуться, встретив в книжном отделе издание «Медитации и заговоры. Рисуем славянские мандалы и заговариваем». Здесь непостижимым образом «встретились» популярные раскраски для взрослых, мандалы, отсылающие к буддийским и индуистским религиозным прак­тикам, славянские заговоры, святочные гадания и ворожба на кофе, иглах, яйцах, бобах...

А перед Рождеством по вацапу под названием «Колядка» перемещалось такое пожелание:

Пусть будут у моей подружки,

Золотые побрякушки,

С черною икрой ватрушки,

Трехэтажные избушки,

В кошельке всегда еврушки,

И любимый на подушке...

Что ж, традиции трансформируются порой до неузнаваемости, но желание заглянуть в будущее, верить в чудесное – остается.

Популярное

Все
Алимханулы сделал заявление о бое за три титула чемпиона мира
Роботы передвинули исторический квартал в Китае
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Уральске реконструируют набережную
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
«Умный» дым: Петропавловская ТЭЦ-2 запускает трубу с системой мониторинга
Я – жертва и живой свидетель массового голода
Структурная реформа в футбольном судействе даст свои плоды
Токаев ратифицировал соглашение с Кыргызстаном о взаимной защите инвестиций
Дело Шерзата: прокурор запросила для обвиняемых от 1,5 до 23 лет лишения свободы
В Петропавловске прохожим в честь праздника раздавали флаги
Дожди с грозами снова придут в Казахстан
Назначен новый министр обороны Казахстана
Хоккейный клуб «Барыс» объявил об уходе семи легионеров
Возврат активов: более 570 млн тенге ​​​​​​​ направили на водоснабжение сел области Ұлытау
В Алматы прибыл первый туристский поезд из Сианя
В Алматы на месте старого здания возвели современный центр для детей
Серик Туленбергенов освобожден от должности вице-министра по ЧС
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Будущее – за цифровыми активами
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Семья – духовный код нации
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
У адвоката – особый статус в системе правосудия
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области

Читайте также

Полицейские Жетысу изъяли 54 кг наркотиков
Реконструируют шесть вокзалов
Верховный суд разъяснил порядок
Паралимпийцы приняли участие в экоакции

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]