Для привлечения туристов в Актюбинской области есть немало заповедных мест, памятников истории, объектов культурного наследия, передает
Kazpravda.kz.
В центре Евразии
Все они уникальны по своему разнообразию и являются историко-культурным достоянием страны. Не будем забывать, что актюбинский регион располагается в центре Евразии, и в этом его главная особенность.
Около 50 объектов внесены в туристический пояс области, именно они обладают большим потенциалом для развития внутреннего туризма. В рамках проекта «Сакральная география Казахстана» в список памятников республиканского значения вошли по региону 10 объектов, среди них – мемориальный комплекс Кобыланды-батыра, мавзолей Абат Байтак, природно-ландшафтный метеоритный кратер Жаманшин, некрополь Хан-моласы, мемориальный комплекс Есет-батыра.
Сегодня в области ряд туристических маршрутов действуют на постоянной основе. И маршрут экспедиции «Атамекен» АО «РГ «Егемен Қазақстан», посвященный 30-летию Независимости, пролегал по одному из них. Маршрут включает в себя посещение уникальных мест и сакральных объектов сразу в трех районах области – Кобдинском, Уилском и Темирском.
В состав экспедиции вошли общественный деятель, известный краевед Бекарыстан Мырзабаев, представитель регионального центра «Рухани жаңғыру» Куат Абилкайыр, собкоры газеты «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» по Актюбинской области Баян Сарсембина и Жубаныш Байгуринов, представитель управления внутренней политики областного акимата Мейрамбек Аманбекулы, журналисты областной газеты «Актюбинский вестник» Санат Раш и ТВ «Ақтөбе» Гульдана Каленкызы, а также оператор телеканала Мейиржан Аманжолов.
На родине Алии
Приняв эстафету от Карагандинской области, члены экспедиции отправились по историко-познавательному, этнокультурному маршруту под названием «Кобда – батырлар мекені». Такое название дано не случайно, поскольку Кобда – это малая родина легендарной дочери казахского народа Алии Молдагуловой. Эта земля взрастила и таких героев, как Кобыланды-батыр, Абат-батыр, Сапура Матенкызы, Исатай Тайманов…
По словам краеведа Бекарыстана Мырзабая, данный туристический маршрут сегодня популярен, так как объединяет сразу несколько исторических мест: поселок Булак, где родилась и выросла Герой Советского Союза Алия Молдагулова, мечеть Шакен ишана, мавзолей древнего зодчества Абат Байтак, мемориальный комплекс Кобыланды-батыра.
Эти объекты стали центрами визитов туристов, для удобства которых уже много сделано: хорошая международная трасса Самара – Шымкент, вдоль которой строятся новые кемпинги, асфальтированная 20-километровая дорога в аул Булак, куда раньше трудно было добираться. В поселке имени Алии Молдагуловой приезжим можно остановиться в гостиничных номерах при областном Центре патриотического воспитания. Условия для туристов созданы по всему маршруту.
Первым историко-культурным объектом для экспедиции стала старая мечеть Шакена (Шаймердена) ишана. До нее от международной трассы – рукой подать. Мечеть сразу привлекает внимание особенным архитектурным стилем. Ее самобытность в том, что выполненная каменная кладка встречается довольно редко в казахских мечетях. Ученые утверждают, что построено здание в начале ХХ века по волжским прототипам из природного каменного сырья. В середине 90-х часть мечети была разрушена. Сегодня стоит вопрос о ее восстановлении и реконструкции. Недалеко от мечети – могильник потомков таракты табын Шакена Ишана.
Областной Центр патриотического воспитания им. Алии Молдагуловой располагается в одноименном поселке, также близ международной трассы. Нас встретила его директор Багдаш Тукенова.
Центр был открыт в 2005 году к 80-летию героини Великой Отечественной войны на базе Дома культуры. Сюда приезжает много гостей. В основном это молодежь, студенты и школьники. В двухэтажном комплексе есть спортзал, учебный кабинет, на втором этаже действует музей, в котором собрано около 4 тыс. экспонатов. Для проведения военно-патриотических мероприятий имеются площадки на территории центра.
По словам Багдаш Тукеновой, экспонаты музея начали собирать с середины 60-х годов. Тогда в Кобду приезжал Уральский Николай Матвеевич, под командованием которого воевала на Втором Прибалтийском фронте в составе четвертого батальона 54-й отдельной стрелковой бригады снайпер Алия Молдагулова. Он рассказал о подвиге казахской девушки и предложил открыть на ее малой родине музей. Первые экспонаты – документы Алии – он привез с собой.
В 70–80-е годы местный краевед, уроженец Кобды Галымжан Байдербес занимался исследованием ее фронтовой жизни, сбором материалов, документов и одним из первых посетил места, где сражалась и погибла Алия.
Работники музея наладили тесные связи с коллегами из Санкт-Петербурга, Москвы, Псковской области. Эта работа продолжается. В музее из 4 тыс. экспонатов половина напрямую связана с жизнью Алии. Это фотографии героини, ее родственников, сослуживцев, вещи, найденные на полях сражений, – винтовки, каски… Фонд музея продолжает пополняться.
Немало ценных экспонатов передано музею из города Новосокольники, где у деревни Казачиха Псковской области в тяжелом бою сложила голову Алия. Она захоронена в братской могиле у села Монаково. Недалеко от Новосокольников есть село Насва, где местная школа выступила с инициативой носить имя казахской героини.
Укрепляются связи у кобдинского музея и с селом Вятское Некрасовского района Ярославской области. В 1942 году вместе с детским домом Алия была эвакуирована туда из осажденного Ленинграда. Там окончила 7 классов. В Вятской средней школе бережно хранят память об Алие: открыт музей, установлен бюст героини, каждый год школа проводит турнир памяти Алии. В 2021-м в состязании в онлайн-формате участвовали актюбинские школьники и заняли первое место. Кубок победителя теперь находится в музее Центра областного патриотического воспитания.
В селе Булак членов экспедиции ждала хорошая новость. Местный предприниматель Жолдас Суйин на свои средства решил построить дом-музей Алии рядом с тем местом, где когда-то была землянка, в которой родилась и выросла Алия. Землянка давно разрушилась из-за ветхости. Методист Кобдинского историко-краеведческого музея, краевед Конысбек Шакенов отмечает важность этой инициативы: приехав в родной аул героини, туристы первым делом спрашивают про дом, в котором жила Алия. И разочаровываются, когда видят вместо него обелиск, установленный в постсоветские времена.
Дом-музей сейчас оборудуется и в скором времени откроется. В одном из залов будет воссоздан быт семьи Алии в родном ауле. Рядом с домом – большой зеленый парк, открытый в 2005-м – в год 80-летия со дня рождения Алии Молдагуловой.
Конысбек Шакенов сейчас на заслуженном отдыхе. Несколько лет он был акимом в этом сельском округе и теперь свою жизнь связал с Булаком, здешними историческими местами. Он как гид встречает и провожает гостей, знает в степи каждую тропиночку, проселочную дорогу. Вот и к древнему памятнику XIV века – мавзолею Абат Байтак он показывал дорогу, находясь за рулем своего легкового автомобиля.
Музей под открытым небом
Попасть из Булака в Абат Байтак оказалось непросто: нужно проехать несколько километров в обход оврагов и низин с родниками. Тому, кто впервые в этих местах, надо быть осторожным: нет гарантии, что колеса машины не застрянут в сыпучем песке, коль свернешь не на ту дорогу.
– А вот и Абат Байтак! – радостно воскликнул кто-то из членов экспедиции после получасовой езды по степи. – Только он почему-то остался в стороне, а мы едем в другом направлении.
Переглядываемся, но молчим, ориентируясь на впереди идущую легковушку нашего гида. Наконец – поворот, небольшой мост через ложбину, и к Абат Байтаку открывается прямая дорога.
О магической силе этого древнего памятника, здешних захоронениях не перестают говорить в окрестных селах и поныне. Особый интерес к ним и у историков, этнографов, археологов. Для них Абат Байтак – ключ к разгадкам тайн степной Евразии, а для туристов – связующая нить с эпохой средневековья.
Это действительно так. Здешние места до сих пор таят в себе много неизведанного. Древние курганы-могильники, культовые памятники, кулпытасы – их сотни, каждый – словно страница богатой истории и культуры многих народов. И конечно же, поражает воображение единственный сохранившийся на территории Западного Казахстана памятник древнего зодчества Абат Байтак (XIV–XV века).
Ученые утверждают, что архитектурному стилю этого уникального сооружения периода Золотой Орды нет аналога во всем Казахстане. Подобные памятники портально-шатрового типа есть в Челябинской области и Башкортостане.
Откуда исходит его название – Абат Байтак? Краевед Бекарыстан Мырзабаев приводит несколько версий.
Аргументом для датировки сооружения – XIV–XV века – послужили предания о том, что мавзолей построен над могилой Абата – сына известного философа Асана Кайгы. Как гласит легенда, Абат трагически погиб здесь, в урочище Бескопа, когда по поручению отца искал хорошие, привольные места для перекочевки. Он был сброшен верблюдицей – желмая и разбился. Мавзолей построили в кратчайшие сроки всем миром. Отсюда и вторая часть названия – «байтак» означает «широкий».
Существуют и другие предания. Так, востоковед, этнограф Галина Пугаченкова приводит версию, что в этом месте захоронен потомок Чингисхана – внучатый племянник хана Батыя – Байтак аулие вместе с супругой. О существовании Байтак аулие сказано и в записях российских исследователей XIX века. Упоминается об этом в фольклорных произведениях про Асана Кайгы.
По утверждению старожилов, мавзолей раньше называли Байтак аулие. Бекарыстан Мырзабаев склоняется к тому, что объект относится к временам Золотой Орды. На это указывают и 3 захоронения в мавзолее: найдены останки мужчины и женщины и еще одного простого человека, погребенного в отдалении у крыльца.
Все версии и факты требуют тщательного изучения. Так, при раскопках был обнаружен аса таяк – железная булава с ребристой головкой и круглой втулкой для рукояти. Данный предмет из центральной могилы, безусловно, является одним из символов власти, что говорит о статусе погребенного. Экспонат сейчас хранится в областном музее. Также обнаружена большая деревянная посуда для мясного блюда на 6 человек. Исследования продолжаются.
Жженые красные кирпичи мавзолея уложены ровно, размер каждого составляет 26 х 26 см, толщина – 6 см. Такую технологию, отмечают ученые, использовали в Иране в Х веке. Видимо, к строительству привлекли опытного мастера-зодчего, получившего там образование. Четырехгранная верхняя часть мавзолея с куполом была в свое время полуразрушена.
С 1979 года объект внесен в Список историко-культурных памятников республиканского значения. В 2004-м по программе «Мәдени мұра» было выделено порядка 30 млн на реконструкцию. Для изготовления кирпичей использовали песок из карьера близ реки Большая Кобда и устья реки Батпакты. На бывшем элеваторе в Кобде по технологии средневековья построили печь для обжига 20 тыс. кирпичей. При реставрационных работах в 2004–2006 годах была восстановлена портальная часть объекта.
Исследователи считают, что Абат Байтак является лишь частью огромного комплекса историко-культурных проявлений, связанных с формированием в Западном Казахстане древних мусульманских традиций. Мавзолей, по сути, венец всей цепочки развития мусульманских мировоззрений за 200 с лишним лет.
Примечательно, что он окружен большим количеством захоронений более позднего периода – XVIII–XIX и начала XX веков – с хорошо сохранившимися стелами высочайшего камнерезного искусства. Словом, это огромный музей под открытым небом.
Сегодня территория некрополя, с учетом имеющихся захоронений и обнаружением новых курганов, ограждена на площади в 52 га. Намечены новые археологические раскопки.
Для посещения туристов и удобства паломников построен шырак на 60 мест. Здесь можно остановиться на ночлег, дать ас, прочитать молитву. К мавзолеям Абат Байтака, Кыз аулие, кулпытасам проложена аллея, планируется установить скамейки с навесами, освещение.
Как говорит Конысбек Шакенов, некрополь посещает много людей. Из-за карантинных ограничений поток, конечно, чуть уменьшился, но приезжали и приезжают из разных регионов Казахстана, из зарубежья. Посещали некрополь туристы из Франции, Китая, Бельгии... Ранее проживавшие в Кобде немцы, переехавшие в Германию, также приезжали семьями.
…В плане экспедиции «Атамекен» значилось также посещение объектов историко-культурного наследия в Уилском районе – старинных строений торговых рядов Кокжарской ярмарки, куда со второй половины XIX века 2 раза в год – весной и осенью – спешили с товарами представители купеческой знати Англии, России, шли караваны из Индии, Ирана, Турции, стран Средней Азии.
Будучи в Уиле, мы не могли не побывать и на малой родине – в селе Карасу – знаменитого просовода Шыганака Берсиева, установившего 4 мировых рекорда по выращиванию белого проса в полупустынной степи.
Члены экспедиции посетили дом, в котором жил известный лекарь-сыныкшы Карабалаулы Сулеймен аулие, на месте его захоронения прочитали молитвы. Большое впечатление произвел уникальный лесной массив Баркан. А в Темирском районе побывали на месте реконструкции мечети Досжан хазрета.