Казахстанское кино шагает по миру

444
Гульнара Абикеева, киновед

Не успел 2020 год начаться, как мы все оказались в карантине, кино­театры закрылись, съемки приостановились. Казалось, что киножизнь замерла навсегда. Но, как это ни удивительно, новости с кинофес­тивалей – тех, которые отважились проводиться офлайн или онлайн, – говорили о том, что казахстанское кино живо и продолжает свое победоносное шествие по миру.

Хорошие новости начали поступать осенью. В сентябре мы узнали, что казахстанская картина «Желтая кошка» будет участвовать в конкурсе Венецианского кинофестиваля, проходившего в режиме офлайн.

Это девятый по счету фильм Адильхана Ержанова, предыдущие его картины уже участвовали в конкурсных программах в Каннах, Сан-Себастьяне и других престижных кинофестивалей. Фильм рассказывает историю о казахстанских Бонни и Клайде – бунтовщиках, которые противостоят местным мафиози. Адильхан не боится экспериментировать с актерами: на этот раз он приглашает московского актера-казаха Азама­та Нигманова и юную ­актрису Камиллу Нугманову.

Генеральным продюсером у Ержанова уже во второй раз выступает Асель Садвакасова. Первая их совместная картина – «Бой Атбая», прокат которой должен был пройти в этом году, но отложился из-за коронавируса. В апреле фильм получил Гран-при Якутского кинофес­тиваля. Это очень яркая, я бы даже сказала, яростная картина о том, как главный герой из социальных низов хочет подняться и занять дос­тойное место в обществе (вернуть любимую, купить квартиру, иметь деньги), пусть даже путем участия в подпольных боях. Но ему это не удастся по определению, потому что успех не в кулаках, а в голове, а там у него – полный хаос и примитивные потребности.

После Венеции был яркий всплеск новостей с «Киношока», который уже много лет является главным фестивалем стран СНГ и Балтии. Что значит главным?

Именно на «Киношоке» мы каждый год видим реальную панораму достижений кинематографий постсоветского пространства. Каково же было удивление, когда два основных приза были отданы казахстанским картинам. И если приз за режиссуру не сильно удивил – он достался опять-таки картине Адильхана Ержанова «Черный, черный человек», то Гран-при был очень неожиданным – его получил, как мы говорим, коммерческий фильм – «Жаным, ты не поверишь» Ернара Нургалиева. Поэтому, называя победителя и вручая «Золотую лозу», жюри отметило четырех продюсеров – Жандоса Айбасова, Ернара Нургалиева, Азамата Дулатова, Тимура Шевченко.

Еще одному фильму, авторами которого выступили аж шесть сценаристов – Ануар Тарижигитов, Данияр Солтанбаев, Алишер Утев, Жандос Айбасов, Ернар Нургалиев, Ильяс Толеу – был вручен приз за лучший сценарий. Это двойное роуд-муви: с одной стороны, трое городских ребят, среди которых и герой Данияра Алшинова, отправляются за город на рыбалку, с другой – четверка аульных парней, захватив ружье, едет с кого-то вытребовать то ли долги, то ли коней. Случайно их пути скрещиваются и начинается… Это крепкий коктейль из кинематографических цитат, аллюзий, а также казах­станской музыки разных стилей и поколений. Ну и, конечно, погони, убийства, драки, ловушки, бегства, догонялки – такое настоящее мужское развлекательное кино, которое не хочется пересказывать, лучше посмотреть. Глядя на этот фильм, вспоминаются «Дикие истории» Дамиана Сифрона, аргентинско-испанская лента 2014 года, участница Канн, где с героями также случаются нелепые ситуации. Легкость, черный юмор и изящество, с которыми был сделан этот фильм, покорили мир. Примерно такие же чувства вызвает картина «Жаным, ты не поверишь». Что важно – этот интеллектуальный, динамичный, захватывающий и смешной фильм можно рассматривать как наш прорыв в коммерческом кино.

А потом пришла еще одна новость – казахстанский фильм
«18 кГц» (работа Фархата Шарипова) получил Гран-при на Варшавском кинофестивале! Сразу захотелось сказать: Фархат специализируется на Гран-при! Предыдущая картина «Тренинг личностного роста» завоевала главную награду Московского кинофестиваля, теперь вот Варшава. Фархат очень тонкий режиссер, который работает на полутонах. Он не эпатирует, не рисует яркими мазками, его стиль скорее сдержанный, но мысль и эмоции выстраиваются очень точно. Казалось бы, простая история о подростках, о юношеской дружбе, но спонтанное увлечение наркотиками приводит к гибели одного из пацанов, и тут у главного героя начинает «ехать» крыша, он перестает понимать – где сон, а где явь. Сны для него – отдушина, потому что в них его друг всегда рядом, а явь – сплошной диссонанс, потому что никто не в состоянии его услышать и понять. Оказывается, только в юности человек слышит 18 кГц, а с возрастом люди утрачивают способность чувствовать эти частоты.

Следующая хорошая новость – казахстанско-корейско-узбекский фильм «Три» Руслана Пака – разделил главный приз в Бусане (Южная Корея) с японской картиной «Баланс» Харумото Юджиро. Фильм рассказывает о маньяке-людоеде эпохи Советского Союза Николае Джумагалиеве. Главные роли сыграли известные казах­станские актеры Аскар Ильясов, Самал Еслямова, Ержан Тусупов, Нуржан Садыбеков, а также российский актер Игорь Савочкин. Любопытно, что картина, которая вот-вот должна выйти в казахстанский прокат, также создана на стыке коммерческого и артхаус­ного кино.

И уже под конец 2020 года на фестивале «Черные ночи» в Таллине еще одна картина Адильхана Ержанова «Улболсын» была удостоена приза НЕТПАК – сети по продвижению азиатского кино. Фильм поднимает гендерные проб­лемы: сильная и волевая Улболсын мечтает о том, чтобы ее младшая сестра Ажар после окончания школы поступила в престижный зарубежный университет, что позволило бы ей в дальнейшем сделать карьеру и стать свободной и независимой. Улболсын зарабатывает на это деньги, однако когда приезжает за сестренкой в аул Каратас, обнаруживает, что девочку похитил местный знахарь Ургенс, чтобы сделать ее своей токал. Улболсын решительно вступает в борьбу с патриархальным миром Каратаса. Эта еще одна продюсерская лента Асель Садвакасовой, где она также исполняет главную роль – Улболсын.

Таковы итоги года без кинопроката. Они получились фестивальными, в чем-то напоминая 90-е, когда проката не было и казах­станские фильмы показывались только на кинофестивалях.

Однако самый главный итог 2020 года – работа Государственного центра по поддержке национального кино и 39 запущенных в производство кинопроектов. Дело не только в цифре, хотя она действительно большая. Эти проекты отбирались открыто, питчинги (презентации проектов) можно было смотреть онлайн, состав экспертного совета в 14 человек тоже был открыт. Это было самое большое достижение нашего кинематографа за все годы нашей независимости. Раньше фильмы запускались избирательно, бюджеты картин не озвучивались и поэтому, чтобы получить госфинансирование на фильм, нужно было быть приближенным человеком. В планах у уже бывшего руководителя центра Гульнары Сарсеновой было и введение единого электронного билета, и продвижение фильмов на кинофестивали, и привлечение зарубежных инвесторов в кино. Но она проработала на этой должности только полтора года. За это время ей удалось доказать, что процесс государственного финансирования может быть открытым и честным. Остается только надеяться, что эти основополагающие принципы сохранятся и впредь.

Популярное

Все
Токаев направил телеграмму поздравления королю Иордании
Какие регионы показывают наибольший рост в экономике
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области
Дожди с грозами накроют большую часть Казахстана
Фан-встреча с Димашем состоится в Лондоне
Создана Специальная экономическая зона «Актобе»
Тайны городского парка
Жамбылский областной драмтеатр испытывает ряд трудностей
В Атырауской области почти вдвое увеличены посевные площади
Правительству США предоставят в аренду землю в Алматы – подписан закон
В СКО аграрии вышли в поля и задают темп посевной кампании
Истоки тюркской письменности
Похолодание прогнозируют в Казахстане
Глава государства посетит Венгрию
Казахстанцы могут проверить статус верификации своих телефонов по IMEI
Новые правила регистрации мобильных телефонов
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Грамот на 450 миллионов тенге хотел закупить отдел образования в Талдыкоргане
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Автоледи, не пропустившая машину скорой помощи в Алматы, наказана
Будущее – за цифровыми активами
Семья – духовный код нации
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Жару сменят дожди в Казахстане
Распоряжения Главы государства о назначении

Читайте также

Положительная динамика в строительной отрасли
Ребятишки из социально уязвимых семей получили подарки
Разработана «дорожная карта» аграрных проектов
Это гордое слово – Учитель

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]