Каждый бы хотел быть Махамбетом

31928
Жанат Токтарова

Поэзия мужества и отваги

Родился Махамбет в Букеевской Орде в 1803 году. Бытует легенда, что рождение Махамбета встречали старейшины рода Беріш, и объяснимой была их мужская, сдержанная радость, когда оповестили: «Мальчик! Мальчик родился!» «Быть тебе отважным воином, – сказали аксакалы, – верным сыном независимого народа! Да будет так!»

Судьба отмерила батыру всего 42 года. Но мощь его личности, его поэтический дар, его пламенные кюи навсегда остались с народом, за свободу и независимость которого он без колебаний отдал жизнь.

Классик казахской литературы Мухтар Ауэзов сказал о Махамбете: «В битве – батыр, в общении его острое слово подобно серпу. Пламенный поэт, страстный оратор, в восстании Исатая – Махамбет – один из самых его выдающихся участников. Махамбет среди казахских акынов является одним из самых одаренных, его поэзия в свое время была самой яркой, захватывающей, впечатляю­щей, она была голосом и языком народа, выражала его чаяния и стремления. Во всей литературе XIX века, в ее героической поэзии никто, как Махамбет, открыто и страстно не поддерживал народ в его борьбе с угнетателями».

Как сообщается в многочисленных библиографических справках, отец будущего поэта Утемис входил в число влиятельных людей, близких к окружению хана Букеевской Орды Жангира. Махамбет выделялся среди своих сверстников живым умом, любознательностью и острым языком. Современники отмечали, что он основательно знал Коран и язык дипломатической переписки. Также известно, что с самого раннего детства его отличали незаурядные физические данные: он прекрасно стрелял, ездил верхом, владел холодным оружием, был первым в схватках.

Очень рано в нем стал формироваться и собственный граж­данский взгляд на судьбу народа, и все свои мысли он стал перекладывать в поэтическое слово и музыкальные творения, как никто другой умел обобщить степную мудрость и зажечь своими речами. Пламенные стихи и кюи Махамбета полюбил народ, передавал их из уст в уста.

Поэт-трибун, поэт-вдохновитель, кюйши-летописец, непревзойденный оратор, воин-освободитель. Так называл его тогда народ, такую оценку и сейчас дают потомки. Слушая стихи и кюи Махамбета, народ начинал чувствовать духовное родство с ним, видел в нем защитника и заступника, понимал, какую заботу он проявляет о своей земле. Люди в нем души не чаяли и считали идейным наставником и предводителем.

В 1829 году Махамбет был взят под стражу за свои дерзновенные стихи и вольнолюбивые взгляды, провел 2 года в Калмыковской тюрьме, из которой совершил побег и скрылся в степи. Тогда он открыто встал на путь борьбы за свободу народа.

Как писал исследователь жизни Махамбета профессор Ерлан Арын, «казахское общество первой половины XIX века оказалось в крайне противоречивой ситуа­ции. В степь, ломая традиционное мироустройство кочевников, вступала новая чужеродная сила. Вместе с колониальным игом усиливалось притеснение коренного населения со стороны местных феодалов. Целыми аулами сгонялись с насиженных мест люди, бремя поборов местных феодалов удвоилось налогами царской администрации. Историческая драма, что разыгрывалась на глазах Махамбета, не могла не сказаться в душе патриота смятением и гневом».

Поэзия мужества и отваги ­прожгла тысячи сердец, побудив встать под знамена освободительного восстания под предводительством Исатая Тайманова и его самого. Простые и конкретные, впечатляющие и неоспоримые своей яркой метафоричностью стихи Махамбета оказывали почти такое же воздействие на восставших, как и суры Корана.

В течение 2 лет восставшие вели бои, но были разгромлены в июле 1838 года в сражении у реки Акбулак, где в неравном бою погиб Исатай. После его гибели Махамбет с небольшим отрядом прорывается через войска и направляется к Хивинскому ханству. Махамбет пытается вновь организовать повстанцев на борьбу против врагов, но это ему не удается. Он, тайно возвратившись в Букеевскую Орду, начал агитацию народа против хана и царя, однако его опять арестовали и отправили в Оренбург. Там его освободили, предупредив о недопущении участия в мятежах.

Последние годы жизни акын провел в аулах кочевников. Хан Жангир и султан Айшуаков, боясь влияния Махамбета на народ и вспышек новых мятежей, следили за поэтом и максимально ограничивали его передвижение.

Погиб легендарный Махамбет, правдолюб и поэт, прошедший через горнило испытаний и сражений, от рук наемников, до последнего сражаясь с кинжалом в руках. Дело «Об убийстве киргиза Махамбета Утемисова» хранится в архиве Оренбургской области, копия – в ЦГА РК. Расследование убийства легендарного поэта, длившееся 7 лет, так и не наказало убийц, дело было закрыто.

Захоронен Махамбет в местечке Караой, в 40 км от поселка Индерборский в Атырауской области. На месте гибели поэта в 1995 году, к 150-летию со дня рождения, был построен мазар-мавзолей. Ежегодно у мавзолея проходят литературные чтения. К 200-летнему юбилею была выпущена памятная монета Казахстана номиналом 50 тенге.

В Нур-Султане работает Дворец школьников имени Махамбета Утемисова. В Атырау в 2003 году воздвигнут памятник в честь Тайманова и Утемисова. В Уральске открыт памятник двум батырам, чьи имена в народной памяти вписаны золотыми буквами. Один из старейших вузов страны – Западно-Казахстанский государственный университет носит имя Махамбета Утемисова.

Трибун, просветитель и дипломат

Кандидат исторических наук, доцент ЗКГУ им. М. Утемисова Альфия Байбулсинова, занимаю­щаяся исследованием истории просвещения в казахской степи, изучала личность Махамбета Утемисова с ранее недостаточно известной стороны – его просветительской деятельности. Присутствие при дворе Жангир-хана, по ее словам, только подчеркивает его образованность и одаренность.

Альфия Сабыргалиевна отмечает, что из архивных источников Оренбурга, Астрахани, Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Казани, ­Алматы, датированных ХVІІІ–ХІХ веками, документально установлен факт владения рядовыми казахами на территории Младшего жуза, в том числе и Махамбетом, четырьмя языками, а представители знати, ханской крови говорили даже на восьми языках.

– Есть свидетельства, что первые знания Махамбет получил в медресе. Продолжил учение в Оренбурге, куда в 1824 году его, уже известного поэта, послал хан Внутренней Орды Жангир, определив наставником к своему сыну Зулкарнаю. Там Махамбет овладел русским языком и русской грамотой. Был набожным человеком, очень хорошо осведомлен в исламе. Около 5 лет он был воспитателем ханского наследника, а потом между Махамбетом и ханом Жангиром возник конфликт. Он владел татарским, персидским, арабским и русским языками. Бывал в Хиве, жил в Оренбурге. Утемисов был знаком с русским писателем и этнографом Далем, который служил чиновником по особым поручениям при Оренбургском генерал-губернаторе. Тесные отношения поддерживал Махамбет Утемисов с ученым-путешественником Карелиным, служившим во Внутренней Орде и Оренбурге, – рассказала Альфия Байбулсинова.

– Известно, что детство Махамбета и Жангир-хана прошло вместе. Жангир был всего на 2 года старше Махамбета, и позднее, взойдя на ханство, женившись, родив детей, доверял воспитание сыновей Махамбету. Это высокая степень доверия и признания образованности Махамбета. Ведь в обязанности воспитателя наследников ханского престола входило не просто обучение грамоте, языкам, но и формирование государственного мышления, – подчеркнула исследователь.

Историк отмечает, что Махамбет был человеком незаурядных знаний, прекрасно разбиравшимся в арабской письменности. Жангир-хан высоко ценил светлый ум Махамбета, которому по происхождению не суждено было обучаться в университетах, получать европейское образование. Хотя в формировании богатейшей биб­лиотеки при ханском дворе, по сведениям многих историков, Махамбет сыграл не последнюю роль, изучая персидские, арабские рукописи и подготавливая их к изданию.

Махамбет полностью разделял взгляды хана Жангира на просвещение народа, внедрение европейской культуры и образования, развитие ислама. Но политические взгляды их разнились с непреодолимой силой, и это стало причиной разрыва. Махамбет открыто воспел свободу своего народа, став главным идеологом народного сопротивления.

В памяти народной навсегда

Уральский кюйши Нуржан Сертеков, будучи профессиональным музыкантом, выделяет кюи и терме Махамбета, которые, по его оценке, необычайно талант­ливы и проникнуты неповторимой эмоцией борьбы. Он отмечает, что о Махамбете всегда говорят как о поэте и батыре, но не менее ценно для культуры его музыкальное наследие.

Долгое время было известно только несколько его кюев. О них заговорили лишь в 1958 году. Позднее Тумат Мергалиев по поручению Ахмета Жубанова снарядил экспедицию в разные регионы для сбора кюев, в том числе и в Бокейординский, Жанибекский районы Уральской области, Палласовский район России. В этой поездке в 1963 году произошла на Тайпакской земле встреча с местным кюйши Отегеном Жумашевым и был записан кюй Махамбета «Өкініш».

Позднее ученый-историк Исатай Кенжалиев нашел в регионе чабана Канаша Иманбаева, знавшего кюи Махамбета, и записал десяток сочинений. Еще один музыкант нашей области Каршыга Ахмедьяров также записал у Отегена Жумашева кюи Махамбета и выпустил книгу «Шашақ найза шалқар күй», следом Исатай Кенжалиев – «Махамбеттің күйлері». Таким образом, в двух книгах были соб­раны 24 произведения Махамбета, которые введены в музыкальный оборот. Сегодня они играются не только на домбре, есть и оркестровое исполнение.

– Кюи Махамбета – непростые, требуют не просто исполнительского мастерства, но и глубокого проникновения в созданные им музыкальные образы, – отмечает Нуржан Сертеков.

Махамбет для студентов вуза, носящего его имя, – героическая личность, оставившая глубокий след в истории нашей страны, истинный патриот и поэт-трибун.

– Махамбет – легендарный батыр, человек беспримерного мужества и несгибаемой воли. Я восхищен его силой духа. Махамбет был человеком, открыто заявлявшим о своей позиции, не боясь мнения ханов и властителей, сумевшим увлечь за собой народ, призывавшим наших предков стоять за себя, свою правду, свою землю. Я горжусь, что являюсь потомком Махамбета, – говорит Бекарыс Бейбитулы, студент факультета педагогики. – Родился там же, где Махамбет, ходил по той же земле и с детства ощущал особую принадлежность к его имени. Помню, что аксакалы, благословляя, говорили нам: «Будьте как Махамбет!» И эти слова для меня – своеобразный девиз, ведь силу духа батыра никто не смог сломить. Махамбет оставил большое творческое наследие. Мы исполняем и изу­чаем пламенные стихи батыра, истинного сына своей земли. Я горжусь, что получаю высшее образование в вузе имени Махамбета Утемисова.

Для Шаттык Удаевой, студент­ки филологического факультета, Махамбет Утемисов ценен как поэт, оставивший в казахской литературе свой значительный след:

– Его творческое наследие, изучаемое студентами нашего факультета, пропитано удивительной силой патриотизма и верности родной земле, своему народу. Он был личностью государственного масштаба, своими боевыми и поэтическими стрелами разившей врагов и покорявшей сердца сторонников. Поэзия Махамбета – чистый источник вдохновения для истинной дружбы, правды слова и поступка, несгибаемости в угоду обстоятельствам и персонам. Махамбет – личность, которая ниспослана нашему народу свыше. И сегодня, уверена, имя Махамбета – пример для подражания и воспитания поколений. Батыр, поэт, философ, дипломат, просветитель… Мощь его личности и значение для становления казахской государственности переоценить трудно. И свою задачу в будущем как педагога вижу в том, чтобы пламенные стихи Махамбета изучались детьми и зажигали в них огонь истинного гражданина и патриота.

Популярное

Все
Гвардеец завоевал бронзу на ЧМ по пляжному самбо в Сингапуре
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Где и когда посмотреть результаты конкурса грантов?
Незаконные постройки снесут в Уральске
Алматинская область подарила земле Абая скульптуру «Золотой человек»
Модернизация на особом контроле
Спешите на ярмарки!
Восьмилетний мальчик чинит мобильные телефоны в Туркестанской области
Молодой парень утонул на озере Алаколь - ВИДЕО
В Павлодаре откроют первую комфортную школу
Всеобщее декларирование в Казахстане: кого оно касается и что изменилось?
День строителя
Небезопасные электрочайники изымают из казахстанских магазинов
Диалог, основанный на традициях
Да здравствует Кароль: новый президент Польши вступил в должность
Министр проверил обеспечение аграриев поливной водой
Этнический казах из Франции представил в Париже парфюм Kiz Jibek
На юниорском первенстве планеты
Джей Ло в Алматы: что важно знать перед концертом
Стимул для новых достижений
В Караганде подорожает проезд в автобусе
До конца 2025 года в Казахстане введут обязательную маркировку моторных масел
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан          по вопросам введения его в действие
Десять человек погибли за два дня на трассах Казахстана
На Зеленом базаре арендаторы в очередной раз устроили демарш
В Астане сгорел рынок «Big Шанхай»
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Асфальтобетонный завод строят в Сатпаеве
Сильные дожди накроют Казахстан
Амангельды Нугманов: Защита прав человека – ключевой ориентир в работе полиции
Сенатор Амангельды Нугманов ознакомился с инициативами в сфере высшего образования в Актобе
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Более полумиллиарда тенге выделили на ремонт столетней дороги в ВКО
Сенаторы обсудили с военными Жетысу реализацию закона о территориальной обороне
​​​​​​​Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации уголовного законодательства Республики Казахстан
Сенатор Алибек Наутиев высказался о развитии рыбной промышленности в Атырауской области
В Павлодарской области масштабно отметили 125-летие Исы Байзакова
Родители потратили благотворительную помощь на лечение сына: возбуждено дело
О погоде в Казахстане на первые дни августа рассказали синоптики
Нацбанк начал валютные интервенции

Читайте также

Последний хан
Жизнь во имя народа
Свой Абай
Эра казахстанской космонавтики

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]