Сегодня важно использовать предыдущий опыт легализации капитала таким образом, чтобы привязать амнистированный капитал к отечественной экономике, чтобы он реально работал в ее интересах, на общее благо казахстанцев. К слову, по расчетам экспертов, дополнительные инвестиции в экономику за счет средств, полученных от легализации капитала, могут составить несколько десятков миллиардов долларов.
В настоящее время одна из главных проблем инвестиционной политики Казахстана заключается в привлечении средств для развития экономики из-за границы, что в кризисных ситуациях становится затруднительным, так как ресурсы становятся менее доступными и существенно повышаются в стоимости. Более того, возврат их в виде оплаты труда, услуг, дивидендов становится тяжелым бременем платежного баланса страны и финансовый счет становится из года в год отрицательным. Данные проблемы подтверждают, что планируемая в нынешнем году амнистия капитала соотечественников является своевременной и необходимой мерой, но при условии, что ее результаты будут использованы с максимальной эффективностью для развития Казахстана.
В связи с предстоящим амнистированием капитала хотелось бы внести следующие предложения. Представляется целесообразным, во-первых, официально приравнять лиц, легализирующих свой капитал, к национальным инвесторам и официально так их назвать.
Во-вторых, легализируемый капитал амнистировать с целевым назначением. Это означает, что амнистированные средства должны быть «привязаны» к экономике, то есть вложены в конкретный объект, под конкретный проект. Кроме того, данная цель должна быть реализована этим же инвестором согласно заключенному с уполномоченным органом контракту.
В-третьих, можно предусмотреть, чтобы инвестор оставался собственником реализованного проекта, построенного объекта, произведенной продукции, выручки и прибыли. Это будет мощным стимулом для потенциального инвестора стать участником амнистии.
В-четвертых, владельцу средств необходимо предоставить все права и обязанности инвестора. Более того, государство должно содействовать ему в реализации проекта с требованием соблюдения надлежащего качества и установленного срока. Возможно, необходимо предусмотреть бесплатное представление земли, но после завершения проекта следует обязать платить земельный налог или ренту согласно установленному законодательству. Государство, например, может за свой счет подводить все виды коммуникации к строящему объекту: электроэнергию, тепло, воду, канализацию. Желательно осуществить это в порядке государственно-частного партнерства (ГЧП), то есть освободить от всех видов налогов, а также дать другие преференции: способствовать приобретению необходимых материалов, техники, комплектующих изделий, технологий. Ели проект будет экспортоориентированным, то было бы желательно через государственные органы дать определенные льготы и способствовать беспрепятственной реализации производимой продукции за рубежом.
Все эти меры требуют основательной законодательной базы, то есть необходимо в специальных актах прописать конкретно все условия, чтобы лица, вложившие свой капитал в отечественную экономику, были защищены законом. Кроме того, данный инвестор должен получить преимущество перед другими соотечественниками в виде дополнительных льгот и преференций. Такие условия, на наш взгляд, будут стимулировать будущих собственников фабрик, заводов и способствовать приумножению класса имущих. В этом случае слово «капиталист» приобретет реальный позитивный смысл, не будет ругательным, а станет ассоциироваться с движущей силой и основой экономического развития.
Как использовать легализированные средства? Однозначно, как прямые инвестиции они должны быть направлены, в первую очередь, в обрабатывающую индустрию, на развитие сельского хозяйства, в переработку сельхозпродуктов, строительство жилья и инфраструктуры. За счет легализуемого капитала должны быть построены фабрики и заводы, производящие предметы широкого потребления. Экономически оправданными будут построенные объекты легкой промышленности: трикотажные, хлопчатобумажные, обувные, суконные фабрики, производства по переработке шерсти, хлопка, льна, кожи. Эффективными в применении могут стать построенные теплицы, механизированные зерносклады, мельницы.
Государство должно быть готово для предложения инвесторам конкретных объектов и проектов с указанием места, сроков реализации и других условий. С каждым инвестором должны быть заключены инвестиционные контракты, в которых будут прописаны обязанности и ответственность обеих сторон, оговорены юридические и экономические меры по государственной поддержке.
Таким образом инвестор получит возможность четкого представления о том, какие объекты построит, какова будет конечная продукция, мощность, каналы реализации, сроки окупаемости и объемы полученной прибыли. Он будет уверен, что защищен юридически и получит определенные льготы, преференции.
Предлагаемые меры смогут обеспечить законное вложение капитала отечественных миллионеров в отечественную экономику с обоюдно выгодными условиями, как для владельцев средств, так и для казахстанской экономики. Легализированные средства станут работать на благо Казахстана и казахстанцев, за счет них будут созданы тысячи рабочих мест, налажено производство отечественных товаров, что, в свою очередь, решит многие проблемы нашей экономики.
Предстоящая легализация может способствовать изменению социального облика и статуса лиц, вложивших свой капитал, так как они будут законными собственниками конкретных фабрик, заводов и другой недвижимости, будут стабильно получать легальные доходы, станут признанными в обществе. Имеющиеся в нынешнем сознании людей негативные штампы и эмоции забудутся, так как сограждане увидят реальный результат от вложения средств в повышении благосостояния казахстанцев. Данная перспектива также должна стимулировать к легализации владельцев «теневых» накоплений.
Особые меры стимулирования и защиты, думается, должны быть для тех инвесторов, которые будут вкладывать средства в сельской местности и сельскохозяйственные объекты, то есть на развитие агробизнеса. Это могут быть проекты, связанные с созданием племенной породы скота, производство элитных семян, крупных хозяйств по выращиванию технических и масличных культур. В этих сферах могут быть созданы богатые фермерские хозяйства, которые станут локомотивами сельской экономики. Здесь особенно важно участие государства в бизнесе в виде ГЧП, особенно в сельской инфраструктуре. Однозначно, что под сельский бизнес земли должны выделяться абсолютно бесплатно.
Кроме отмеченного выше, новые инвесторы могут успешно участвовать в программе по развитию инфраструктуры: транспорта, связи и тепло-, водо-, энергоснабжения, а также строить жилье и продавать населению. В транспортной сфере необходимы проекты по использованию автобусов для открытия дополнительных маршрутов в городах, а также в сельской местности. Большие перспективы открываются и для участия в концессионных проектах по строительству автомобильных и железных дорог. Словом, ожидаемые процессы, связанные с амнистией капитала, должны способствовать достижению позитивных результатов в развитии и диверсификации экономики Казахстана, что в целом позволит повысить благосостояние и уровень жизни всего населения.
Габдыгапар СЕЙТКАСИМОВ, доктор экономических наук, профессор, академик НАН РК
Амина МУСИНА, доктор экономических наук, доцент