Напомним, 27 февраля текущего года Глава государства подписал Указ о кардинальных мерах по улучшению условий предпринимательской деятельности, согласно которому центральным и местным исполнительным органам запрещается проводить проверки субъектов малого и среднего предпринимательства. Безусловно, данная мера, как и всякие другие действия государства в сфере экономики, требует своего пояснения, почему и зачем это делается. С этой целью на брифинге Галия Джолдыбаева озвучила статистику проверок всех субъектов частного предпринимательства за последние годы.
Согласно этим данным, только в 2013 году государственными органами было проведено свыше 182 тыс. проверок, из которых 92% приходится на МСБ. Значительная часть этого бизнеса – порядка 80% – не относится ни к числу злостных «нарушителей конвенций», ни к объектам, представляющим какую-либо потенциальную угрозу, с точки зрения природоохранной, санитарно-эпидемиологической, пожарной и другой безопасности. Все они исправно отчисляют налоги в бюджет и явно не собираются «падать низко» в глазах контролирующей и потребительской массы своими антизаконными действиями.
Судя по этим данным, в системе госконтроля предпринимательства сложилась такая практика, когда вместо того, чтобы сконцентрировать внимание на субъектах, несущих более высокую опасность, проверяющие органы продолжают «парить», как беркуты, над сферой услуг, торговлей, общепитом, стройиндустрией и прочей средой обитания МСБ. При этом излюбленной карательной мерой госконтроля в отношении предпринимателей остаются штрафные санкции. Так, по итогам минувшего года доля штрафных санкций в общем количестве административных взысканий составила 98%, или 13,8 млрд. тенге. Из них порядка 23% – доля штрафов, наложенных на субъекты малого и среднего бизнеса. Львиная доля этих взысканий – около 90%, или 11,1 млрд. тенге, приходится на внеплановые проверки.
– Это свидетельствует о нежелании тех, кто контролирует, применять в качестве административных взысканий за нарушения их требований такую общепринятую меру, как предупреждение, – сетует Галия Джолдыбаева.
Чаще других предприниматели подвергаются штрафам со стороны представителей Министерства охраны окружающей среды, от которых бизнесу, согласно озвученным данным, достается больше других – 76% всех финансовых санкций. А вот работники МЧС и СЭС лидируют по числу визитов к субъектам бизнеса – 65%, будто в поиске «вещественных доказательств» и состоит весь смысл их работы.
По поручению Правительства была проведена проверка этих госорганов, в результате которой установлены системные нарушения, допускаемые в ходе проверочных мероприятий. В связи с этим, как считает Бауыржан Бекешев, настало время, когда необходимо в корне пересмотреть подходы к контрольной деятельности государственных органов. Именно с этой целью Министерством регионального развития разработан и внесен на рассмотрение Парламента законопроект «О разрешениях и уведомлениях», который поставит правовой барьер на пути всевозможных разрешительных процедур и правил, устанавливаемых ведомствами и накладывающих дополнительную нагрузку на бизнес. При этом в законопроекте будет изложен весь перечень разрешений и уведомлений с дифференциацией их на классы и категории опасности.
Руководитель департамента предпринимательства МРР сообщил также, что до 1 сентября 2014 года будет разработан проект закона, обуславливающего вопросы кардинального улучшения условий предпринимательской деятельности в Казахстане. В частности, законопроектом будет предусмотрен переход госконтроля на принцип дистанционного анализа и оценки рисков в деятельности тех или иных субъектов бизнеса. На основе этих данных и будут в дальнейшем приниматься решения в установке верного акцента в дилемме «проверять – не проверять». Кроме того, в числе нововведений есть и возможность страхования ответственности субъектов предпринимательства как альтернативы традиционной системе проверок.
– Но это палка о двух концах, – заявляют спикеры брифинга, – поскольку в случае имущественной ответственности бизнеса перед потребителями за обеспечение безопасности реализуемой продукции бизнес понесет дополнительные затраты на страхование. Поэтому целесообразность данного механизма будет еще определяться с точки зрения экономического эффекта и величины затрат бизнеса.
Реформы в сфере развития бизнеса предполагают усиление роли Национальной палаты предпринимателей (НПП) по защите интересов малого и среднего бизнеса за счет внедрения института омбудсмена, что имеет место в некоторых развитых странах мира. Омбудсмен или уполномоченный по защите прав предпринимателей будет входить в систему НПП, а его представители – в структуру региональных филиалов.
Досжан НУРГАЛИЕВ