Лихачей «прищучить» можно и нужно

5167
Беседовала Асель Муканова

Внедрение контроля средней скорости на дорогах поможет снизить количество ДТП. 

В декабре 2023-го в Казахстане была утверждена Концепция по обеспечению общественной безопасности в партнерстве с гражданским обществом на 2024–2028 годы, один из разделов которой ориентирован на повышение уровня дорожной безопасности. В качестве целевого индикатора заявлено снижение показателя погибших в ДТП. Эксперт в области дорожной безопасности доктор PhD Даулет Аспанбетов считает, что для этого необходимо внедрение в Казахстане контроля средней скорости.

– Административная прак­тика по стационарным камерам фиксации нарушений ПДД уже предусматривает привлечение к ответственнос­ти владельцев транспортных средств. Какие именно ново­введения предлагаете Вы?

– Для системного повышения уровня дорожной безопасности и сохранности жизней казахстанцев объективно требуется законодательное внедрение средней скорости и ответственности за ее нарушение. Тем самым, я уверен, мы получим возможность до 2050 года спасти жизни не менее 200 тысяч казахстанцев и снизить индикатор с 11,8 до 6 погибших в ДТП на 100 тысяч населения, приблизившись к уровню стран Европейского союза.

Кроме того, эта мера позволит внести коррективы в культуру вождения автомобиля в сторону большей безопасности, о чем говорил Глава государства на третьем заседании Национального курултая.

В 2023 году в Казахстане введен в действие национальный стандарт СТ РК 3825 для обеспечения контроля за дорожным движением, в котором впервые введено понятие «средняя скорость» – характеристика, равная отношению длины контролируемого участка ко времени, затраченному транспортным средством на его преодоление.

Вместе с тем в Плане действий концепции, к сожалению, отсутствует первоначально заявленная мера по законодательному введению понятия «средняя скорость» на участках загородных трасс и ответственности за ее нарушение.

В конце февраля группа депутатов Мажилиса инициировала комплекс изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях по вопросам организации движения отдельных видов транспорт­ных средств и цифровизации дорожной безо­пасности, с принятием которых средняя скорость найдет свое место в законодательном поле Казахстана.

– Давайте поговорим о ситуации на дорогах. Ежегодно в мире 1,3 миллиона человек погибают в результате ДТП. Не обошла эта проблема и Казахстан, где за годы независимости погибли 93 тысячи человек, 590 тысяч получили ранения...

– К сожалению, мы не видим дальнейшую судьбу людей, пост­радавших в ДТП. Но критично уже то, что каждый год семь тысяч казахстанцев выбывают из активной жизни, половина из них – дети и молодые люди до 35 лет, которым еще жить и творить.

Еще 30% – люди среднего возраста, уход из жизни которых ломает судьбы их близких. Масштабы этой проблемы выходят за границы нашего понимания. К тому же новостные сводки приедаются и не так трогают наши сердца, пока ситуация не коснется лично тебя.

А вы задумывались когда-нибудь, сколько стоит человеческая жизнь и насколько каждый граж­данин ценен для страны?

Общемировой подход оценки экономических потерь от ДТП базируется на ВВП на душу населения, где стоимость одной человеческой жизни принимается как 70% от данного показателя, и для Казахстана это 290 миллионов тенге. А цена серьезных ранений – 25%, или 75 миллионов тенге. В масштабах страны цифры довольно значительные – 1,2 триллиона тенге ежегодно.

Оценка экономической стоимости потерь от ДТП способствует осознанию государственными институтами значимости мероприятий по улучшению дорожной безопасности и формированию общественной поддержки для их внедрения.

– Каждый хотя бы раз нарушал ПДД. Чем объясняется такое рискованное поведение на дороге?

– По данным правовой статис­тики Генеральной прокуратуры, за 2017–2022 годы зарегистрировано 27,5 миллиона административных правонарушений правил дорожного движения. И на первом месте именно превышение скорости – по 2,5 миллиона в год.

Если предположить, что в каж­дом транспортном средстве находится по четыре человека, это уже приводит к риску попадания в аварийные ситуации 10 миллионов наших граждан. То есть каждый второй может получить ранения или потерять свою жизнь из-за, казалось бы, вполне допустимого превышения скорости.

С развитием видеофиксации нарушений выявляется больше. Но большинство камер сконцентрировано в городской местнос­ти, на загородных трассах их все еще недостаточно. К тому же все мы знаем, как водители снижают скорость перед камерой.

Уровень штрафов в Казахстане весьма высокий даже по мировым меркам: 34,5 тысячи тенге за незначительное превышение скорости. Но нужно также понимать, что у нас еще очень лояльное отношение к таким видам нарушений.

Практически во всех странах лишают прав при нарушении допустимой скорости для двухполосных дорог в 130 км⁄час. А в Швейцарии, Испании, Франции и Норвегии за превышение скорости 140 км⁄час водители могут попасть под арест.

В целом наше общество так же, как и любое другое, допус­кает намеренное нарушение правил дорожного движения. Пешеходы в европейских странах даже чаще переходят дорогу на крас­ный свет, а водители активно пользуются сотовыми телефонами и ездят с непристегнутыми ремнями безопасности.

Однако для Казахстана превышение скоростного режима сейчас зашкаливает даже по сравнению со всеми сравниваемыми макрорегионами мира. Допустимость превышения скорости в городе в 2,6 раза больше среднего мирового уровня, а на загородных трассах – в 3 раза.

В Казахстане на скорость приходится каждое пятое ДТП, а на трассах она является причиной смерти и травм в 70% случаев.

– Какая скорость сегодня допустима законодательством?

– Согласно ПДД, в населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км⁄час, за исключением специальных режимов движения, а в жилых зонах и дворовых территориях – не более 20 км⁄час.

Вне населенных пунктов легковым автомобилям и мотоцик­лам на автомагистралях разрешается движение со скоростью не более 140 км⁄час, на дорогах, имеющих разделительную полосу, – не более 110 км⁄час, на остальных дорогах – не более 100 км⁄час. Ограничения для грузовых машин и автобусов –
на 10–20 км⁄час ниже.

В принципе, схожие скоростные ограничения установлены и в других странах. Но границы дозволенного у нас гораздо шире. И, на мой взгляд, скорость для каждого участка должна варьироваться, а не быть единой для всех.

Понимание влияния скорости позволяет более предметно формировать политику снижения дорожного травматизма. Повторю: скорость является центральным фактором проблем с дорожной безопасностью. Увеличение средней скорости на 5% ведет к росту количества ДТП с травматическим исходом примерно на 10% и на 20% – со смертельным. И наоборот, снижая скорость, мы повышаем шанс избежать негативных последствий.

– Каким образом можно будет контролировать среднюю скорость в случае ее законодательного оформления?

– Международный обзор эффективности стационарных камер контроля скорости показал, что количество ДТП с серьезными травмами вблизи расположения камер сократилось на 30%, но по мере удаления эффективность снижалась.

Контроль средней скорости является относительно новым методом. Транспортное средство идентифицируется при въезде на участок и повторно при выез­де из него. Среднюю скорость можно рассчитать, исходя из интервала времени между этими двумя точками.

Контроль средней скорости работает 24⁄7, а значит, вероятность быть пойманным очень высока. На участке дороги, где действует контроль средней скорости, большинство водителей соблюдают скоростной режим.

В Австрии такой метод конт­роля в первый год зафиксировал снижение средней скорости более чем на 10 км⁄час. После двух лет работы количество ДТП со смертельным исходом и серьезными травмами снизилось на 49%. В Великобритании метод также показал эффективность и повысил пропускную способность и надежность поездки за счет предсказуемости поведения других участников движения.

В целом этот метод привел к значительному снижению аварийности в развитых странах и вполне может помочь и нам.

Популярное

Все
В Алматинской области найдена галерея петроглифов
Индустриальную зону создают в Сатпаеве
Нужно решать реальные производственные задачи
Талантливы во всем
Готовить кадры на местах
В Алматы представлен сборник корейской прозы на казахском языке
Серебряная награда из Египта
Покоряя музыкальный Олимп
На защите семьи
Осваивать новые технологии
Куда исчезли миллиарды?
«Семей» сохраняет лидерство
Аграрный сектор набирает обороты
В Шымкенте простились с последним фронтовиком
Казахстан внедрил 12 направлений профилактики ВИЧ
Не просто сельские этюды
Указ Президента Республики Казахстан О назначении Балаевой А. Г.
Жизнь на высоте
Властелин механических «сердец»
Учить сердцем
Началось строительство сталелитейного завода
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Из казармы в кампус
Политика здравого смысла
Новый центр мировой металлургии
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
Гвардейцам вручили ещё 400 сертификатов в ВУЗы
Опасное погружение и обманутые судьбы: есть ли дорога назад?
Филиал Челябинского госуниверситета в Костанае будет работать по стандартам Казахстана и России
Вооружённые Силы РК приведут в высшую степень боеготовности в связи с началом нового учебного года
Метростроевцы ускоряют темп
В Шымкенте открыт молодежный хаб
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Рост ВВП Казахстана превышает среднемировое значение более чем вдвое
В Атырау откроется хоккейная академия
214 млрд тенге выделят в ближайшие три года на субсидирование внедрения водосберегающих технологий в АПК
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
В Улытау раскрыто 15 фактов кражи скота
Сделать работу сельских акимов эффективной
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Уверенный рост экономики Приаралья
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
Запущен завод по переработке мяса птицы
На 50 млн тенге оштрафованы предприниматели за необоснованные цены

Читайте также

Куда уходит шубаркольский уголь?
«Любой человек боится потерять свободу»: психолог о новых м…
«Успешная геологоразведка невозможна без прочного научного …
В поисках духовной ДНК

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]