
Из 67 общеобразовательных школ (по их числу Тайыншинский район лидирует в области) 62 малокомплектные. Представить такое трудно. В регионе успешно решаются социальные и экономические задачи, сюда приезжают десятки делегаций, в том числе зарубежных, за опытом. Почему же тогда образованию достается, на первый взгляд, незавидная участь? Проблему нужно рассматривать с двух сторон. Первая: наблюдается естественный отток населения, кроме того, многие учащиеся после 9 класса, стремясь избежать ЕНТ, поступают в колледжи. Вторая: местная власть прилагает максимум усилий для повышения качества обучения в создавшихся условиях, и ей это удается.
Аким района Серик Саутыков ссылается на опыт известных аграриев, с кем он состоит в дружеских отношениях, – Зенченко и Сауэра. Они организовали ежедневный подвоз детей из малокомплектных школ на центральную усадьбу, при этом создав для них почти домашние условия, куда входит и бесплатное питание. Район, тем более такой крупный, как Тайыншинский, не отдельное агропредприятие, масштабы поболее в десятки раз. Однако, несмотря на огромные затраты из местного бюджета, ради качества обучения тайыншинцы пошли по этому пути. Так что о незавидной роли небольших сельских школ можно поспорить.
В 2013 году из 385 выпускников 156 поступили в вузы, в основном учащиеся малокомплектных школ, двое из них стали золотыми медалистами. Дети из МКШ постоянно участвуют в республиканских и областных олимпиадах по различным школьным предметам, добиваясь призовых мест. Учителя отличаются на международных научно-практических конференциях. В областных педчтениях заявили о себе сразу 14 педагогов, все они награждены дипломами второй и третьей степени. Также в областном конкурсе «Мой лучший урок в малокомплектной школе» призерами стали учителя Летовочной, Краснополянской, Петровской, Горьковской средних школ. Авторские методические пособия 16 педагогов изданы в филиале АО «Национальный центр повышения квалификации», 169 методических наработок опубликованы в международных, республиканских и областных педагогических изданиях, интернет-журналах.
Приведенные факты свидетельствуют, что жизнь в МКШ бьет ключом и никоим образом не страдает качество обучения. Вдумайтесь в эти цифры: работают 159 кружков по интересам с охватом почти 3 000 учащихся, открыты 38 историко-краеведческих музеев, созданы 59 детских организаций... Тесно переплетаясь с учебными программами, внешкольная работа также дает позитивный результат.
Для одного района десять пришкольных интернатов, согласитесь, много и дорого, учитывая, что в каждом бесплатное пятиразовое питание. В них проживают и обучаются 285 воспитанников. Для 173 детей, где нет школы, но есть ученики, или есть начальные, организован ежедневный подвоз на специализированном транспорте. В этом случае часть затрат берут на себя инвесторы, часть – райбюджет.
Педагоги МКШ эффективно используют технологию разновозрастного обучения как одну из перспективных особенностей деятельности малокомплектной сельской школы. Она, как выясняется, имеет некоторые преимущества: появляется возможность обратить внимание учащихся на содержание тем внутри одного предмета, хотя они обучаются в разных классах, учащиеся, помогая друг другу, развивают коллективное общение, старшеклассники, проверяя и оценивая работу младших классов, используют свои знания на практике, каждый ученик выполняет различные виды работ в соответствии с уровнем своих знаний…
В районе в связи с предстоящим переходом на 12-летнее обучение планируется открытие опорных школ, которые станут ресурсными центрами с современной материальной базой, возможностью более углубленного изучения предметов, введения профильного обучения в старших классах, что особенно важно для продолжения образования в вузах. Ресурсные центры, а их совсем скоро будет два (при СШ № 2 города Тайынши и сельской карагашской средней школе), в первую очередь будут оснащены современным учебным оборудованием, компьютерной техникой. Они имеют спортивные залы и игровые площадки, а самое главное – педагогов высокой квалификации. Восемьдесят учителей района, цифра очень внушительная, сертифицированы по Кембриджской программе, основанной на качественно новом подходе к образовательной системе. В инновационном режиме работают творческие группы педагогов филологических дисциплин, географии.
Читатель может задаться вопросом: ресурсные центры одно, МКШ – другое... В данном образовательном процессе все взаимосвязано. Центры открываются в наиболее густонаселенных территориях, близлежащие малокомплектные школы будут пользоваться их услугами наравне со всеми. Задача – сделать район привлекательным не только, скажем, в аграрном секторе, чего тайыншинцы уже достигли, но и в образовании. Время сейчас такое, без качественных знаний успеха ни в чем не добьешься.
Одним махом проблемы МКШ не решить, так как они тесно переплетаются с демографической ситуацией. Число учеников в районе только за год уменьшилось на 400 детей. Нужны грамотные, комплексные подходы, что в нашем случае и применяются. Между тем местные педагоги высказали одно пожелание, на наш взгляд, заслуживающее внимания отраслевого министерства. По их мнению, пора изменить нормативную базу для определения школьного статуса. Чтобы стать полнокомплектной школой, необходимо иметь более 280 учеников. А такой возможностью располагают далеко не все населенные пункты даже в благополучных регионах.
Александр КУЗЕННЫЙ, Северо-Казахстанская область