Малокомплектная школа: в профиль и анфас

840

Из 67 общеобразовательных школ (по их числу Тайыншинский район лидирует в области) 62 малокомплектные. Представить такое трудно. В регионе успешно решаются социальные и экономические задачи, сюда приезжают десятки делегаций, в том числе зарубежных, за опытом. Почему же тогда образованию достается, на первый взгляд, незавидная участь? Проблему нужно рассматривать с двух сторон. Первая: наблюдается естественный отток населения, кроме того, многие учащиеся после 9 класса, стремясь избежать ЕНТ, поступают в колледжи. Вторая: местная власть прилагает максимум усилий для повышения качества обучения в создавшихся условиях, и ей это удается.

Аким района Серик Саутыков ссылается на опыт известных аграриев, с кем он состоит в дружеских отношениях, – Зенченко и Сауэра. Они организовали ежедневный подвоз детей из малокомплектных школ на центральную усадьбу, при этом создав для них почти домашние условия, куда входит и бесплатное питание. Район, тем более такой крупный, как Тайыншинский, не отдельное агропредприятие, масштабы поболее в десятки раз. Однако, несмотря на огромные затраты из местного бюджета, ради качества обучения тайыншинцы пошли по этому пути. Так что о незавидной роли небольших сельских школ можно поспорить.

В 2013 году из 385 выпускников 156 поступили в вузы, в основном учащие­ся малокомплектных школ, двое из них стали золотыми медалис­тами. Дети из МКШ постоянно участвуют в республиканских и областных олимпиадах по различным школьным предметам, добиваясь призовых мест. Учителя отличаются на международных научно-практических конференциях. В областных педчтениях заявили о себе сразу 14 педагогов, все они награждены дипломами второй и третьей степени. Также в областном конкурсе «Мой лучший урок в малокомплектной школе» призерами стали учителя Летовочной, Краснополянской, Петровской, Горьковской средних школ. Авторские методические пособия 16 педагогов изданы в филиале АО «Национальный центр повышения квалификации», 169 методических наработок опубликованы в международных, республиканских и областных педагогических изданиях, интернет-журналах.

Приведенные факты свидетельст­вуют, что жизнь в МКШ бьет ключом и никоим образом не страдает качество обучения. Вдумайтесь в эти цифры: работают 159 кружков по интересам с охватом почти 3 000 учащихся, открыты 38 историко-краеведческих музеев, соз­даны 59 детских организаций... Тесно переплетаясь с учебными программами, внешкольная работа также дает позитивный результат.

Для одного района десять пришкольных интернатов, согласитесь, много и дорого, учитывая, что в каждом бесплатное пятиразовое питание. В них проживают и обучаются 285 воспитанников. Для 173 детей, где нет школы, но есть ученики, или есть начальные, организован ежедневный подвоз на специализированном транспорте. В этом случае часть затрат берут на себя инвесторы, часть – райбюджет.

Педагоги МКШ эффективно используют технологию разновозрастного обучения как одну из перспективных особенностей деятельности малокомплектной сельской школы. Она, как выясняется, имеет некоторые преимущества: появляется возможность обратить внимание учащихся на содержание тем внутри одного предмета, хотя они обучаются в разных классах, учащиеся, помогая друг другу, развивают коллективное общение, старшеклассники, проверяя и оценивая работу младших классов, используют свои знания на практике, каждый ученик выполняет различные виды работ в соответствии с уровнем своих знаний…

В районе в связи с предстоящим переходом на 12-летнее обучение планирует­ся открытие опорных школ, которые станут ресурсными центрами с современной материальной базой, возможнос­тью более углубленного изучения предметов, введения профильного обучения в старших классах, что особенно важно для продолжения образования в вузах. Ресурсные центры, а их совсем скоро будет два (при СШ № 2 города Тайынши и сельской карагашской средней школе), в первую очередь будут оснащены современным учебным оборудованием, компьютерной техникой. Они имеют спортивные залы и игровые площадки, а самое главное – педагогов высокой квалификации. Восемьдесят учителей района, цифра очень внушительная, сертифицированы по Кембриджской программе, основанной на качественно новом подходе к образовательной системе. В инновационном режиме работают творческие группы педагогов филологических дисциплин, географии.

Читатель может задаться вопросом: ресурсные центры одно, МКШ – другое... В данном образовательном процессе все взаимосвязано. Центры открываются в наиболее густонаселенных территориях, близлежащие малокомплектные школы будут пользоваться их услугами наравне со всеми. Задача – сделать район привлекательным не только, скажем, в аграрном секторе, чего тайыншинцы уже достигли, но и в образовании. Время сейчас такое, без качественных знаний успеха ни в чем не добьешься.

Одним махом проблемы МКШ не решить, так как они тесно переплетают­ся с демографической ситуацией. Чис­ло учеников в районе только за год уменьшилось на 400 детей. Нужны грамотные, комплексные подходы, что в нашем случае и применяются. Между тем местные педагоги высказали одно пожелание, на наш взгляд, заслуживающее внимания отраслевого министерства. По их мнению, пора изменить нормативную базу для определения школьного статуса. Чтобы стать полнокомплектной школой, необ­ходимо иметь более 280 учеников. А такой возможностью располагают далеко не все населенные пункты даже в благополучных регионах.

Александр КУЗЕННЫЙ, Северо-Казахстанская область

Популярное

Все
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Уральске реконструируют набережную
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
«Умный» дым: Петропавловская ТЭЦ-2 запускает трубу с системой мониторинга
«Что мне нужно сделать, чтобы его обыграть? Не знаю» — Бублик о предстоящем матче на «Ролан Гаррос»
Я – жертва и живой свидетель массового голода
Штормовое предупреждение объявлено в Казахстане
Структурная реформа в футбольном судействе даст свои плоды
Нацгвардия подарила детям особенный праздник
Токаев поздравил казахстанцев с Днем защиты детей
Сегодня WhatsApp прекратит работу на нескольких устаревших моделях смартфонов
Токаев ратифицировал соглашение с Кыргызстаном о взаимной защите инвестиций
1,7 трлн тенге выделено на социальную поддержку семей с детьми в 2025 году
Маск: "Я не принимаю наркотики"
Дело Шерзата: прокурор запросила для обвиняемых от 1,5 до 23 лет лишения свободы
В Петропавловске прохожим в честь праздника раздавали флаги
В Казахстане реализуется комплекс мер по безопасности детей
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Будущее – за цифровыми активами
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Семья – духовный код нации
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
У адвоката – особый статус в системе правосудия

Читайте также

Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Во имя идеалов добра и милосердия
В молитвах о мире и благоденствии
Динозавры, мифы и живая пещера

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]