
Творчество Марата Айнекова (1941–2014) признано ценным в плане самоидентификации национального изобразительного искусства.
Его монументальные произведения украшают города Казахстана, России, Турции, Ирана. Это памятник Ататюрку – в турецком городе Сиврихисаре, Абаю – в Тегеране, Шакену Айманову – в Алматы, Алие Молдагуловой – в российских Новосокольниках, Сакену Сейфуллину – в Жезказгане, Ибраю Алтынсарину – в Жаркенте, Канышу Сатпаеву – в Атырау, монумент памяти жертв Второй мировой войны – в Талдыкоргане…
Работая 10 лет в Турции, художник создал памятник Абаю в Стамбуле и Магжану Жумабаеву в Анкаре. Он оставил также ряд портретов первых казахских художников, среди которых выделяется образ живописца Абылхана Кастеева в граните. В этом произведении точное портретное сходство удивительным образом гармонично совмещено с обобщенными, словно рубленными плоскостями.
Некоторые произведения Марата Айнекова можно увидеть в Государственном музее искусств им. А. Кастеева, где проходит выставка художников, для которых 2021 год стал бы юбилейным. Это такие композиции мастера, как «Ожидание», «Трудовая победа», «Торс», «Портрет Н. Жантурина», «Портрет Амана», «Двое. Ана».
– Портрет Народного артиста Казахстана Нурмухана Жантурина скульптор выполнил в дереве. Он сумел ярко показать не только самобытную и волевую натуру знаменитого артиста, но и внутренний интеллектуальный образ личности думающей, ищущей, страстной, – отметили кураторы выставки Самал Мамытова и Еркежан Омарова. – Талантливый мастер творил во многих жанрах – это станковая скульптура, малые формы, уличная и парковая скульптура.
За свою творческую жизнь Марат Омирсерикович создал более двух десятков монументов в честь исторических личностей. Одна из его ярких по художественной образности работ – бронзовая статуя Абая – установлена рядом с посольством Казахстана в России на Чистопрудном бульваре. Памятник достойно украсил старую московскую улицу высоким искусством и философским звучанием. На каменном постаменте скульптор вырезал национальные узоры и надпись «Вечен творец бессмертного слова».
Марат Айнеков – один из ярких скульпторов, создававших произведения с высоким гражданским звучанием и в оригинальном художественно-образном решении. Самал Мамытова и Еркежан Омарова подчеркивают, что этому способствовало свободное владение любым материалом: мастер отливал свои работы в бронзе, рубил в граните, резал по дереву.
Сестра скульптора Турумтай Омирсериковна вспоминает, что страсть к рисованию у Марата проявилась в раннем детстве.
– По воспоминаниям нашей мамы Нургульше, Марат все время тянулся за карандашом и бумагой, чтобы отразить на ней какие-то свои детские впечатления, – рассказывала она. – В школьные годы его очень привлекало дерево. По собственным воспоминаниям, на уроке биологии из деревянного бруска он вырезал какие-то фигуры. Первой его увлечение заметила уборщица, которая рассказала учительнице о стружках под партой. Учительница тогда посоветовала мальчишке серьезно заняться резьбой по дереву.
Сохранилась и другая история. В августе 1973 года в Алма-Ату на партийно-хозяйственный актив должен был приехать Леонид Брежнев. Власти за три дня до приезда Генсека решили изготовить его бюст. Марат оказался художником, способным выполнить работу, в то время, когда другие именитые мастера отказались из-за нереального срока.
К слову, знаменитый памятник Абаю в Москве скульптор создал также в короткие сроки: за три месяца вместе с сыном Саидом он сделал его в глине и отлил в бронзе. И этим удивил московских коллег и литейщиков.
Весной 2006 года президенты Казахстана и России торжественно открыли памятник великому казахскому поэту на Чистопрудном бульваре.
Свою первую работу, по словам Турумтай Омирсериковны, юный Марат изготовил еще в школе. Это был бюст Максима Горького, который торжественно установили в школьном дворе. За этот памятник будущий скульптор получил путевку на VI Всемирный международный фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 году.
Марат Айнеков с отличием окончил Алматинское художественное училище в 1967-м. Именно в те годы у него произошла встреча, переросшая в дружбу, с Исааком Яковлевичем Иткиндом, потрясающим мастером и замечательным человеком. Поэтому неудивительно, что дипломной работой Марата в училище стала «Скульптор Иткинд».
Иткинда он считал своим первым учителем. А очутился тот в Казахстане следующим образом: его работу «Коричневая чума» в 1920-е годы приобрел парижский Лувр, за что мастера как «врага народа» выслали в казахские степи.
Также с отличием Марат Айнеков окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. Его дипломная работа «Чабан», которая была представлена на Всесоюзной выставке 1975 года в Москве, принесла ему успех и была признана одной из лучших.
После окончания института Марат вернулся в Алма-Ату, где преподавал в художественном училище, а позднее – в Академии искусств им. Т. Жургенева.
На протяжении всей жизни Марат Омирсерикович совмещал преподавательскую деятельность с творчеством. Будучи членом Союза художников СССР, Казахстана, России, он много ездил по стране и миру, принимал участие в международных и республиканских выставках и симпозиумах. Талантливый скульптор воспитал целую плеяду таких же талантливых учеников.