– Господин посол, 3 января 2017 года исполняется 25 лет установлению дипломатических отношений между Казахстаном и Китаем. Как вы оцениваете нынешнее состояние двусторонних отношений? – Благодаря прагматичной внешней политике Президента Нурсултана Назарбаева, Казахстану удалось выстроить добрососедские и дружеские отношения со всеми соседними странами. Среди них китайское направление, несомненно, занимает особое место. В настоящее время уровень двусторонних отношений определяется и характеризуется Совместной декларацией глав государств РК и КНР о новом этапе отношений всестороннего стратегического партнерства, подписанной 31 августа 2015 года в Пекине. Динамика регулярных встреч, а также личные тесные контакты Президента РК Нурсултана Назарбаева с Председателем КНР Си Цзиньпином и его предшественниками заложили прочную основу для развития взаимовыгодного сотрудничества с Китаем.
Со дня установления дипломатических отношений достигнуты следующие договоренности: предоставление Китаем в качестве члена «ядерного клуба» гарантий безопасности, окончательное урегулирование пограничного вопроса, существенный прогресс в переговорном процессе по совместному использованию водных ресурсов трансграничных рек, закрытие ядерного полигона Лобнор, развитие энергетического сотрудничества, реализация крупных проектов в транзитно-транспортной сфере, качественная трансформация экономических связей от примитивной торговли до создания совместных промышленных предприятий, выход казахстанской сельскохозяйственной продукции на китайский рынок. Это далеко не полный список наших договоренностей.
Показателем высокого уровня политического доверия между нашими государствами также является поддержка кандидатуры Казахстана в непостоянные члены СБ ООН, председательство Китая в СВМДА, активное участие в работе Съезда лидеров мировых и традиционных религий, приглашение Президента РК на саммит G20.
– Председатель Си Цзиньпин пригласил Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева принять участие в саммите «большой двадцатки» (G20), который состоится 4–5 сентября текущего года в городе Ханчжоу. Какие инициативы планирует озвучить Казахстан на саммите? – Во-первых, необходимо отметить, что G20 является своего рода закрытым клубом. Если обратить внимание на характер заседаний и содержание его рабочих механизмов, то сразу же станет ясно, почему Президент РК предложил создать площадку G-Global. В его работе участвует ограниченное количество государств и международных организаций, которые принимают решения, напрямую влияющие на экономику, финансовую систему и инвестиционную ситуацию во всем мире.
Председательствующее в G20 государство, по сложившейся практике, кроме государств-членов и постоянных наблюдателей, стран-председателей таких региональных структур, как АСЕАН, Африканский союз и Новое партнерство в интересах развития Африки, по своему усмотрению может пригласить в качестве гостей только два государства. Китай свой выбор сделал в пользу Казахстана и Египта. Президент Казахстана уже во второй раз принимает участие в саммите G20. Ранее он в 2013 году был приглашен российской стороной на мероприятие в Санкт-Петербурге. Это еще раз свидетельствует о высоком авторитете Главы государства на международной арене.
Встреча в Ханчжоу станет ключевым мероприятием для глобальной экономики и финансовой системы в текущем году. Нет никаких сомнений, что к его работе будет приковано внимание всей мировой общественности. Глава государства, безусловно, внесет на рассмотрение участников новые инициативы, поделится мнением о ситуации в глобальной экономике и путях преодоления последствий финансового кризиса. Вместе с тем следует ожидать, что положительный опыт «ведущей двадцатки» по решению данных вопросов также будет полезным для дальнейшего устойчивого развития нашей экономики.
– В текущем году наблюдается тенденция спада товарооборота между нашими странами, что связано со снижением цен на экспортную продукцию Казахстана. Что делается для диверсификации экспорта из Казахстана в Китай? – В 2015 году товарооборот Китая со странами мира составил 3,95 триллиона долларов, в январе – июне текущего года этот показатель достиг 1,71 триллиона долларов (-8,8%). Что же касается Казахстана, то, по информации Комитета государственных доходов МФ РК, объем двусторонней торговли в прошлом году составил 10,6 миллиарда долларов. По сравнению с 2014 годом это ниже на 34,8%. В первой половине текущего года этот показатель составил 3,65 миллиарда долларов и имеет тенденцию к дальнейшему снижению. Если же обратиться к данным Главного таможенного управления КНР, то в 2015 году объем двустороннего товарооборота составил 14,2 миллиарда долларов. В первом полугодии нынешнего года этот показатель достиг 5,6 миллиарда долларов.
Причина уменьшения объема двустороннего товарооборота, во-первых, как вы отметили, заключается в снижении цен на основные экспортные позиции Казахстана, во-вторых – на это также повлияло общее снижение темпов экономического развития Китая.
План развития XIII пятилетки Китая предусматривает необходимость экономического роста в пределах 6,5–7% путем ежегодного трудоустройства не менее 10 миллионов человек. Только при реализации данного условия Правительство и Компартия Китая могут достичь поставленной цели по построению среднезажиточного общества «сяокан», что позволит увеличить ВВП на душу населения до 10 тысяч долларов посредством достижения общего объема ВВП 13,8 триллиона долларов.
Поэтому в связи со снижением цен и спроса на казахстанское сырье, путем всестороннего анализа ведется поиск новых видов продукции, в том числе сельскохозяйственной продукции, в целях увеличения двустороннего товарооборота.
С развитием сферы услуг также взаимосвязаны проводимые на системной основе мероприятия по улучшению транзитно-транспортного потенциала. НК «АО «Қазақстан темір жолы» совместно со своими китайскими партнерами ведет работы по развитию сотрудничества в морском порту Ляньюньган, СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», снижению тарифов на перевозки, увеличению их скорости и улучшению качества услуг. Сегодня, в век высоких темпов развития электронной коммерции, быстрая и безопасная доставка грузов до адресата является показателем высокого качества предоставляемых услуг.
Важное место уделяется взаимовыгодному партнерству в индустриально-инновационной сфере. В настоящее время на различной стадии реализации находится 51 проект на сумму более 26 миллиардов долларов в сферах машиностроения, химической промышленности, металлообработки, металлургии, инфраструктуры, электроэнергетики, переработки нефти и легкой промышленности. Запуск данных проектов, несомненно, внесет весомый вклад в улучшение структуры двусторонней торговли и увеличение товарооборота.
– Вы обозначили интерес китайских инвесторов к аграрному сектору Казахстана. В какую сферу сельского хозяйства Китай готов вкладывать инвестиции? – Прежде всего хотел бы подчеркнуть, что в последнее время наблюдается повышенный интерес со стороны Китая к нашей сельскохозяйственной продукции. И связано это с необходимостью удовлетворения своего потребительского рынка, который достигает 1,5 триллиона долларов. Например, в 2014 году Китай импортировал 580 тысяч тонн мяса, из них 297 тысяч тонн говядины и 282,8 тысячи тонн баранины. По информации Министерства сельского хозяйства РК, наша страна в настоящее время полностью закрывает внутренние потребности в мясе и зерне. Так, в 2015 году в Казахстане произведено 930,3 тысячи тонн мяса, из которых 16,1 тысячи тонн поставлены на экспорт. Казахстанские производители располагают потенциальными возможностями для увеличения производственных мощностей, однако для этого, как известно, требуются новые рынки сбыта.
Заинтересованность Китая в установлении сотрудничества с Казахстаном в сфере сельского хозяйства связана с нашей географической близостью и наличием развитой железнодорожной инфраструктуры. Между двумя странами запущены и действуют два железнодорожных перехода Достык – Алашанькоу и Алтынколь – Хоргос, в ближайшее время будет запущена автомагистраль Западная Европа – Западный Китай, в рамках программы развития инфраструктуры «Нұрлы жол» путем интенсивного развития транспортной системы совершенствуются благоприятные условия для перевозок. Поэтому ряд китайских компаний выражают готовность создать совместные предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции в Казахстане для ее последующего экспорта в Китай и соседние государства. В том числе следует выделить интерес к переработке и производству мяса, подсолнечного масла, томатов, муки и сои. В случае успешного запуска указанных заводов казахстанцы получат новые рабочие места, а сельчане смогут поставлять выращенные своими руками овощи на переработку.
– Недавно на своей социальной странице вы написали, что в рамках председательства Казахстана в ШОС посольством совместно с Секретариатом ШОС согласовано проведение более 20 совместных мероприятий. Не могли бы вы рассказать о некоторых из них. – С 25 июня и до очередного саммита ШОС, проведение которого запланировано на 2017 год в Астане, Казахстан принял председательство в данной организации. Учитывая 25-летие Независимости Республики Казахстан и 15-летие со дня создания ШОС, планируемое проведение ЭКСПО-2017, с одной стороны, в целях широкого освещения нынешних достижений, потенциала развития, культуры и истории Казахстана, с другой – дальнейшей популяризации ШОС, посольство и Секретариат ШОС согласовали и приняли План мероприятий. Он предусматривает проведение целого ряда различных мероприятий, среди которых следует выделить Дни Казахстана и Астаны в Китае, экономическую конференцию ШОС, конкурс среди журналистов по освещению тематики организации, игру под названием «Модель ШОС» среди молодежи и учеников, выставку художников, фотовыставку и Неделю кино. Наши инициативы не входят в план основных мероприятий ШОС, но надеемся, что они внесут скромный вклад посольства в успешное председательство Казахстана в организации.
– По мнению экспертов, между Новой экономической политикой «Нұрлы жол» и Экономическим поясом Шелкового пути существуют точки сопряжения. Нам известна в большей степени точка зрения казахстанских аналитиков. А что думают по этому поводу китайские эксперты? – Учитывая, что Председатель КНР Си Цзиньпин озвучил инициативу о создании Экономического пояса Шелкового пути в ходе выступления в Назарбаев Университете в сентябре 2013 года в Астане, китайская сторона уделяет особое внимание продвижению данной инициативы с Казахстаном, а именно вопросу ее сопряжения с программой инфраструктурного развития «Нұрлы жол». Честно говоря, факт объявления данной инициативы в Казахстане не случаен, так как наша страна – первое государство, расположенное на Экономическом поясе Шелкового пути и узловой пункт железнодорожных и автомобильных коридоров в направлении Европы и Ближнего Востока. Необходимо отметить, что с принятием Китаем стратегии «Один пояс, одинь путь» узнаваемость Казахстана в этой стране возросла в разы.
На данный момент рабочая группа экспертов двух государств завершает переговорный процесс по сопряжению «Нұрлы жол» и Экономического пояса Шелкового пути. По итогам переговоров в ближайшее время ожидается внесение подготовленного проекта документа на рассмотрение и утверждение правительств двух стран.
– В 2014 году началось председательство КНР в СВМДА. Какие изменения внесло в архитектуру СВМДА это событие? – Во-первых, председательство Китая в СВМДА является признанием роли данного форума, созданного по инициативе Главы государства.
Во-вторых, председательство в совещании такого государства, как Китай, который имеет особый вес и место в мировой геополитике, демонстрирует другим государствам значимость форума.
В-третьих, председательство Китая дает возможность взглянуть на деятельность СВМДА не только с региональной точки зрения, но и под углом глобального мироустройства.
Китайская сторона с момента проведения саммита СВМДА в 2014 году в Шанхае внесла в его работу несколько нововведений. К примеру, в рамках совещания начали свою работу деловой совет и молодежный совет. По мнению китайской стороны, предприниматели и молодое поколение являются движущей силой для дальнейшего развития СВМДА.
В настоящее время прорабатывается инициатива Президента РК Н. Назарбаева по преобразованию форума в полноценную международную организацию под условным названием «Организация по безопасности и развитию в Азии». Согласование данного вопроса с 26 государствами-членами является нелегким процессом, так как среди них есть страны, которые никогда ранее не сидели за одним столом переговоров или сохраняют между собой политические разногласия. Поэтому в целях продвижения этой работы казахстанская и китайская стороны ведут совместную работу, чтобы донести основные цели и задачи данной инициативы.
– В последнее время наблюдается увеличение числа казахстанской молодежи, получающей образование в Китае. С чем это связано? Что вы посоветуете желающим поехать в Китай учиться? – По информации Министерства образования КНР, число граждан РК, получающих образование в высших учебных заведениях Китая, превышает 11 тысяч. По количеству студентов в КНР Казахстан входит в первую десятку стран мира. Конечно, с одной стороны, увеличение числа желающих получить образование здесь радует, но, с другой – требует перевода количественных показателей в качественную плоскость. И здесь можно было бы сделать несколько замечаний, но я думаю, что это требует отдельного разговора. Хотя бы потому, что в этом непростом процессе есть немало жертв лжепредпринимателей, которые нацелены только на прибыль и отправляют детей в вузы со средним или низким уровнем преподавания, тем самым лишая их возможности получить качественное образование. Поэтому просим абитуриентов приезжать в Китай по официальным каналам и по студенческой визе. Строго соблюдать местное законодательство и не допускать противоправных действий. По приезде связаться с посольством и встать на «консульский учет», в случае необходимости связаться с советником по образованию посольства или Ассоциацией казахстанских студентов в Китае. Относитесь к учебе ответственно, так как в вузах КНР существует жесткая система контроля над успеваемостью и посещаемостью занятий.
Каждый гражданин РК, будучи за границей, является лицом своей страны. Поэтому хотелось бы, чтобы наша молодежь получала достойное образование и представляла Казахстан с лучшей стороны.
Резюмируя наш разговор, хотел бы сказать, что Китай является нашим близким соседом. Здесь издавна существует около 20 научно-исследовательских институтов, центров и сообществ, всесторонне изучающих Центральную Азию, в том числе и Казахстан. В последнее время после начала реализации Стратегии «Один пояс, один путь» их количество возросло до 50. Они знают все нюансы и детали нашего развития. За счет тщательного изучения наших шагов и принимаемых решений ими готовятся конкретные предложения для Правительства. Поэтому сегодня наступило время, когда для развития взаимовыгодных добрососедских отношений нам надо лучше узнать партнеров. Было бы целесообразным уделить особое внимание открытию одного или даже нескольких центров китаеведения. Это позволит выстроить грамотную и долгосрочную стратегию казахстанско-китайских отношений.