На сцене – «Совесть»

1473
Екатерина Бескорсая, Павлодар

Лучшим актерским ансамблем признана труппа Павлодарского областного казахского музыкально-драматического театра имени Ж. Аймауытова на VII Международном театральном фестивале зрительских симпатий «Подмосковные вечера».

фото организаторов фестиваля

Спектакль на казахском языке «Ұждан» («Совесть») по одно­именной притче Шакарима Кудайбердиева покорил российского зрителя так же, как и казахстанцев, которые первыми оценили творчество павлодарской труппы. Премьера постановки состоялась в конце прошлого театрального сезона в Павлодаре, потом были выступления в других городах нашей страны. В Казахстане критики называли спектакль «событием года», он стал победителем в номинациях «Лучший актерский ансамбль» на фестивале в Караганде, «Лучшее режиссерское решение» в Петропавловске, получил специальный приз Фестиваля Тюркских стран в Талдыкоргане.

Эта нетривиальная работа – результат творческого поиска интернациональной команды. Автор идеи – известный актер театра и кино, режиссер Азамат Нигманов. За костюмы и декорации отвечала французский специалист Элли Раншэ, Илья Подчерзерцев из Москвы работал над пластикой актеров, автором инсценировки стал павлодарец Нуркен Турлыбек, световое оформление легло на плечи алматинского специалиста Данияра Сатыбалдиева, хормейстером команды стала павлодарка Елена Баторшина.

«Подарком и экзаменом одновременно» назвал автор спектакля Азамат Нигманов участие в VII Международном театральном фестивале зрительских симпатий «Подмосковные вечера» в городе Мытищи. Не случайно этот город считают столицей театров Подмосковья. Во-первых, здесь действуют два профессиональных муниципальных театра – театр драмы и комедии «ФЕСТ» и театр кукол «Огниво». И во-вторых, в седьмой раз здесь проходит престижный творческий конкурс, который собирает самые разные коллективы.

На этот раз желание участвовать в фестивале выразили 300 театров. Экспертный совет, в состав которого вошли российские театральные деятели и критики, отобрал лишь 13 заявок. Решение о включении спектаклей в программу фестиваля принимали на основании просмотра представленных видеозаписей спектакля и изучения сопроводительной информации. В афишу фестиваля из этого многообразия вошли самые лучшие, самые интересные и захватывающие работы – те, которые точно должны были вызвать симпатии зрителя.

Единственным участником фестиваля от Казахстана стал театр имени Ж. Аймауытова, также на сцене выступили известные театры Москвы, Перми, Вологды, Зеленограда, Санкт-Петербурга, Мытищ, Петрозаводска, Буинска, Набережных Челнов, Нижнего Новгорода, Челябинска.

Несмотря на то что спектакль «Ұждан» шел на казахском языке, зал был полон. Для зрителя подготовили аудиоперевод, но по ходу действия многие снимали наушники, чтобы в полной мере насладиться мастерством павлодарских актеров, их энергетикой, голосами. Так что перед коллективом стояла вдвойне сложная задача – передать не самый простой материал, да еще и на чужом для большинства зрителей языке. Впрочем, театральное искусство никогда не знало границ, тем более когда на сцене говорят о вечном.

Притча Шакарима «Ұждан» – очень небольшое, буквально одностраничное произведение. Там нет прямых нравоучений, но мысли автора вполне читаемы. В одной китайской деревне все жили вполне благополучно, но вдруг настигли людей душевные муки, с которыми никто не знает, как справиться. И даже правитель тоже как-то не в себе, хочет раздать все свое имущество. Чтобы избавиться от недомогания, идут жители деревни к шаману, который дает простое решение – нужно выпустить закон об отмене совести. И тогда всем станет хорошо и никто никого не будет мучить. И когда совесть в образе девушки в очередной раз приходит в деревню, ей указали на статью – ты отменена. Вот и весь рассказ: отмените совесть и живите «благополучно»…

Из очевидного сарказма Шакарима наши современники «слепили» ту самую постановку, которую понимает каждый по-своему.
О том, как создавался спектакль, Азамат Нигманов рассказывал еще весной перед премьерой на павлодарской сцене. Режиссер попросил актеров объяснить, как они понимают притчу Шакарима.

– И на основе этого мы сочиняли, говорили про себя, про сегодняшнее время, про экзистенциальные ситуации, с которыми мы встречаемся в первую очередь как люди, а потом уже переносим их на сцену как артисты. Для них это было новшеством, когда артисты являются соавторами процесса. Многие вещи в спектакле сделаны именно ребятами, которые играют в притче. Я как режиссер лишь ввел в контекст спектакля то, что они увидели, – говорит Азамат. – Получился живой настоящий театр, говорящий со зрителем на современном языке. Получился не психологический театр, а игровой, где способ существования артиста – отстранение. Достаточно сложно было с точки зрения того, что на сцене много артистов. Моя задача была только соединить все наши мысли и фантазии в одну единую структуру.

Вовлечение актеров подчерк­нул и режиссер по пластике Илья Подчезерцев:

– Спектакль соткан, в большинстве своем, из этюдов, предложений, импровизаций и дикой энергии актеров. На каждой репетиции мы не знали, что можно ожидать от них. Это постоянные смелые пробы и поиски. Без лишних вопросов. Нужно попробовать сделать? Сделаем! С полной отдачей! С доверием и любовью.

После выступления павлодарцев на российской сцене эксперты фестиваля назовут постановку грандиозным спектаклем – исследованием театра из Казахстана о стирании границ внутри человека, особенностью национальной рефлексии.

Известный российский теат­ральный критик, председатель жюри фестиваля Анастасия Ефремова на обсуждении после спектакля особенно отметила мастерство павлодарцев:

– Игра актеров из Казахстана была на особом уровне. Меня удивила их сила. Мы почувствовали энергию, которой раньше не было у других творческих коллективов. Каждый момент, каждое движение в спектакле гармонично, словно привязано к какому-то центральному механизму. Еще одна история – певческая подача. Видно, что режиссер проделал большую работу.

«Человеческую скромность, справедливость, доброту в их единстве я называю одним словом – ұждан…», – так писал великий Шакарим Кудайбердиев.

Спустя век его слова по-прежнему актуальны и волнуют, а может, даже терзают сердца и души не только потомков на родине.

Во время спектакля над сценой нависает громоздкий, примитивный по своей форме плоского цилиндра абажур. Вся эта конструкция сверху как будто наблюдает за происходящим, ведь по задумке автора постановки – это прямая привязка к трагической судьбе Шакарима.

Аксакал был убит отрядом милиции, преследовавшим восставших против советской власти: по одной версии, Шакарима не узнали, по другой – застрелили намеренно, хотя он был вполне лоялен к Советам и не поддерживал восстаний. Как бы то ни было, в попытках скрыть убийство Шакарима назвали врагом народа, а тело его сбросили в иссушенный колодец. Его произведения повсеместно уничтожали, чтобы о нем не осталось никаких упоминаний. И только спустя много лет один из очевидцев, знавший тайну убийства Шакарима, указал место его гибели.

Спустя век этот колодец, нависая над вечной сценой, как будто напоминает неярким светом – совесть нельзя отменить…

Большую поддержку постановке оказали зрители из казахской диаспоры.

– Сегодняшнее выступление тронуло наши сердца и души, зажгло нашу гражданскую гордость. Спектакль заставил нас поразмышлять, ведь притча «Ұждан» все так же актуальна. Если наша совесть будет чиста, то и общество будет чистым.
И только тогда люди будут жить благополучно, – поделился впечатлением Серик Тойгамбаев, вице-президент Казахской национально-культурной автономии Москвы.

В рамках фестиваля в Мытищах также состоялась специальная выставка экспонатов из фондов Павлодарского областного музея литературы и искусства имени Бухар-жырау. Зрители могли познакомиться с материалами об историке, философе, мыслителе Машхуре Жусупе Копееве – к слову, представители российской казахской диаспоры с большим интересом приобретали книги с его произведениями. Кроме того, в экспозиции были представлены документы и личные вещи композитора Естая Беркимбаева, драматурга Жусупбека Аймауытова, кинорежиссера Шакена Айманова, основоположника профессионального театрального искусства Жумата Шанина, писателей Калмукана Исабаева и Всеволода Иванова, дипломата Назира Торекулова.

Популярное

Все
Успешное выступление гимнасток на чемпионате Азии в Ташкенте прокомментировала Алия Юсупова
В Астане горело общежитие
Американец нашел данные о своих родственниках в Казахстане
Токаев наградил слесаря шахты имени Костенко
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Детей растить и Родину защищать
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
О дамбах и арыках: из опыта наших предков
Злые языки страшнее пистолета
«Я – в Астане, он – в Екатеринбурге, встретились посередине…»
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Казахстан и Узбекистан: многовековые узы дружбы
Сумками выносили деньги из хранилища глава филиала и кассир банка в Степногорске
Полиция Казахстана, Украины и Чехии ликвидировала две группы интернет-мошенников
Токаев принял главу КНБ
Урок на приусадебном участке
Казахский обретает статус языка межнационального общения
В Карагандинской области подрядчик приступил к завершающему этапу реконструкции трассы Караганда – Балхаш, которая длится уже пять лет
Генпрокурор Берик Асылов отчитался перед президентом
1 мая: историю появления праздника напомнили казахстанцам
Багдат Мусин освобожден от должности министра цифрового развития
Авиапассажирам необходимо заблаговременно приезжать в аэропорты - КГА
В Таразе изучают государственный язык с помощью… песен
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Спасти отечественных мукомолов от банкротства призывает сенатор
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан

Читайте также

В Президентском центре РК открылась тематическая выставка, …
С молитвой о мире, добре и благополучии
Наполнить жизнь благодатным светом
Не бойся дороги, были бы кони здоровы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]