Фото: Kazpravda.kz/Талгат Аханов
Вице-министр науки и образования РК Шолпан Каринова в Facebook прокомментировала новые системы оценивания в школах – СОЧ и СОР, передает
Kazpravda.kz.
"В настоящее время по поручению главы МОН РК создана рабочая группа, в рамках которой обсуждаются пути совершенствования критериальной системы оценивания. Обсуждения идут, поступают предложения. Учителя спорят, соглашаются, доказывают, дополняют друг-друга. Советуются с коллегами", – сообщила Каринова.
Она отметила, что уже обсуждены вопросы учета баллов при проведении формативного оценивания, частотность СОР и СОЧ, а также другие вопросы, поднимаемые учителями.
"Но учителя однозначно сошлись в одном – возвращаться к старой, по сути 3-х бальной системе, нельзя. Учителя понимают и считают, что методология системы критериального оценивания правильная, она обеспечила новые стандарты и механизмы оценивания, сопоставимые с требованиями систем оценивания ведущих стран. Поэтому отказываться от критериальной системы мы не будем", – продолжила она.
Вице-министр пояснила, что обновление содержания образования, которое началось в 2016 году, потребовало и новые формы отслеживания результатов обучения. Была введена система критериального оценивания.
По ее словам, ранее стандарт предполагал акцент на усвоение фактологических знаний, уровень которых оценивался через пересказ и воспроизведение небольших фрагментов на уроках, тестирование и систему контрольных срезов. Такой подход соответствовал информационному обучению, когда учащимся предлагался переработанный и готовый материал.
В новой системе оценивания усилены требования к инструментам оценки, которые должны обеспечивать объективность. Разработанные критерии и задания позволяют определять не только уровень знаний, но и способность применять знания и навыки мышления более высокого уровня (как ученик говорит и рассуждает, умеет ли выделять главное и делать выводы, может ли принимать решения, применять полученные знания в жизни). Это позволяет нивелировать необъективность традиционных оценок и обеспечивает единство требований, стандартизацию и равенство процедур.
"Фактически СОР – это ранее использованные тематические контрольные работы, а СОЧ – это четвертные контрольные работы. В количестве выполняемых контрольных работ в старой и новой системе оценивания нет существенных различий", – подчеркнула Каринова.
Далее она привела несколько примеров. Так, в Типовых учебных планах (ТУП) по предметам "Казахский язык"/"Русский язык" 2013 г. установлены следующие виды контрольных работ: диктант, изложение, сочинение, тестирование, контрольный диктант в количестве от 13 до 15 в год в начальной школе (2 классе – 15, 3 классе – 14, 4 классе – 13).
В рамках обновленного содержания количество СОР и СОЧ в этих классах меньше и составляет – 12 работ в год. По предмету "Математика" в ТУП – 2012 г. в 5 классе количество контрольных работ составило 13, а количество СОР и СОЧ – 14 работ. А в 6 классе количество СОР и СОЧ по новым программам меньше, чем их было согласно программам 2012 г. По предмету "Химия" по ТУП 2012 г. количество практических/контрольных работ – 11, по ТУП 2016 г. – 12 СОР и СОЧ.
"Так можно продолжить анализ и по другим предметам. Изменения коснулись лишь процессов составления учебных заданий и проверки работ учащихся по четким критериям оценивания. Это обосновано необходимостью повышения качества и объективности оценок, а также тем, что ученик должен сам понять, чего он достиг и над чем еще нужно работать", – написала Каринова.
Она отметила, что ранее оценка в контрольной работе выставлялась методом вычитания, т.е. количество допущенных ошибок и помарок влияло на результат.
По ее мнению, новая система оценивания учитывает каждый этап выполнения учебных заданий, что позволяет накапливать баллы. Накопительная система стимулирует самостоятельную деятельность учащихся и обеспечивает освоение учебной программы, т.е. способствует повышению качества знаний.
"Что касается учителей. При старой системе учителя начальных классов проверяли тетради каждый день, и это было для них привычным делом. Ежедневно они проверяли письменные работы 25 учащихся по нескольким предметам, а на следующий день приносили в класс проверенные задания с комментариями. Для учителей казахского, русского языков, математики, физики, химии, биологии в средних и старших классах, где также были письменные работы, лабораторные и практические работы, было обычным явлением – проверять тетради. Сегодня при проверке СОР и СОЧ данные учителя также не испытывают сложностей. Затрудняются, конечно, учителя устных предметов, у которых в старой системе не было письменных работ и они привыкли оценивать только устные ответы учащихся", – прокомментировала вице-министр.
Также она остановилась на учащихся.
"Дети, которые пошли в 1 класс в 2016 году по обновленной программе обучения, которых сразу оценивали формативно и суммативно, активно внедрились в новые условия. Они не боятся получать "плохие" отметки, они их просто не знают. Для них привычно слышать на свои ответы комментарий учителя о том, что у них получилось хорошо, а что не получилось. Хуже адаптируются в новом оценивании дети, которые обучались и оценивались сначала в старой системе, а сейчас перешли в новую. Их затруднения связаны с тем, что они психологически привыкли к одному, а теперь приходится перестраиваться", – добавила Каринова.
Вице-министр также прокомментировала отношение родителей к новой системе оценивания.
"Что касается родителей. Сегодняшние родители – это вчерашние школьники, которые сами обучались по старой программе и получали отметки "3", "4", "5". Любые оценки для них ассоциируются только с ними. Другого им и представить сложно. К тому же, привычное всегда комфортно. И это понятно", – отметила она.
Вице-министр напомнила, что Правилами МОН РК предусмотрено, что количество СОР и СОЧ не должно превышать 3-х в день, гибкий график сдачи СОР и СОЧ для недопущения перегрузки учащихся, и т.д. Но на деле, по ее словам, не все идет по Правилам.
"Кроме того, мы продолжим работу по повышению квалификации педагогов через курсы, семинары, тренинги и т.д. Нам важно разъяснять педагогам и родителям особенности новой системы оценивания, которая объективна, а самое главное, направлена на поддержку и стимулирование процесса обучения учащихся", – заключила она.