Новые магистрали - главный инфраструктурный каркас страны

3663
Асет КАЛЫМОВ, Жубаныш БАЙГУРИНОВ, Светлана АБЕНОВА, Любовь ДОБРОТА
Находясь на стыке Европы и Азии, Казахстан обладает значительным транзитным потенциалом, предоставляя азиатским странам географически безальтернативную наземную транспортную связь с Россией и Европой. Растет привлекательность и транзитного потенциала воздушного пространства республики. Соседство с государствами, имеющими огромные рынки сбыта, делает развитие отечественной транспортной системы перспективным.

Не случайно в документах подчеркивается: "Задача Казахстана заключается в обеспечении конкурентоспособности отечественного транспортно-коммуникационного комплекса на мировом рынке и увеличении торговых потоков через нашу территорию".
За прошедшие годы под руководством Президента Н. А. Назарбаева совершен настоящий прорыв в вопросе построения качественно новой системы коммуникаций как внутри страны, так и на внешние направления. К примеру, одним из важнейших проектов является международный транзитный коридор Западная Европа – Западный Китай, ставший поистине "стройкой века". В стране построены железнодорожные линии из Хоргоса до Жетыгена, из Аркалыка до Жезказгана, из Жезказгана до Бейнеу. Завершено строительство железнодорожной ветки "Узень – госграница с Туркменистаном". Проведены новые нефте- и газопроводы в направлении России и Китая. В сфере авиационного транспорта развиваются международные авиалинии и внутриреспубликанское, местное сообщение. На Каспийском море функционируют порты Актау и Баутино.

55943b9f47ed61435777951.jpeg

...Достойным ответом страны на текущие глобальные вызовы мировой экономики стала Новая экономическая политика "Нұрлы жол", стержень которой – План инфраструктурного развития. Он рассчитан на 5 лет и совпадает со второй пятилеткой реализации ГПИИР.
Касаясь развития транспортно-логистической инфраструктуры, Президент Нурсултан Назарбаев отметил, что оно будет осуществляться в рамках формирования макрорегионов по принципу хабов. При этом инфраструктурный каркас свяжет с Астаной и между собой макрорегионы магистральными автомобильными, железнодорожными и авиалиниями по лучевому принципу. Прежде всего будут реализованы основные автодорожные проекты. Это Западный Китай – Западная Европа, Астана – Алматы, Астана – Усть-Каменогорск, Астана – Актобе – Атырау, Алматы – Усть-Каменогорск, Караганда – Жезказган – Кызылорда, Атырау – Астрахань.

Наряду с этим будет продолжено создание логистического хаба на востоке и морской инфраструктуры на западе страны. Повышению экспортного потенциала в западном направлении через порты на Каспии будут способствовать масштабная паромная переправа из порта Курык и железнодорожная линия Боржакты – Ерсай. Президент поручил Правительству проработать вопрос строительства или аренды терминальных мощностей в "сухих" и морских портах Китая, Ирана, России и стран ЕС.

– Новые магистрали, которые построят казахстанцы, обновят нашу экономику и общество, – говорится в программном документе. – Они накрепко свяжут все уголки нашей страны с центром. Ускорятся и увеличатся грузопотоки. Возрастут объемы транзита через страну. Наши граждане будут ездить по современным и качественным автомагистралям, смогут безопасно и быстро добираться в любой регион. Улучшится социальная инфраструктура, новые и современные школы и больницы будут оказывать высококачественные услуги. В итоге это отразится на благосостоянии и качестве жизни каждого казахстанца. А самое главное – все это останется на нашей земле как богатство наших будущих поколений.

Реализация программы "Нұрлы жол" позволит достигнуть и других значимых результатов. До 2019 года на треть сократится время в пути между крупными городами, обеспечивая выход в соседние страны. Будет сформирована единая энергосистема, полностью обеспечивающая потребности в электроэнергии. В то же время программа создаст полмиллиона новых рабочих мест. В результате реализации индустриально-инновационной программы и "Нұрлы жол" в стране будет построена новая экономика и новый инфраструктурный каркас страны.

Новая экономическая политика "Нұрлы жол" станет двигателем роста нашей экономики на ближайшие годы. Только за счет строительства дорог будут созданы новые 200 тысяч рабочих мест. А это означает занятость и рост доходов населения. "Нұрлы жол" произведет мультипликативный эффект и на другие отрасли экономики: производство цемента, металла, техники, битума, оборудования и сопутствующих услуг. Дороги – это линии жизни для Казахстана. В наших необъятных просторах вокруг дорог всегда возникала и развивалась жизнь. Мы обязаны создать такую транспортную сеть, чтобы от Астаны во все стороны расходились автомобильные, железнодорожные и авиационные магистрали. Как от сердца – артерии. Как от солнца – лучи.
Нурсултан НАЗАРБАЕВ


55943c0d9949c1435778061.jpeg

Обретает очертания скоростной автобан

В Алматинской области продолжается масштабная реконструкция дороги Алматы – Талдыкорган.

Талдыкорганская трасса (часть магистрали Алматы – Усть-Каменогорск) протяженностью около 260 км считается главной транспортной артерией Жетысу и одной из самых загруженных в регионе. Ее реконструкция разбита на несколько участков, где сейчас полным ходом идут строительно-монтажные работы. Согласно проектно-сметной документации обновленная дорога будет абсолютно ровной. Она строится со всеми необходимыми ограждениями, с широкой разделительной полосой посередине.

По информации нацкомпании "КазАвтоЖол", в конце нынешнего года полностью откроется движение на 80-километровом отрезке Алматы – Капшагай. Здесь завершены земляные работы, укладывается дорожное полотно, строятся мосты, путепроводы, развязки, водопропускные каналы. Объект возводится по нормативам категории 1А с цементобетонным покрытием, расширением до шести полос.

Как сообщил директор Алматинского областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Батыр Дадамурзаев, качество автострады будет аналогичным автобану Астана – Бурабай, разрешенная максимальная скорость движения составит 140 км в час. В перспективе трафик на капшагайском маршруте вырастет с нынешних 18 тыс. до 61 тыс. автомобилей в сутки. В связи с этим дорога будет платной, стоимость проезда определят позже.

Впрочем, автолюбители уже почувствовали качество новой «бетонки». Еще полгода-год назад им приходилось испытывать неудобства, объезжая строительные объекты по старой грунтовке. А сегодня они с комфортом проезжают несколько готовых участков, введенных в эксплуатацию на всем протяжении маршрута до Талдыкоргана.

По информации специалистов-дорожников, свыше 90% используемых стройматериалов – отечественного производства. Эту продукцию поставляют современные асфальтобетонные заводы и завод металлических конструкций, возведенные вдоль трассы. Важно, что процесс укладки земляного полотна проверяют специальные лаборатории и инженерные службы по надзору. Они же проводят испытания строительных материалов. Согласно новым стандартам увеличена толщина дорожного покрытия, используется многослойная технология, которая защищает дорогу от механического износа и воздействия природно-климатических факторов. Срок службы цементобетонной конструкции – 20–25 лет без капремонта.

Расстояние от Капшагая до Талдыкоргана – около 180 км. Здесь дорога будет четырехполосной, категории 1Б, она пойдет в обход опасного перевала Архарлы и нескольких населенных пунктов. С учетом рельефа местности (крутых подъемов и спусков) подрядчикам пришлось вести взрывные работы.

На объектах мобилизовано свыше 1 100 единиц техники: асфальтоукладчики, бетоно­смесительные и дробильно-сортировочные установки, само­свалы, грейдеры, экскаваторы, бульдозеры. Создано 2,4 тыс. рабочих мест, средняя зарплата строителей варьируется от 90 тыс. до 300 тыс. тенге.

Полный ввод в эксплуатацию автотрассы Алматы – Талдыкорган запланирован к 2017 году. По оценкам экспертов, она играет важную роль в обеспечении как внутриреспубликанских, так и международных перевозок грузов и пассажиров. В числе других масштабных инфраструктурных проектов, реализуемых в Алматинской области, – трассы Алматы – Хоргос (участок трансконтинентального коридора Западная Европа – Западный Китай), БАКАД, Алматы – Астана и Ушарал – Достык. На нужды дорожного строительства региону выделяется самое крупное финансирование в республике – только в нынешнем году направлено почти 48 млрд тенге.

55943c3f97c091435778111.jpg

Качество дорожного полотна – на особом контроле

Пристальное внимание исполнительной власти к реализации автодорожных проектов обусловлено высоким транзитным и туристским потенциалом региона.

Общая протяженность автомобильных дорог в Восточном Казахстане составляет 12 тыс. км, больше четверти из них – республиканского значения. Аким области Даниал Ахметов в своем выступлении на идеологическом активе, посвященном Посланию Президента народу страны "Нұрлы жол – путь в будущее", представил развернутую картину состояния дорог в ВКО и конкретный план действий по проведению основных работ по их реконструкции и ремонту.

Речь шла о завершении строительства автострад Астана – Усть-Каменогорск, Алматы – Усть-Каменогорск. Еще один важный проект – реконструкция автомобильной дороги республиканского значения Омск – Майкапчагай, являющейся международным транзитным коридором, который соединяет между собой три региона Российской Федерации и две области Казахстана.

Реализация концессионных проектов по строительству железной дороги Шар – Майкапчагай и моста через Бухтарминское водохранилище, по словам главы региона, будет способствовать повышению деловой активности на прилегающих территориях. В частности, это даст мультипликативный эффект от добычи полезных ископаемых до строительства сервисной инфраструктуры вдоль дорог, позволит создать свыше 6 тыс. новых рабочих мест во время строительства и не менее 2,5 тыс. – в период эксплуатации.

Только в текущем году на реконструкцию дорог республиканского значения, капитальный и средний ремонты, а также на проведение проектно-изыскательских работ предусмотрено 12 млрд 774 млн тенге. Запланирован ввод в эксплуатацию автодороги Омск – Майкапчагай, Таскескен – Бахты, ремонт автотрасс Семей – граница РФ и Усть-Каменогорск – Шемонаиха – граница РФ.

По поручению акима области увеличена сумма средств, которые предстоит потратить на средний ремонт дорог республиканского значения. Вместе с тем практически на каждом заседании акимата первый руководитель ВКО напоминает своим подчиненным о том, что и спрос за качество дорожного полотна будет жестким.

В текущем году на востоке страны всеми видами ремонт­ных работ планируется охватить 362 км автодорог. Будет произведен средний ремонт 97 км трассы Усть-Каменогорск – Риддер, отдельных участков автодорог Усть-Каменогорск – Семей, Курчум – Калжыр, Омск – Капчагай – Калжыр – Теректы. В текущем году предстоит завершить капитальный ремонт дороги Маканшы – Жаланашколь и ввести в эксплуатацию подъезд к Казнаковской переправе. В настоящий момент ведется корректировка проектно-изыс­кательских работ по реконструкции участка дороги протяженностью 32 км трассы Усть-Каменогорск – Зыряновск в районе Осиновского перевала.

Нынешней осенью планируется завершить реконструкцию трассы, связывающей моногород Риддер с областным центром. После чего можно даже не сомневаться в притоке туристов, поскольку последним станет значительно легче добираться до красот здешней природы.
Реализация вышеназванных проектов позволит к 2020 году в полтора раза увеличить объемы перевозок автомобильным транспортом. Поскольку в ходе строительства объектов будут использованы местные материалы, соответственно получат существенный толчок к дальнейшему развитию предприятия стройиндустрии и дорожной отрасли.


По кратчайшему пути

За прошедшие 10 лет в Актюбинской области реализованы проекты по развитию дорог на сумму 101 млрд тенге.

В рамках новой экономической политики "Нұрлы жол – путь в будущее" в ближайшие 5 лет по инициативе Президента РК будут реализованы масштабные проекты транспортной инфраструктуры. При этом будет обеспечено автомобильное, железнодорожное и авиатранспортное сообщение с центром республики по лучевому принципу. Как отметили в областном филиале НК «КазАвтоЖол», только за прошедшие 10 лет (2004–2014 годы) в Актюбинской области были реализованы проекты по развитию дорог на сумму 101 млрд тенге, в ходе которых подлежали реконструкции и реабилитации 1 063 км. Это 56% от общей сети дорог республиканского значения.

Одним из крупных проектов стала реконструкция участка международного транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай, которую, кстати, Актюбинская область завершила первой в стране. Общая протяженность этого пути составляет 628 км. Начинается он от границы с Кызылординской областью, затем через Карабутак, Актобе, Северный обход города, Мартук выходит на Оренбург. Ввод этого участка весьма позитивно отразился на уровне жизни людей: в Актобе теперь из самой отдаленной точки жители могут доехать на машине за 3 часа, более того, в прилегающих к магистрали населенных пунктах бурно начал развиваться придорожный сервис, увеличился грузопоток, улучшилась взаимосвязь с ближайшими приграничными регионами.

По данным "КазАвтоЖола", в рамках реализованного проекта было подвергнуто реконструкции 356 км республиканских трасс, в том числе построено новых 40 км. Реконструкция участков в первую очередь предусматривала повышение технической категории дорог, что крайне положительно отразилось на безопасности дорожного движения, удобстве и комфортности проезда. Было построено 28 мостов, включая сложные транспортные развязки общей длиной более 2 км, 15 площадок для отдыха водителей и пассажиров.

В прошлом году дорожники в намеченные сроки завершили реконструкцию еще одного важного участка Уральск – Актобе протяженностью 197 км. Он входит в транзитный коридор граница Узбекистана – Шымкент – Кызылорда – Актобе – Уральск – граница РФ. С обновленной трассой, безусловно, в прилегающие к ней населенные пункты также пришли большие перемены.

Среди крупных автодорожных проектов в рамках "Нұрлы жол" Президент РК назвал трассу Астана – Актобе – Атырау. Эта ветка имеет огромное стратегическое значение как для региона, так и для всей страны. Автодорога Актобе – Атырау – граница РФ (на Астрахань) является частью транзитного коридора Баку – Астрахань – Атырау – Актобе – Актау – граница Туркменистана, который связывает Казахстан на западе с Азербайджаном и Европой, на севере – с Россией, на юге через Иран – со странами Персидского залива, а также с Узбекистаном и Туркменистаном – на юго-востоке и юге. Поэтому реконструкция этого важного транспорт­ного узла для Западного Казахстана является первостепенной задачей. Протяженность дороги по территории Казахстана составляет 893 км, в том числе в Актюбинской области 330 км. Положительным моментом в реализации этого проекта является то, что дорога будет присоединена к трансконтинентальному коридору Западная Европа – Западный Китай.

Как говорят специалисты, в территориальном плане реконструкция названной трассы даст положительную динамику для развития региона, так как она является единственной дорогой, соединяющей не только Актобе и Атырау, но и сельские населенные пункты с районными. Она предоставит населению кратчайшее транспортное сообщение между двумя областными центрами, так как из-за ее неудовлетворительного состояния большая часть перевозок осуществляется нынче через Уральск с пробегом 950 км, что отражается на себестоимости товаров и услуг.

По словам руководителя ГУ "Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог области" Аскара Есжанова, в настоящее время Министерством по инвестициям и развитию ведется работа по разработке проектно-сметной документации проекта "Реконструкция автомобильной дороги Актобе – Атырау", начало реализации которого намечено на 2016 год. Он всецело обеспечит решение ключевой задачи, поставленной Президентом РК, по созданию опережающей инфраструктуры транспортной системы в западном регионе страны.

Привлекательный маршрут

Строительство участка транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай, проходящего через Южный Казахстан, полностью завершится в следующем году, сформировав тем самым привлекательный маршрут для перевозки транзитных грузов и движения автолюбителей.

Строительные работы по проекту реконструкции коридора Западная Европа – Западный Китай на территории ЮКО начались в 2011 году. Реконструкция участка автодороги М-32 "Граница РФ (на Самару) – Шымкент" в Южно-Казахстанской области уже завершена и эксплуатируется в полном объеме. Участок был разделен на семь лотов, подрядчиками выступили семь компаний. Теперь участок автодороги от Шымкента до границы с Кызылординской областью расширен до четырех полос и отнесен к первой технической категории. Отныне движение на этом отрезке дороги является весьма привлекательным маршрутом как для грузового, так и легкового транспорта.

Возведение трассы от Шымкента до границы с Жамбылской областью продолжается. По информации директора ЮКОФ РГП "Казахавтодор" Мухтара Дуйсембекова, работы несколько затянулись из-за того, что владельцы трех автозаправочных станций и двух кафе в Сайрамском районе, по территории которых проходит дорога, значительно завысили стоимость коммерческих объектов. Чтобы определить реальную стоимость, пришлось обращаться в суд. И это позволило сэкономить 113 млн тенге бюджетных средств. Именно на такую сумму была завышена оценка стоимости выкупаемых земель, что подтвердила судебно-оценочная экспертиза.

Общая протяженность южноказахстанского отрезка международной трассы Западная Европа – Западный Китай – 420 км, на сегодня принято в эксплуатацию 224 км.

Отрезок автодороги Шымкент – граница с Республикой Узбекистан – еще один крупный отрезок транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай на территории Южно-Казахстанской области. К его строительству дорожники приступили только в прошлом году. На участке Шымкент – Казыгурт уже уложена часть бетонного полотна. В сторону Ташкента от Казыгурта также разворачиваются работы, идет укладка основания под дорожное полотно. Почти стокилометровая дорога разбита на три примерно равных участка. Строительство дороги от Шымкента до границы с Узбекистаном ведется по той же технологии, что и от Шымкента в сторону Кызылординской и Жамбылской областей.
Дорожные работы по проекту реконструкции коридора Западная Европа – Западный Китай на территории ЮКО по плану завершатся в следующем году, что позволит обеспечить грузоперевозки по трем основным направлениям: Китай – Казах­стан, Китай – Центральная Азия, Китай – Казахстан – Россия – Западная Европа. При этом существенно сократится время доставки грузов. Если сегодня, к примеру, морской путь от порта Ляньюньган до Санкт-Петербурга занимает до 45 суток, то на дорогу по автотрассе от Китайского до Балтийского моря потребуется порядка 10 суток. По данным ВТО и ЮНЕСКО, Великий шелковый путь к 2020 году превратится не только в популярный коридор для доставки грузов, но и станет одним из самых привлекательных маршрутов для туристов.

Содействовать этому будет и то, что наряду со строительством международной трассы Западная Европа – Западный Китай приводятся в порядок и другие дороги. В нынешнем году на ремонт автомобильных дорог республиканского значения, проходящих по территории Южного Казахстана, из бюджета выделено 1,092 млрд тенге. В том числе на содержание – 400 млн тенге, средний ремонт – 327 млн тенге. Пре­дусмотрено и проведение капитального ремонта на сумму 365 млн тенге. Так что недалек тот день, когда движение по территории области в любом направлении станет весьма привлекательным маршрутом.

55943c54231341435778132.jpeg

Популярное

Все
В Байсеите родились герои Бреста
«Мы с прошлым кровно связаны судьбой...»
От брони до боеприпасов
Вася-казах
Подвиг на все времена
В 1940-е Гурьевская область была на военном положении
Книгу о ветеране выпустили с помощью ИИ
Защищали Отечество, спасая раненых
Имя казахстанца увековечили на Орловщине
Детство, опаленное войной
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Великой Победы
Они освобождали Европу
Спасибо, ветераны, за Победу!
Диорама расскажет о былом
В Семее открылась выставка «Ерлік – елге мұра, ұрпаққа ұран»
Отцу не было и восемнадцати
Ищем ровесников следы…
Незабываемые огненные годы
На медицинской передовой
Забота о ветеранах – приоритет социальной политики государства
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
США и Украина подписали соглашение о природных ресурсах
Какие национальности проживают в Казахстане
На Землю падает советская межпланетная станция «Космос-482»
Израиль запросил международную помощь в тушении лесных пожаров
Поэты Карагандинской области презентовали в Астане альманах «Летят по небу журавли Победы»
Актау станет международным курортом
В Астане за нахождение вне жилища после 23.00 задержано более тысячи несовершеннолетних
Дату последнего звонка перенесли в школах Казахстана
80 лет подвигу Рахимжана Кошкарбаева
Как будут работать ЦОНы и спецЦОНы в праздничные дни мая
Краснокнижный снежный барс вновь попал в объектив фотоловушки на Алтае
Школьники реконструировали историю освобождения концлагеря
Праздник музыки: более 30 мероприятий пройдет в рамках международного фестиваля «Опералия»
Американец в течение 18 лет вкалывал себе яд змей
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Трамп уволил советника по национальной безопасности Майка Уолтца
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Около 2 тысяч казахстанцев получили спецвыплату за вредные условия труда
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Концерт Дженифер Лопес в Астане – стоимость и правила продажи билетов
Правительство определилось с суммой порога по НДС, и это не 15 миллионов
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Казахстан в ЕАЭС: достижения и ожидания
Боевой путь пулеметчика

Читайте также

В Комитете госдоходов подвели итоги запуска таможенной инфо…
Казахстан – Вьетнам: новая веха в истории отношений
В ЗКО с начала года от укусов бродячих собак пострадало 376…
На страже независимости, мира и территориальной целостности…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]