О чем расскажет казахский танец

14823
Беседовала Наталья Гапонова

– Бибигуль Нургалиевна, а что характеризует именно казахский народный танец? Как проходило его становление?

– История казахского танца так же глубока, как и его философский смысл. Это искусство передавалось из поколения в поколение, каждый род имел своих непревзойденных мастеров. Наш танец отличают экспрессия, живой характер, богатый язык, в частности чувственная пластика рук, невероятная грация. Однако казахские народные танцы никогда не имели четких хореографических правил и канонизированного формата. Чаще всего они исполнялись в форме вольной импровизации, позволявшей пос­редством определенного стиля выплеснуть эмоции, «рассказать» о текущем моменте жизни.

Появление казахского танца на профессиональной сцене связано с рождением театрального искусства Казахстана. Огромную роль сыграли первые национальные режиссеры музыкального теат­ра Жумат Шанин, Курманбек Джандарбеков, Канабек Байсеитов, которые находили сюжеты для танцев в народной жизни, помогали выбрать музыкальное сопровождение. Такие имена, как Шара Жиенкулова, Аубакир Исмаилов, Али Ардобус, Александр Александров, Нурсулу Тапалова, Алмас Бекбосынов и другие, золотыми буквами вписаны в историю национальной хореографии. Многое внесли балетмейстеры Даурен Абиров, Заурбек Райбаев, Ольга Всеволодская-Голушкевич, Булат Аюханов, Минтай Тлеубаев, ставшие сегодня уже классиками казахстанского хореографического искусства.

– Казахская национальная академия хореографии – первое высшее учебное заведение в Центральной Азии с полным циклом многоуровневого профессионального хореографического образования. А какое место в системе обучения отводится народному танцу?

– Совершенствование казахского национального танцевального искусства – одна из главных целей академии, созданной в 2015 году по инициативе Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.­ Самые талантливые ребята со всех уголков нашей страны получили возможность постигать азы хореографического искусства в современных учебных аудиториях, в просторных балетных залах, раскрывать свои творческие способности на собственной профессиональной сцене.

Поступив к нам в 6–7 лет, наш воспитанник может окончить академию с ученой степенью доктора PhD. Сегодня мы готовим профессиональные кадры по квалификации «артист балета», «артист ансамбля танца», идет обучение по образовательным программам «Режиссер хореографии», «Педагогика хореографии», «Педагогика спортивного бального танца», «Балетоведение» и «Арт-менеджмент».

Дисциплина «Народно-сценичес­кий танец» вводится в программу профессионального образования с 4-го года обучения и ведется 5 лет. На этом уровне народный танец наши воспитанники изучают как исполнители. Далее студенты бакалавриата 3 года изучают теорию и методику преподавания народно-сценического танца. Освоив данную дисциплину, наши выпускники могут представлять свое исполнительское мастерство на профессиональной сцене.

Артисты и зрители прекрасно понимают, что характерные танцы являются настоящим украшением балетов, концертных программ. Через такие танцы мы лучше понимаем народ, его культурные традиции. Народный танец – это национальное достояние. Так, казахский танец богат яркими образами, в нем сильное женское начало. Зрители воспринимают внутреннюю красоту женского образа через необыкновенно плас­тичные движения рук и корпуса.

Необходимо отметить, что наши ребята участвуют в балетных и оперных постановках театров «Астана Опера» и «Астана Балет», исполняя в том числе и стилизованные танцы: это, например, спектакли «Дон Кихот», «Корсар», «Щелкунчик», «Баядерка», «Легенда о любви», «Манон», «Қыз Жібек» и другие. Отечественные и зарубежные хореографы ставят концертные номера для академии, в том числе национальной тематики.

– Существуют ли историографические источники по народному танцу, с которыми работают специалисты академии?

– Конечно. У нас собраны архив­ные материалы, методические пособия, редкие книги о хореографии, видеозаписи и описания хорео­графического наследия ведущих отечественных балетмейстеров. Профессора академии проводят большую творческую и научно-исследовательскую работу по сбору, обработке, систематизации материалов, фото- и кинодокументов. Преподавателями вуза опубликованы десятки тематических научных статей, создан и выпущен в эфир ряд телепрограмм.

– Казахский танец – один из культурных пос­ланников Казахстана в мире. Что делается для его популяризации в академии и в республике в целом?

– Национальный танец – неп­ременный участник международных конкурсов, фестивалей, гастрольных поездок творческих коллективов Казахстана.

Важным событием стала презентация научно-методической лаборатории казахского нацио­нального танца при академии. Серьезную работу по систематизации теории и методики преподавания казахского танца, его терминологии ведут профессора академии Тойган Изим, Айгуль Тати, Айгуль Кульбекова, наши молодые преподаватели. Мастер-классы и семинары призваны совершенствовать знания профессорско-преподавательского состава, студентов, магистрантов и докторантов.

Казахская национальная академия хореографии сделала огромный шаг в своем развитии. Мы выпускаем научный журнал Arts Academy, где идут дискуссии по актуальным проблемам искусства, педагогики, арт-менеджмента, социально-гуманитарных и философских наук. В центре внимания, разумеется, и вопросы хореографии, развития народного танца. Среди авторов – казахстанские и зарубежные специалисты, известные артисты.

– Ярким событием для академии, нашей столицы и культурной жизни республики стал состоявшийся весной нынешнего года V Респуб­ликанский конкурс казахского танца имени Шары Жиенкуловой. Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее.

– Впервые этот конкурс прошел в 1992 году на базе Алматинского хореографического училища имени Селезнева, II и III прошли в Западно-Казахстанском университете имени Утемисова в
2001-м и 2006-м. В 2012 году конкурс, посвященный 100-летию первой профессиональной танцовщицы Шары Жиенкуловой, был организован Казахским национальным университетом искусств. Учредителем и организатором V Республиканского конкурса стала Казахская национальная академия хореографии. Как видите, преемственность традиций хорошо прослеживается.

С гордостью могу сказать, что Гран-при конкурса было заслуженно присуждено танцу «Серілер салтанаты». Молодые хореографы Анвара Садыкова и Алмат Шамшиев поставили интересную, оригинальную и талантливую хореографическую композицию, которая осталась в сердцах и авторитетного жюри, и зрителей. На площадке конкурса были выяв­лены талантливые танцоры, балетмейстеры и педагоги в сфере казахского танца и его стилизации. Им предстоит важная миссия – популяризировать казахский танец в Казахстане и в мире.

Запомнились прошедшие в рамках конкурса выставка сценичес­ких костюмов из личной коллекции заслуженной артистки Казахской ССР Тойган Изим, картины казахстанской художницы Анар Аубакир, мастер-классы ведущих педагогов казахского танца, фотоэкспозиция, куда вошли уникальные фотографии талантливых казахских танцовщиц 30–90-х годов прошлого столетия. Каждое имя – отдельная страница в истории хореографии Казахстана: Нурсулу Тапалова, Камыш Карабалинова, Ракуль Тажиева, Зайнаб Розмухамедова, Роза Альжанова, Роза Еслямгалиева, Гульжан Талпакова, Тойган Изим, Фируза Жулимбетова, Лариса Мажикеева, Гайникамал Бейсенова, Айгуль Тати, Гульнара Пшенбаева и многие другие. В цент­ре внимания, конечно, оказалась ярчайшая танцовщица XX века, основоположница национального танца Шара Жиенкулова.

– Вы уже называли имя преподавателя академии Анвары Садыковой, ставшей победителем проекта «100 новых лиц Казахстана». Согласитесь, символично и показательно, что она занимается с юными танцовщиками, за которыми и будущее отечественного балета, и сохранение традиций народного танца...

– В нашей академии много замечательных педагогов. Анвара – одна из них. Старший преподаватель кафедры педагогики хореографии Анвара Садыкова решает огромный спектр задач, за которые до нее никто не брался. Она поставила свыше 40 концерт­ных номеров, представленных на международных конкурсах и фес­тивалях. Она автор ряда научных статей, нескольких телепрограмм, трех документальных фильмов по проблемам казахстанского хорео­графического искусства.

К слову, в 2018 году на киностудии «Казахфильм» Анвара вместе с режиссером Газизом Насыровым создали документальный фильм «Казахский танец». В нем через судьбу юной танцовщицы они попытались рассказать историю становления национального хореографического искусства. В картине много редких архивных кадров прошлого века: фрагменты выступлений первой профессиональной казахской танцовщицы Шары Жиенкуловой, которую называют «королевой танца». Фильм получил награду Союза кинематографистов Казахстана – национальную премию «Кулагер».

В начале ноября 2019 года Анвара Садыкова была приглашена с мастер-классами по казахскому танцу в Китай. Студенты и преподаватели Пекинской академии танца впервые имели возможность ознакомиться с казахской танцевальной культурой, ее самобытнос­тью и богатством. Они увидели, как в нашем танце отражаются красота казахской земли, парящий высоко в небе орел, бегущий по широкой степи Тайбурыл, журчание горного родника...

Казахстанские хореографы проводят мастер-классы в разных странах, ведь танец, сохранивший традиции Великой степи, вызывает неподдельный интерес. Сегодня казахский танец и возрождается, и развивается, и совершенствуется, не теряя при этом своей красоты и самобытности. Хореографы все чаще обращаются к фольклору, соединяя его с элементами классического танца, современной хорео­графии. Таким образом происходит стилизация казахского танца, который становится понятнее для нового поколения.

Казахский танец становится все популярнее в нашей стране и в мире, у него большое будущее. Важно, чтобы все, кто занимается его сохранением и развитием, бережно относились к казахскому танцевальному творчеству как элементу художественной культуры казахского народа и глобальной культуры в целом. Именно этим сейчас занимается Национальная академия хореографии. И мы уверены, выпускники академии откроют миру всю красоту и неповторимость казахского танца.

Популярное

Все
Новоселье у подножия Хан-Тенгри
Четверть века на страже южных рубежей
Диалог будет продолжен
Невероятное из простого
Там, где любовь и поддержка
Рекорд в честь юбилея
Растет интерес к исследованию тюркской цивилизации
Прошли тропою снежных барсов
Уже не молод, но еще не стар: фильм о любви, которая не знает возраста
Первый шаг в большое кино
Тревожный сигнал
Не роскошь, а средство передвижения
Комфортная среда – основа доступности
Так судьба распорядилась
Дорога к знаниям открыта!
В штатном режиме
Цифровые хищники: охота на доверчивых продолжается
Чтобы специалисты оставались в селах
Обратная связь как основа доверия
В тандеме
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Началось возведение энергоблока
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Началось строительство плодоконсервного завода
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
На востоке страны набирает обороты цифровое решение в сфере туризма
В Отбасы банке разьяснили вопрос по выдаче денег из ЕНПФ на лечение зубов
Аида Балаева выступила в поддержку сохранения независимости и чистоты культурного пространства
Обсужден проект строительства ТЭЦ
На Кубе полный блэкаут
День кино отмечают в Казахстане
«Маскарад» в Шымкенте
Инфляция в пределах 10-11%: тарифы на комуслуги останутся стабильными
15 сентября заканчивается срок подачи декларации о доходах
Телеканал Euronews показал международной аудитории комплекс «Байконур»
Сентябрь – время основных уборочных работ в зерносеющих регионах республики
Права и возможности женщин с инвалидностью обсудили на конференции в Астане
Токаев: Ключевая цель – трансформация Казахстана в технологически продвинутую нацию
АЗРК подготовило список предприятий для приватизации
Потребителей кофе в Казахстане становится все больше
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]