О чем расскажет казахский танец

14420
Беседовала Наталья Гапонова

– Бибигуль Нургалиевна, а что характеризует именно казахский народный танец? Как проходило его становление?

– История казахского танца так же глубока, как и его философский смысл. Это искусство передавалось из поколения в поколение, каждый род имел своих непревзойденных мастеров. Наш танец отличают экспрессия, живой характер, богатый язык, в частности чувственная пластика рук, невероятная грация. Однако казахские народные танцы никогда не имели четких хореографических правил и канонизированного формата. Чаще всего они исполнялись в форме вольной импровизации, позволявшей пос­редством определенного стиля выплеснуть эмоции, «рассказать» о текущем моменте жизни.

Появление казахского танца на профессиональной сцене связано с рождением театрального искусства Казахстана. Огромную роль сыграли первые национальные режиссеры музыкального теат­ра Жумат Шанин, Курманбек Джандарбеков, Канабек Байсеитов, которые находили сюжеты для танцев в народной жизни, помогали выбрать музыкальное сопровождение. Такие имена, как Шара Жиенкулова, Аубакир Исмаилов, Али Ардобус, Александр Александров, Нурсулу Тапалова, Алмас Бекбосынов и другие, золотыми буквами вписаны в историю национальной хореографии. Многое внесли балетмейстеры Даурен Абиров, Заурбек Райбаев, Ольга Всеволодская-Голушкевич, Булат Аюханов, Минтай Тлеубаев, ставшие сегодня уже классиками казахстанского хореографического искусства.

– Казахская национальная академия хореографии – первое высшее учебное заведение в Центральной Азии с полным циклом многоуровневого профессионального хореографического образования. А какое место в системе обучения отводится народному танцу?

– Совершенствование казахского национального танцевального искусства – одна из главных целей академии, созданной в 2015 году по инициативе Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.­ Самые талантливые ребята со всех уголков нашей страны получили возможность постигать азы хореографического искусства в современных учебных аудиториях, в просторных балетных залах, раскрывать свои творческие способности на собственной профессиональной сцене.

Поступив к нам в 6–7 лет, наш воспитанник может окончить академию с ученой степенью доктора PhD. Сегодня мы готовим профессиональные кадры по квалификации «артист балета», «артист ансамбля танца», идет обучение по образовательным программам «Режиссер хореографии», «Педагогика хореографии», «Педагогика спортивного бального танца», «Балетоведение» и «Арт-менеджмент».

Дисциплина «Народно-сценичес­кий танец» вводится в программу профессионального образования с 4-го года обучения и ведется 5 лет. На этом уровне народный танец наши воспитанники изучают как исполнители. Далее студенты бакалавриата 3 года изучают теорию и методику преподавания народно-сценического танца. Освоив данную дисциплину, наши выпускники могут представлять свое исполнительское мастерство на профессиональной сцене.

Артисты и зрители прекрасно понимают, что характерные танцы являются настоящим украшением балетов, концертных программ. Через такие танцы мы лучше понимаем народ, его культурные традиции. Народный танец – это национальное достояние. Так, казахский танец богат яркими образами, в нем сильное женское начало. Зрители воспринимают внутреннюю красоту женского образа через необыкновенно плас­тичные движения рук и корпуса.

Необходимо отметить, что наши ребята участвуют в балетных и оперных постановках театров «Астана Опера» и «Астана Балет», исполняя в том числе и стилизованные танцы: это, например, спектакли «Дон Кихот», «Корсар», «Щелкунчик», «Баядерка», «Легенда о любви», «Манон», «Қыз Жібек» и другие. Отечественные и зарубежные хореографы ставят концертные номера для академии, в том числе национальной тематики.

– Существуют ли историографические источники по народному танцу, с которыми работают специалисты академии?

– Конечно. У нас собраны архив­ные материалы, методические пособия, редкие книги о хореографии, видеозаписи и описания хорео­графического наследия ведущих отечественных балетмейстеров. Профессора академии проводят большую творческую и научно-исследовательскую работу по сбору, обработке, систематизации материалов, фото- и кинодокументов. Преподавателями вуза опубликованы десятки тематических научных статей, создан и выпущен в эфир ряд телепрограмм.

– Казахский танец – один из культурных пос­ланников Казахстана в мире. Что делается для его популяризации в академии и в республике в целом?

– Национальный танец – неп­ременный участник международных конкурсов, фестивалей, гастрольных поездок творческих коллективов Казахстана.

Важным событием стала презентация научно-методической лаборатории казахского нацио­нального танца при академии. Серьезную работу по систематизации теории и методики преподавания казахского танца, его терминологии ведут профессора академии Тойган Изим, Айгуль Тати, Айгуль Кульбекова, наши молодые преподаватели. Мастер-классы и семинары призваны совершенствовать знания профессорско-преподавательского состава, студентов, магистрантов и докторантов.

Казахская национальная академия хореографии сделала огромный шаг в своем развитии. Мы выпускаем научный журнал Arts Academy, где идут дискуссии по актуальным проблемам искусства, педагогики, арт-менеджмента, социально-гуманитарных и философских наук. В центре внимания, разумеется, и вопросы хореографии, развития народного танца. Среди авторов – казахстанские и зарубежные специалисты, известные артисты.

– Ярким событием для академии, нашей столицы и культурной жизни республики стал состоявшийся весной нынешнего года V Респуб­ликанский конкурс казахского танца имени Шары Жиенкуловой. Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее.

– Впервые этот конкурс прошел в 1992 году на базе Алматинского хореографического училища имени Селезнева, II и III прошли в Западно-Казахстанском университете имени Утемисова в
2001-м и 2006-м. В 2012 году конкурс, посвященный 100-летию первой профессиональной танцовщицы Шары Жиенкуловой, был организован Казахским национальным университетом искусств. Учредителем и организатором V Республиканского конкурса стала Казахская национальная академия хореографии. Как видите, преемственность традиций хорошо прослеживается.

С гордостью могу сказать, что Гран-при конкурса было заслуженно присуждено танцу «Серілер салтанаты». Молодые хореографы Анвара Садыкова и Алмат Шамшиев поставили интересную, оригинальную и талантливую хореографическую композицию, которая осталась в сердцах и авторитетного жюри, и зрителей. На площадке конкурса были выяв­лены талантливые танцоры, балетмейстеры и педагоги в сфере казахского танца и его стилизации. Им предстоит важная миссия – популяризировать казахский танец в Казахстане и в мире.

Запомнились прошедшие в рамках конкурса выставка сценичес­ких костюмов из личной коллекции заслуженной артистки Казахской ССР Тойган Изим, картины казахстанской художницы Анар Аубакир, мастер-классы ведущих педагогов казахского танца, фотоэкспозиция, куда вошли уникальные фотографии талантливых казахских танцовщиц 30–90-х годов прошлого столетия. Каждое имя – отдельная страница в истории хореографии Казахстана: Нурсулу Тапалова, Камыш Карабалинова, Ракуль Тажиева, Зайнаб Розмухамедова, Роза Альжанова, Роза Еслямгалиева, Гульжан Талпакова, Тойган Изим, Фируза Жулимбетова, Лариса Мажикеева, Гайникамал Бейсенова, Айгуль Тати, Гульнара Пшенбаева и многие другие. В цент­ре внимания, конечно, оказалась ярчайшая танцовщица XX века, основоположница национального танца Шара Жиенкулова.

– Вы уже называли имя преподавателя академии Анвары Садыковой, ставшей победителем проекта «100 новых лиц Казахстана». Согласитесь, символично и показательно, что она занимается с юными танцовщиками, за которыми и будущее отечественного балета, и сохранение традиций народного танца...

– В нашей академии много замечательных педагогов. Анвара – одна из них. Старший преподаватель кафедры педагогики хореографии Анвара Садыкова решает огромный спектр задач, за которые до нее никто не брался. Она поставила свыше 40 концерт­ных номеров, представленных на международных конкурсах и фес­тивалях. Она автор ряда научных статей, нескольких телепрограмм, трех документальных фильмов по проблемам казахстанского хорео­графического искусства.

К слову, в 2018 году на киностудии «Казахфильм» Анвара вместе с режиссером Газизом Насыровым создали документальный фильм «Казахский танец». В нем через судьбу юной танцовщицы они попытались рассказать историю становления национального хореографического искусства. В картине много редких архивных кадров прошлого века: фрагменты выступлений первой профессиональной казахской танцовщицы Шары Жиенкуловой, которую называют «королевой танца». Фильм получил награду Союза кинематографистов Казахстана – национальную премию «Кулагер».

В начале ноября 2019 года Анвара Садыкова была приглашена с мастер-классами по казахскому танцу в Китай. Студенты и преподаватели Пекинской академии танца впервые имели возможность ознакомиться с казахской танцевальной культурой, ее самобытнос­тью и богатством. Они увидели, как в нашем танце отражаются красота казахской земли, парящий высоко в небе орел, бегущий по широкой степи Тайбурыл, журчание горного родника...

Казахстанские хореографы проводят мастер-классы в разных странах, ведь танец, сохранивший традиции Великой степи, вызывает неподдельный интерес. Сегодня казахский танец и возрождается, и развивается, и совершенствуется, не теряя при этом своей красоты и самобытности. Хореографы все чаще обращаются к фольклору, соединяя его с элементами классического танца, современной хорео­графии. Таким образом происходит стилизация казахского танца, который становится понятнее для нового поколения.

Казахский танец становится все популярнее в нашей стране и в мире, у него большое будущее. Важно, чтобы все, кто занимается его сохранением и развитием, бережно относились к казахскому танцевальному творчеству как элементу художественной культуры казахского народа и глобальной культуры в целом. Именно этим сейчас занимается Национальная академия хореографии. И мы уверены, выпускники академии откроют миру всю красоту и неповторимость казахского танца.

Популярное

Все
Между уголовным и административным правом
Прикоснуться к космосу… на земле
ЦА и Китай выводят сотрудничество на новый уровень
Пресечена деятельность ряда финансовых пирамид в Алматинской области
Опора единства и преемственности
Консолидация и институциональное лидерство
Тот самый вкус детства
Угольщиков обяжут участвовать в углехимических проектах
Состоялся форум «Рабочие профессии: вызовы и пути развития»
Село – опора устойчивого развития и продовольственной безопасности
Взаимодействие без условий
Учителя повышают квалификацию за рубежом
Ашимбаев в авторской статье рассказал об ответе Токаева на кризис идентичности в 21 веке
Начат экспорт пшеницы во Вьетнам
Концепт "Смарт-нации" станет основой "казахского ренессанса" – Спикер Сената о "Модели Токаева"
Арыки возвращаются
Трансформатор не вынесет двоих…
Точкой роста национального возрождения станет креативная индустрия – Маулен Ашимбаев о "Модели Токаева"
В поисках приюта для пожилых людей
Благополучие в каждом гектаре
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Под сенью Вечно Синего Неба
ИИ управляет природными рисками
Токаев провел встречу со спикерами парламентов стран – участниц ТюркПА
Госаудит выявил нарушения на всех этапах процесса обеспечения лекарствами
Атомная энергетика: реалии и перспективы
Выступление у озера Копа
Международная летняя онлайн-школа стартовала в Шымкенте
Президент Казахстана выразил соболезнование Премьеру Индии
Молочный флагман республики
С «Дядей Ваней» – в Мелихово
В Актобе празднуют 100-летие Алии Молдагуловой
Возобновляется пожарный контроль при вводе в эксплуатацию объектов высотой более 28 метров
Зов предков: башкирская группа Ay Yola выпустила новый клип
Евразийский фонд стабилизации и развития отказывается от доллара и евро
Транспорт и логистика – драйвер международного партнерства
Здесь будут растить казахстанских Пеле
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Назначен новый министр обороны Казахстана
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Цифровая трансформация транспорта – путь к экономическому росту
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве

Читайте также

Территория добра и вдохновения
На шаг ближе к мечте
Полигоны ТБО – удар по природе
Однако воз и ныне там, и пахнет скверно

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]