​О героях былых времен…

903
Максут ИРЖАНОВ

До поры до времени эта фамилия мне, как и многим астанинцам, даже живущим на этой улице, ничего не говорила. Между тем названа она в честь Халық Қаhарманы и Героя России Бахтыораза Бейсекбаева, одного из четверых членов экипажа бомбардировщика, протаранившего механизированную колонну немцев в самом начале войны…

Возможно, я еще не скоро узнал бы об этом эпизоде Великой Отечественной войны, если бы ко мне не обратился известный оренбургский журналист, бывший редактор областной газеты «Оренбуржье» Александр Корсунов. Он-то и сообщил мне о том, что «огненный таран» 26 июня 1941 года совершил не Николай Гастелло, а экипаж Александра Маслова. Договорились подготовить совместный материал на эту тему.

К сожалению, недавно, в середине августа, Александр Корсунов безвременно ушел из жизни, но тема осталась. Поэтому в память о коллеге хотелось бы еще раз напомнить о подвиге экипажа капитана Маслова (уроженец Коломенской области), в составе которого были оренбуржец Григорий Реутов, нижегородец Владимир Балашов и казахстанец Бахтыораз Бейсекбаев.

Эту истину установил и доказал человек, далекий от истории, юриспруденции и журналистики: майор-инженер в отставке Эдуард Харитонов из города Коломны. В своей книге «Тернистый путь к истине» он подробно изложил, откуда стал известен этот факт и как в тяжелых условиях поиска удалось добиться признания подвига экипажа Маслова.

Указ о присвоении звания Героя Российской Федерации (посмертно) капитану А. Маслову и трем членам его экипажа: «За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Оте­чественной войне 1941–1945 годов» был подписан Президиумом РФ 2 мая 1996 года. А 7 мая 1998 года Бахтыоразу Бейсекбаеву, как и отважной казахской летчице Хиуаз Доспановой, было присвоено звание «Халық Қаhарманы». Символично, что днем раньше Глава государства Нурсултан Назарбаев подписал указ о переименовании города Акмолы в Астану, где одну из улиц назвали именем Б. Бейсекбаева. «Нельзя воскресить ни одного героя, – пишет Э. Харитонов. – Но можно, воздав должное герою, увековечить его имя. Что и сделано и продолжает делаться в Казахстане по отношению к Бахтыоразу Бейсекбаеву».

90-е годы были трудными для всех стран СНГ. О подвиге экипажа Маслова, который в неразберихе первых дней войны был приписан другому экипажу, писали в газетах, в том числе в казахстанских, российских, белорусских СМИ. Казахстанский журналист Мейрамбек Толепбергенов по итогам поисковой акции, организованной усилиями редакции республиканской газеты «Егемен Казахстан» и корпорации «Атамура», написал книгу «Қаhарман Бахтыораз». Был снят документальный фильм. Все же самым главным изданием тех лет стала упомянутая книга Эдуарда Харитонова, хотя в ней есть и спорные моменты.

В те годы этот факт остался многими, в том числе и мной, незамеченным.

Об этом эпизоде, чтобы не будоражить память о Николае Гастелло, старались упоминать крайне редко. У нас с Александром Корсуновым тоже не было стремления принизить имя этого, поистине героического, человека. Николай Гастелло и его экипаж также погибли в этот день. А парой дней раньше отважный капитан при нападении немецких штурмовиков на аэродром с земли с бортового пулемета своего бомбардировщика сбил прорвавшийся «Юнкерс-88». Такое редко кому удавалось…

Как писал Юлиан Семенов: «История – штука многосложная. Многое, казалось бы, исчезает навсегда, все вроде бы покрыто тайной, да и годы отстучали свое, ан нет, внезапно правда поднимает наверх, высвечивая всех тех, кто служил добру, как, в равной мере, и злу…».

Вот и в этом случае, если бы власти в белорусском поселке Радошковичи, близ которого и был совершен подвиг, в 1951 году не решились перезахоронить прах экипажа Гастелло, мы бы до сих пор не знали, что наш земляк Бахтыораз Бейсекбаев, считавшийся, как и его боевые товарищи, пропавшим без вести, погиб героически на белорусской земле.

– В том, что именно останки Гастелло, а также членов его экипажа: Анатолия Бурденюка, Григория Скоробогатого и Александра Калинина, собираются перенести из наспех вырытой когда-то могилы в центре поселка, не сомневались даже братья Дворецкие, которые 26 июня 1941 года утром наблюдали за подвигом героического экипажа, а потом под покровом ночи собрали останки погибших летчиков и, завернув в парашют, предали земле. А уж большинство собравшихся на траурный митинг по поводу перезахоронения тогда, в 51-м, не сомневались тем более, – пишет Эдуард Харитонов. – А потому, когда местный военком призвал присутствующих почтить память не экипажа Гастелло, а капитана Маслова и его боевых товарищей, пришедшие на митинг были склонны считать, что военком «немного не того». Однако, с военкомом было все в порядке. При вскрытии могилы были обнаружены личные вещи Маслова и футлярчик с документами, принадлежащий старшему сержанту Реутову Григорию Васильевичу. А уж установить, что Г. Реутов служил стрелком-радистом в экипаже Маслова, было, как говорится, делом техники.

Удивительная находка на белорусской земле 1951 года и дело экипажа капитана Маслова долгое время были засекречены партийными органами и Министерством государственной безопасности. Ставшая частью арсенала пропагандистской машины история Гастелло уже жила своей жизнью и обжалованию не подлежала.

Подвиг Николая Гастелло сыграл в этой войне большую роль как яркий пример самопожертвования. «Огненный таран» затем повторили десятки советских летчиков, в том числе и наш земляк Герой Советского Союза Нуркен Абдиров. Думается, что и те бойцы, которые закрывали собой амбразуру пулемета, или ложились под танки с гранатой, тоже были знакомы с этим подвигом и сознательно шли на смерть ради жизни других.

Тогда, 26 июня 1941 года, в небе над Радошковичами по одной версии были три самолета. Два из них были подбиты огнем зенитной батареи, а третий улетел целым и невредимым. А значит, его экипаж мог наблюдать и видеть, и рассказать об увиденном. Но, видимо, в пылу боя экипаж третьего самолета ошибся, посчитав, что упавший на зенитную батарею немцев самолет принадлежал экипажу Гастелло.

По другой версии, экипажи Гастелло и Маслова вылетали на боевое задание в разное время: первый – утром, второй – в полдень, и в этот день было два огненных тарана. Экипаж Гастелло протаранил колонну танков и бронемашин на шоссе, ведущей в Минск, а экипаж Маслова, сбросив две бомбы на мехколонну немцев, решил таранить самоходную зенитную батарею, которая находилась на ржаном поле у шоссе. Мягкий грунт смягчил удар при падении самолета, поэтому тела экипажа сохранились и были преданы земле местными жителями. Даже если это и так, то подвиг самопожертвования экипажа Маслова здесь тоже присутствует. Будем считать, а в Республике Беларусь так и считается, что оба экипажа погибли героически. Тогда, в первые дни войны, когда царил хаос и паника в войсках, были возможны любые ошибки. Не будем строго судить тех, кто их допускал.

По показаниям очевидцев боя, из одного самолета два человека выпрыгнули с парашютом. Одного нашли мертвым, висевшим на стропах парашюта, зацепившегося за верхушки деревьев, рядом с местом падения самолета. У него было найдено письмо к жене Скоробогатого. Другой был взят в плен и увезен немцами. Скорее всего, его расстреляли. Александр Корсунов склонен считать, что это был Николай Гастелло. Предполагается, что Николай Гастелло, приняв решение идти на таран, приказал экипажу, кто может, покинуть самолет… Успели выпрыгнуть командир и стрелок Григорий Скоробогатый. Двое других, скорее всего, были убиты или тяжело ранены. Также есть тайная версия о том, что взятый в плен Николай Гастелло остался жив и недавно умер в Англии. Все возможно в этом бренном мире…

Не будем вдаваться в догадки. Для нас важен факт, что наш земляк – стрелок-радист 207-го авиаполка, 42-й авиадивизии Бахтыораз Бейсекбаев и его боевые товарищи в важный момент вместе приняли решение не сдаваться врагу, а высокой ценой отдать свои жизни ради Победы. Все четверо были по достоинству оценены как герои, пусть и с большим опозданием.

Кстати, до этих событий считалось, что Николай Гастелло был летчиком-истребителем, а потому за «огненный таран» только ему было присвоено звание Героя. Члены его экипажа только в 1992 году были награждены орденами Отечественной войны I степени, причем не за подвиг самопожертвования, а за участие в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Тогда как в 1941 году они тоже заслуживали звания Героя Советского Союза, а их тогда никак не отметили. Члены экипажа Маслова в 1992 году тоже были отмечены такими же орденами, но, благодаря Эдуарду Харитонову, супруге капитана Маслова Софье Евграфовне и их помощникам, удалось добиться большего – присвоения им Героя России в 1996 году.

В первые два года войны, по утверждению военных историков, было просто не до наград. Большинство получали за подвиги медаль «За отвагу», или в лучшем случае, орден Красной Звезды – награды, которые были под рукой у ­командиров. Вспомните фильм «Горячий снег», когда генерал (артист Георгий Жженов), обходя после боя оставшихся в живых бойцов, вручал каждому такой орден со словами «Все, что могу…». Подобные подвиги, начиная с 1943 года, стали отмечаться уже звания­ми Героя Советского Союза. Сегодня всех, кто прошел эту страшную войну и победил, мы справедливо считаем героями, подарившими потомкам мирное небо над головой.

О Бахтыоразе Бейсекбаеве известно немногое. Родился в семье крепкого середняка Шампека Бейсекбаева в селе Жидели Балхашского района Алма-Атинской области. Семья была трудолюбива, а потому имела крепкий достаток. Но после раскулачивания в 1928 году она осталась без средств к существованию. Восьмилетний Бахтыораз оказался в детском доме. Чтобы не было проблем в дальнейшем, его записали под отчеством старшего брата Несибелы. Из детдома Бахтыораз был взят на воспитание бездетной русской семьей. В 1937 году старший брат отыс­кал Бахтыораза и забрал его к себе в Баканас, где он начал свою трудовую деятельность, устроившись переводчиком к корейцам-переселенцам. Но заниматься мирным трудом ему довелось недолго. Уже в следующем, 1938 году Бахтыораз Бейсекбаев был призван в ряды Красной армии, откуда и начался его путь к подвигу и бессмертию.

Сегодня, помимо улицы в Астане, имя Героя России и Халық Қаhарманы Бахты­ораза Бейсекбаева носит средняя школа № 2 в селе Баканас – административном центре Балхашского района Алматинской области. Перед школой установлен памятник герою. В России также заслуженно увековечены в названиях улиц и школ другие члены экипажа капитана Маслова. Вечная им память!

Благодаря нашей Независимости в Казахстане появляются новые имена героев и видных общественных деятелей, несправедливо забытых или вычеркнутых из истории страны. Их список ежегодно пополняется...

Популярное

Все
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Если вы подверглись цифровой атаке...
В столице прошел фестиваль «Түнгі Бозоққа саяхат»
Угроза глобального характера
«Ақ желкен»: вчера, сегодня, завтра
Пять отраслей обеспечили шестипроцентный рост ВВП
Создана Академия юных исследователей
Миротворчество в новых реалиях
Школа жизни Сабита Муканова ожила в стенах музея
Когда «оживают» экспонаты
С любовью к родной земле
В АФМ раскрыли транснациональную сеть по продаже наркотиков
История любви и страсти
Портретная живопись мастера
Получили бесценный опыт
«Жас ұрпақ»: новая сила для региона
Что есть справедливость?
Деньги – не щепки, счетом крепки
«Цифра» спасет экологию
Обучать нужно востребованным специальностям
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Будущее – за цифровыми активами
Семья – духовный код нации
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Токаев выразил соболезнования семье писателя Темирхана Медетбека
Музей Бауыржана Момышулы открылся в Таразе
40-градусная жара придет в Казахстан
В Восточном Казахстане продолжают поисковую работу
Жару сменят дожди в Казахстане
У адвоката – особый статус в системе правосудия
Рыбакина вышла в третий круг на «тысячнике» в Риме
В Семее открылся центр поддержки дольщиков
Реализацию крупных промышленных проектов обсудили в Правительстве РК
Более 450 рейсов задержаны в США
Участники военного парада возвращаются в места дислокации
Определены сроки проведения итоговой аттестации школьников в Казахстане
Штормовое предупреждение объявлено в Казахстане
Автовладельцы будут проходить биометрию в спецЦОНах
Казахстан в ЕАЭС: Экономические достижения и ключевые выгоды для страны
Пакистан начал масштабную военную операцию против Индии
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Как убивали Шерзата Болата
Украина и США подписали меморандум к соглашению о полезных ископаемых
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Автомобилисты жалуются на километровые пробки в Алматинской области
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Указ Главы государства об освобождении от должности
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Грамот на 450 миллионов тенге хотел закупить отдел образования в Талдыкоргане
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
Удивительная судьба Масима Якубова

Читайте также

«Цифра» спасет экологию
Стартует национальный конкурс «Мерейлі отбасы»
Петропавловск решает проблему дефицита детсадов
Молодежный клуб «Мирас» открылся в Астане

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]