
На днях АО «?аза?стан темір жолы» организовало пресс-тур в Панфиловский район Жетысу, где за последние годы реализовано сразу два крупномасштабных проекта, вошедших в республиканскую Карту индустриализации. Это строительство железнодорожной линии Жетыген – Коргас и международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос».
Станция Алтынколь стала вторым после Достыка международным пограничным переходом с Китаем в новом транспортном коридоре. Здесь работают вокзал, пост электрической централизации, помещения путевого, вагонного и локомотивного хозяйств, перегрузочный терминал, склады временного хранения.
Как сообщил начальник станции Вячеслав Миронов, менее чем за год стратегический объект переправил свыше 1,5 млн. тонн грузов. И это не предел: к 2020 году на Алтынколе ожидается рост грузооборота до 12 млн. тонн.
Ветка Жетыген – Коргас на 500 км сократила расстояние железнодорожных перевозок от Китая до южных регионов Казахстана и стран Центральной Азии. Благодаря вводу в строй магистрали улучшилось транспортное обслуживание местного населения, создано около 2 тыс. постоянных рабочих мест, решено множество вопросов социального значения.
Рядом с границей вырос поселок железнодорожников Нуркент, в котором сданы под ключ полностью меблированные коттеджи и квартиры, школа и детский сад. На бюджетные средства проложены инженерные коммуникации, дома и соцобъекты обеспечены теплом, водой и электричеством.
Больше года курсирует поезд Алматы – Алтынколь, доставляющий пассажиров в МЦПС «Хоргос». Мы посетили гигантскую территорию центра приграничного сотрудничества, на китайской части которого уже работают торговые дома «Цзянь Юань», «Чжун Кэ», этнографический парк стран ШОС, а также международный туристический комплекс. Оборудован современный КПП пропускной способностью 10,4 тыс. человек в сутки. Для посетителей предусмотрен 30-дневный безвизовый режим, причем товар, ввозимый на территорию РК, не облагается таможенными пошлинами, если его стоимость не превышает 1 500 евро, а вес не более 50 кг.
Недавно здесь с большим успехом прошла первая казахстанско-китайская торговая ярмарка «По Шелковому пути через Хоргос», участие в которой приняли около 11 тыс. человек. И теперь за покупками сюда приезжают не только алматинцы и жители других областей РК, но и шоп-туристы из стран СНГ, Европы и Азии.
На брифинге вице-президент АО «МЦПС «Хоргос» Ерик Есенбаев отметил, что сейчас идет активная работа по привлечению инвестиций. Заключены договоры по 22 из 111 запланированных проектов на сумму 35,8 млрд. тенге. На казахстанской территории предусмотрено строительство гостиничной сети, туристических и торговых центров, культурных и спортивно-оздоровительных комплексов.
Здесь же, в Панфиловском районе, создается СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», территория которой составит 5 740 га, что в 10 раз больше площади МЦПС. В специальной экономической зоне планируется открыть производства химической, сталелитейной промышленности, продуктов питания, текстиля и других товаров. Особый интерес к сухому порту «Хоргос» проявляют инвесторы из Сингапура, Южной Кореи, Японии, ОАЭ и других государств.
Основная же задача – создание уникального в мировом масштабе транспортно-логистического и индустриального хаба. Уже идет строительство автобана Алматы – Хоргос, части коридора Западная Европа – Западный Китай. А в перспективе здесь вырастет суперсовременный бизнес-город с международным аэропортом и с населением в 70 тыс. человек. По прогнозам аналитиков, здесь будут заключаться многомиллиардные контракты.
Полная сдача в эксплуатацию МЦПС намечена на 2018 год. Руководство центра приглашает отечественных и зарубежных инвесторов занять оставшиеся свободные ниши в проекте нового Шелкового пути.
Асет КАЛЫМОВ, Алматинская область