
Статья Президента Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи» имеет неоценимое значение для формирования общественного и личностного сознания современных казахстанцев. В чем же заключаются ее значимость и ценность?
В статье Главы государства история казахского народа раскрывается в системной форме. Новизна подхода и безусловная научная заслуга автора в том, что если прежде, включая современный период государственной независимости, изучая отечественную историю, мы имели о ней фрагментарное представление, то в статье Президента история и культура казахского народа представлены в системной, целостной форме как уникальная цивилизация, продолжающая свое развитие в непрерывном потоке истории.
Президент глубоко обосновал не только то, что на территории Казахстана, в Великой степи, существовало множество развитых государств, уникальных культур, ставших непосредственными истоками культуры и истории казахского народа, но и показал роль тюрков, казахов в мировой истории, их культурный вклад в мировую цивилизацию. Ценность положений, высказанных Президентом в своей новой работе, заключается в том, что в ней представлены не просто гипотезы, но научно выверенные и обоснованные выводы и факты. В основе каждого заявленного положения находятся реальные исторические, научно неоспоримые доказательства.
Как отмечает Глава государства, на территории Великой степи впервые была сформирована всадническая культура, включающая в себя не только одомашнивание лошади, но и создание легкого и удобного казахского седла с надежными стременами, изготовление практичной одежды и обуви для всадника-воина, искусных доспехов, оружия. Всадническая культура стала колоссальным вкладом народов Великой степи в технологическое, производственное и культурное развитие человечества. Об этом свидетельствуют китайские, арабские, персидские, древнегреческие источники. Великие всадники – гунны, саки, тюрки, – имея благодаря своим развитым технологиям преимущества перед другими народами, добивались колоссальных успехов в борьбе с врагами, осваивали, преодолевая грандиозные расстояния, обширные пространства, создавали новые мощные государства.
Великая степь как центр древней металлургии стала также научно обоснованным положением. Еще в советское время академик Алькей Маргулан в своей фундаментальной работе «Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана», за которую он получил Государственную премию, показал, что на территории Казахстана еще с древних времен производили бронзу, медь, серебро, золото, используя их в производстве орудий труда, для изготовления различного рода утвари, украшений, ремесленных изделий.
Однако самым замечательным вкладом наших далеких предков в мировую культуру было открытие железа, новых производственных технологий, благодаря которым производительность человеческого труда выросла в разы, возникла оседлая цивилизация, частная собственность, государство, изменилось и стало более эффективным оружие. Это открытие перевернуло все прежнее производство, всю культуру и образ жизни человечества.
Предки казахов достигли высочайшего уровня изобразительной культуры, о чем свидетельствует появление уникального художественного приема – звериного стиля – узорного орнамента, состоящего из элементов условного изображения зверей, человеческих фигур и птиц. Древние изделия, выполненные в зверином стиле, поражают своей красотой, изяществом, высочайшим уровнем художественного мастерства и фантазии их авторов.
Высочайшим образцом искусства и художественной культуры наших предков есть одеяние Золотого человека, находка которого стала мировой сенсацией. В его элементах отражены уникальные мифологические символы и образы древней степной цивилизации. На одной из серебряных чаш, найденных в захоронении, были обнаружены следы самой древней письменности в Центральной Азии, что еще раз свидетельствует об огромном вкладе наших предков в мировую культуру и историю.
Центр Великой евразийской степи – Алтай – представляет собой колыбель тюркского мира, потому Казахстан – прародина всех современных тюркских народов, ставших потомками древних гуннов, саков, прототюрков. Когда мы говорим о единстве тюркского народа, о его генезисе, нельзя забывать о Великой степи – цитадели тюркской культуры.
В своей статье Президент раскрывает роль Великого шелкового пути. Это был важнейший торговый, культурный, интеллектуальный, технологический мост между Китаем, Индией, Средиземноморьем, Западной Европой. На его перекрестках формировалась уникальная культура, вырастали средневековые города, что свидетельствует о том, что казахи не есть чисто кочевой народ, казахский образ жизни – синтетический, в нем сочетаются как кочевые элементы, так и оседлая культура, что обосновано археологическими данными в трудах академика Карла Байпакова и других.
Президент в своей статье, показывая колоссальный вклад наших предков в мировую культуру, констатирует, что, к сожалению, многие исторические материалы разбросаны по всему миру, множество древних казахских артефактов находится в Китае, Иране, Армении, Европе. Следовательно, необходимо создать специальную архивную программу сбора исторических данных, делая их доступными для любого исследователя.
Важнейшее предложение, выдвинутое Главой государства, – это создание учебно-образовательного парка, галереи, научно-популярной серии «Великие имена Великой степи». Каждый народ, когда говорит о себе, о своей культуре, персонифицирует ее в именах выдающихся людей, которыми он по праву гордится. Казахская земля богата великими людьми. Всему миру известен «второй учитель» аль-Фараби. Всему исламскому миру дорого имя Ахмета Яссауи. Колоссально значение личности поэта и мыслителя Абая, подчеркивавшего значение науки и просвещения, анализировавшего роль труда в формировании мышления, утверждавшего приоритет нравственности, осуждавшего и критиковавшего великих завоевателей и ставившего выше всех человека, созидающего культуру.
Президент в своей работе инициировал также создание «Антологии степного фольклора», в которой должны быть собраны лучшие образцы устного народного творчества наследников Великой степи за прошедшее тысячелетие – их сказки, легенды, предания, эпосы. Казахский народ имеет богатейший фольклор, что подчеркивал еще один наш великий соотечественник – всемирно известный ученый Чокан Валиханов. Все выдающиеся события, произошедшие в казахской истории, в Великой степи нашли отражение в фольклоре. Непревзойденными формами устной культуры стали такие эпосы, как «Кобланды-батыр», «Едиге-батыр», «Алпамыс», «Козы-Корпеш – Баян-Сулу», «Кыз Жибек» – величайшие творения, которыми может гордиться любой культурный народ.
Выпуск сборника «Древние мотивы Великой степи» – коллекции народных значимых произведений, созданных для традиционных народных казахских музыкальных инструментов, – несомненно, обогатит всю мировую музыкальную культуру, и с ними также необходимо знакомить людей.
Осмысливая статью «Семь граней Великой степи», трудно переоценить ее значение для развития самосознания казахского народа.
Еще со времен Сократа известно, а позже неоднократно подчеркивалось Гегелем исключительное значение самосознания для развития как человека, так и общества. Проблема формирования национального самосознания крайне сложна, и ее успешное решение невозможно без глубокого знания своей истории и культуры.
Формула самосознания – «я есть я». Без познания самого себя человек не может понять мир и себя как личность, индивидуальность, ощутить свое собственное достоинство, значимость, уникальную ценность. Без развитого самосознания ни народ, ни личность не могут чувствовать себя полноценными. В связи с этим важнейшее значение статьи Главы государства состоит в том, что он, в системной, целостной форме показывая историю казахского народа, раскрывая его вклад в мировую историю, культуру, дает возможность современному казахстанцу глубоко понять, осмыслить и обрести национальное самосознание. Развитое самосознание необходимо нашему народу как воздух, для того чтобы он ощутил себя достойным и значимым среди других народов, мог уверенно строить свое будущее.
Далее новая статья Елбасы показывает пример объективного отношения к казахской истории. Казахская история до обретения нашим народом своей государственной независимости была во многом искажена, поскольку о ней писали либо те, кто пострадал под натиском народов Великой степи, либо колонизировавшие ее завоеватели. Только объективные археологические данные, архивные материалы и документы смогут пролить свет истины на наше историческое прошлое.
Так, в силу имеющихся искажений тюрков ошибочно считают исключительно кочевниками, хотя, как показывают современные научные данные, казахи имели и высокоразвитую городскую культуру, создавали великие города – Туркестан, Тараз, Сыганак, Отырар и многие другие. Казахский народ имеет не только удивительную кочевую историю, но и богатую городскую, оседлую культуру. Или, к примеру, считалось, что тюрки не имели письменности, однако объективный анализ современных археологических данных, изучение многочисленных культурных артефактов свидетельствуют о том, что тюрки, казахи внесли огромный вклад в мировую историю письменности.
Следует подчеркнуть, что акцентирование внимания на этих научных данных, достоверная оценка вклада тюркских народов в мировую культуру делаются не с целью преувеличения их роли в мировой истории, а для достижения научной объективности, восстановления справедливости в отношении собственной истории.
И, наконец, статья Президента имеет исключительное значение в воспитании истинного патриотизма, в особенности у подрастающего поколения. Патриотизм – глубокое душевное явление, без которого трудно решить такую задачу, как строительство устойчивого государства – Маңгiлiк Ел.
Граждане такого государства должны быть истинными патриотами, для них судьба народа и страны значимей собственной жизни, интересы Родины выше и ценнее личных. Патриотизм – очень сложный духовный феномен, который невозможно воспитать абстрактными декларациями и призывами, пустые лозунги не найдут дороги к сердцу, к душе человека. Подлинный, идущий от сердца патриотизм каждого народа формируется только тогда, когда человек погружен в свою культуру, когда он может заслуженно гордиться историей своего народа, его достижениями.
Чтобы по-настоящему любить свою Родину, человек должен понимать, что его народ – не иждивенец, использующий плоды ума и творчества других, а созидатель, внесший свой уникальный вклад в развитие мировой культуры, науки, истории. Достижения народа, его выдающиеся герои, творцы, обогатившие мировую, общечеловеческую культуру своими гениальными мыслями и творениями, должны стать объектом заслуженной гордости. Патриотизм воспитывается не для того, чтобы восхвалять свой народ, ставить его выше других, он необходим с точки зрения развития национального самосознания, формирующегося на основе объективной оценки того, что сделано твоим народом, его выдающимися представителями. Недаром, чтобы завоевать какой-либо народ, превратить его в раба, уверяли, что он не представляет культурной ценности, что его исчезновение не нанесет никакого ущерба мировой истории.
Таким образом, еще раз осмысливая все положения, высказанные Президентом в его новой работе, подчеркиваем, что все они имеют исключительное значение для формирования самосознания казахского народа, воспитания в каждом гражданине Казахстана духа патриотизма. «Семь граней Великой степи» служат цели объективного и справедливого освещения исторического вклада казахского и всех тюркских народов в мировую историю и культуру.