Прошедший осенне-зимний период оказался для казахстанских энергетиков, без преувеличения, проверкой на прочность. К особенностям отопительного сезона (таким как морозы, снегопады, бураны), затрудняющим обслуживание сетей, добавились ограничения, связанные с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Однако системный оператор Единой электроэнергетической системы республики АО «KEGOC» сообщил о том, что успешно завершил осенне-зимний период 2020–2021 годов. С этого начал разговор управляющий директор АО «KEGOC» по производству Бахытхан Жазыкбаев.
– Каждый год с наступлением осенне-зимнего периода энергетики волнуются о том, как пройдут эти самые сложные месяцы. И каждый год мы рады рапортовать о благополучном завершении отопительного сезона. – Разумеется, каждый раз подготовка к зимнему периоду начинается задолго до его наступления. Вот и мы в апреле 2020 года приступили к подготовке энергообъектов АО «КЕGОС» к будущей зиме.
За прошлый год были отремонтированы 603 объекта электросетевого хозяйства. В том числе 95 линий электропередачи, 56 объектов оборудования подстанций, 100 объектов зданий и сооружений, 352 единицы автотранспорта и спецмеханизмов. В итоге мы на 100% выполнили все запланированные мероприятия. Вместе с тем были учтены такие важные моменты, как формирование аварийного запаса расходных материалов, запасных частей, конструкций, также были приобретены необходимые объемы разных видов горюче-смазочных материалов.
В результате все работы были завершены в запланированные сроки. Уже 22 октября Комитет атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики РК выдал нашей компании – АО «KEGOC» – паспорт готовности к работе в осенне-зимний период 2020–2021 годов.
– Бахытхан Медегалиевич, каким образом повлияли на работу энергохолдинга карантинные ограничения, которые были введены в республике больше года назад?
– Коллективу компании в осенне-зимний период 2020–2021 годов пришлось испытать на себе не только все неприятные факторы холодного сезона. Нам пришлось также организовывать работы по бесперебойной подаче электроэнергии в условиях карантинных мер по недопущениям масштабного распространения в стране коронавирусной инфекции.
Поэтому хотел бы напомнить, что ремонтно-профилактические работы проводились по графику, составленному с учетом эпидемиологической ситуации в стране, но мы все работы производили на профессиональном уровне и в соответствии с планом.
– В первых числа нового года произошли аварийные отключения электроэнергии на западе Казахстана. Не могли бы Вы прокомментировать, что именно произошло?
– К сожалению, 10 и 15 января 2021 года в филиале АО «KEGOC» – «Западные МЭС» (расположены в Атырауской и Мангистауской областях) произошли массовые отключения высоковольтного оборудования 110–220 киловольт. В результате ряд потребителей и жители нескольких районов на западе Казахстана остались на некоторое время без электроэнергии. Это вызвало у населения справедливые нарекания.
Для выяснения причин произошедшего была сформирована государственная комиссия. Согласно заключению экспертов, технологические нарушения оказались вызваны нарушением изоляции электропроводящими осадками с примесями сульфатов и хлоридов, которые многократно превысили допустимые значения.
Независимое исследование причин аварии провели и специалисты Алматинского университета энергетики и связи имени Даукеева. Так вот, причинами аварий эксперты профильного вуза вновь назвали аномальные природные явления. То есть в результате воздействия стихий произошло нарушение электрической изоляции спецоборудования. Атмосферная влага из-за сильных туманов и обильных дождей отложилась на поверхности изоляторов, из-за чего появился токопроводящий слой, который, к сожалению, вызвал многочисленные и повсеместные «коронные разряды» на энергообъектах компании и привел к аварийным отключениям.
Надо сказать, что коллектив АО «KEGOC» впервые столкнулся с подобным явлением, и у нас не было опыта ликвидаций таких аварий. Но энергетики с честью справились с вызовом и восстановили подачу электроэнергии в дома казахстанцев. Даже министр энергетики Нурлан Ногаев отметил непростые условия, в которых пришлось работать рядовым энергетикам по ликвидации последствий двух аварий и выразил благодарность за их самоотверженный труд.
Хотел бы особо отметить, что аварий из-за так называемого человеческого фактора за прошедший осенне-зимний период не наблюдалось. Напротив, слаженная работа всех структурных подразделений и работников всех уровней позволила в кратчайшие сроки завершить аварийно-восстановительные работы. За это я тоже хотел бы поблагодарить своих коллег.
– Что делается в данный момент для того, чтобы в будущем не допустить повторения подобных происшествий?
– Любая нештатная ситуация всегда становится предметом тщательного расследования, цель которого – выработка на перспективу основных организационных и технических мероприятий. И об этом я вам уже сообщил.
В настоящее время АО «KEGOC» в рамках решения задач по бесперебойному обеспечению энергией потребителей проводит дополнительные мероприятия по повышению надежности электроснабжения промышленных потребителей и населения не только в Атырауской и Мангистауской областях, но и во всех регионах своего присутствия.
Компанией реализуется проект «Усиление электрической сети Западной зоны ЕЭС Казахстана. Строительство электросетевых объектов». Реализация проекта по меньшей мере вдвое повысит пропускную способность и надежность электроснабжения потребителей Западной зоны ЕЭС республики – Атырауской, Мангистауской, Западно-Казахстанской областей.
Иными словами, мы запланировали строительство второго транзита 220 киловольт «Уральск – Индер – Карабатан – Тенгиз» общей протяженностью 775 километров. Также будет реконструирована подстанция 220 киловольт «Уральская», расширены подстанции 220 киловольт «Кульсары», «Тенгиз», «Индер», «Бейнеу», построен распределительный пункт «Карабатан». В рамках масштабного проекта предполагается реализация и ряда других мероприятий, которые повысят пропускную способность сети за счет резервирования при аварийных отключениях значительного объема генерирующих мощностей на местных электростанциях.
– Насколько мне известно, это не единственный проект, который реализует компания для повышения надежности национальной энергосистемы?
– Действительно, в настоящее время специалистами KEGOC точно в сроки проводится реконструкция воздушных линий во всех филиалах компании. Так, например, ведутся строительно-монтажные работы на 18 из 24 объектов филиалов «Актюбинские МЭС» и «Западные МЭС». С начала реализации проекта реконструировано 950 километров из 2 029 километров воздушных линий, в том числе в этом году – 100,7 километра.
В соответствии с графиком проводятся работы по реконструкции распределительных устройств с заменой высоковольтного оборудования на подстанциях «Агадыр», «Алматы», «Атырау», «Бейнеу», «Буран», «Жезказган», «Каратау», «Кульсары», «Тенгиз», «Уральская», «Кентау» и ЮКГРЭС.
Как видите, проводится большой объем работ, направленный на повышение надежности функционирования Национальной электрической сети Казахстана и недопущения технологических аварий, которые могут привести к перебоям с подачей электрической энергии потребителям всех регионов страны.
Наконец, в настоящее время АО «KEGOC» уже приступило к ремонтно-профилактическим работам по подготовке к осенне-зимнему периоду 2021–2022 годов. И хочу заверить всех, что наш коллектив сделает все возможное для того, чтобы обеспечить казахстанцев жизненно необходимой электрической энергией.