Стать вечным народом

2022

21Такое явление, как врожденная способность казахов знать, понимать и ценить силу Слова, имеет глубокие корни. Эти корни – заветы наших предков, оставленные своим грядущим потомкам в виде мудрых изречений, слов назиданий, отражающих и сохраняющих в себе богатый духовный опыт, накопленный нашим народом в веках.

Сознание новых поколений нашего народа каждой эпохи формируется под воздействием того духовного наследия, в котором сохранено культурно-цивилизацион­ное богатство, философско-мировоззренческое звучание великой степи. И для того чтобы понимать и воспринимать это неоценимое богатство, нужно только, чтобы народное сознание всегда было достойно его, этого кладезя мудрости и духовности!

Помнится, в нашем детстве старейшины рода, аксакалы собирались вместе, обсуждали происходящие события, накопившиеся проблемы и при принятии решений наперебой приводили цитаты из высказываний степных мудрецов, мастерски владевших словом (биев-шешенов). При этом аккуратно записывали в толстых тетрадях все, что высказывалось и говорилось на этих своего рода собраниях, на которых шлифовалось сознание, дух народа.

И сегодня стоит задача сохранить и передать дальше все это бесценное достояние, доставшееся нам через предков, умевших ценить высокий смысл слов мудрости.

Думается, что пора уже по достоинству оценить и взять за основу воспитания сегодняшнего поколения ту духовно-нравственную школу, которую оставили своим потомкам посредством признанных образцов философского глубокомыслия и ораторского красноречия три великих бия казахской степи – Толе-би, Каздауысты Казыбек-би и Айтеке-би.

Это может стать достойной опорой для того, чтобы достичь провозглашенной Лидером нации Нурсултаном Назарбаевым великой цели: Казахстан должен стать вечным государством, казахский народ – вечным народом.

Возможность широкого и подробного ознакомления с жизнью, общественной деятельностью и ораторским искусством великого бия Старшего жуза Толе-би дает выход в свет в издательстве «Казахстан» книги известного исследователя казахской литературы Нысанбека Торекула «Степные мастера слова».

По дошедшим до нашего времени сведениям, Толе-би (Толе Алибекулы) родился в 1663 году в ауле Жайсан нынешнего района Шу Жамбылской области. Согласно родовому шежире, от Дулата родился Жаныс, от него Жарылкамыс, от Жарылкамыса Жанту-би, от него Жайылмыс-би, от него Кудайберды-би, известный как «Кудайберды, отец девятерых сыновей» («То?ыз ұлды ?ұдайберді»). Одним из этих девятерых сыновей был Алибек, сыном которого и является Толе-би.

С раннего детства Толе-би приобщился к грамоте, овладев сначала древнеказахской письменностью. Также он овладел арабским и персидским языками и письмом, прочитал много книг на исторические темы, узнал множество легенд и преданий. Знал наизусть историю мудрых изречений и решений многих казахских биев. Говорят, что его отец Алибек также владел искусством красноречия, был шешен би, то есть признанным, искусным мастером слова.

Как-то, будучи еще ребенком, Толе услышал, как его уже почти столетний отец рассуждал в кругу своих слушателей о единстве и согласии. Дослушав отца, он спросил его:

– А что такое единство, какая у него есть сила?

В ответ Алибек попросил принести пучок прутьев и дал его сыну со словами:

– Ну-ка, попробуй сломать его.

Как ни старался Толе, сломать пучок прутьев ему не удалось.

– А теперь попробуй сломать прутья по одному, – сказал отец.

Толе развязал связанный посередине пучок и по одному легко сломал все прутья.

– Что ты понял, сын мой? – спросил отец.

– Я понял, отец, что означает этот пример. Народ, который живет в единстве и согласии, ничто не сломит – ни враги, ни напасти. Как говорит пословица, «на одинокого любой может напасть и побить» («Сая? жүрген тая? тиеді»). Вы хотели, чтобы я понял, что там, где нет единения и согласия, враги могут легко одержать победу.

– Молодец, сын мой, ты правильно понял меня. Чтобы править народом, надо прежде всего уметь призвать его к единству к согласию. Об этом же говорит и пословица «Единство ведет к счастью» («Ба? ?айда барасын – ынтыма??а барамын»).

Мудрые слова, сказанные Толе его отцом о том, что согласие ведет к счастливой, мирной жизни, никогда не потеряют своего значения. Это подтверждается и в нашей сегодняшней жизни, примером чему является успешное развитие независимого Казахстана благодаря внутриполитической стабильности, единству и согласию народа.

Известно, что жизненный путь Толе-би пришелся на суровые времена противостояния казахского народа своим воинственным соседям, когда стоял вопрос «жизнь или смерть», шла борьба за сохранение государственности. В то время между казахским и джунгарским ханствами было постоянное противоборство, приходилось постоянно отражать нападения врага.

Общеизвестно также, что Толе-би идейно взрастил и воспитал с юных лет таких батыров, как Абылай, Жолбарыс, Отеген, Таттибай, Куттыбай, а также таких будущих известных биев-шешенов, как Тайкельтир, Есей, Досай, и многих других.

Современников Толе-би поражала его способность мудро,честно и справедливо решать все спорные вопросы, которые возникали в повседневной жизни тогдашнего казахского общества.

Так, однажды вернувшиеся с победой после схватки с врагами воины-сарбазы принялись делить привезенную с собой военную добычу. Среди пригнанного скота один аульчанин-бедняк, у которого кроме осла ничего не было, узнал своего верблюда, которого у него забрали как-то джунгары во время нападения на аул. Но сарбаз, которому достался трофейный верблюд, не захотел расстаться со своей долей.

Бедняк пришел к Толе-бию и, назвав отличительные признаки своего верблюда, добавил, что на этом верблюде несколько раз перевозил грузы-поклажу богачей в Самарканд. «Сам я ехал на осле и вел за повод своего верблюда...» – рассказал он.

Выслушав его, Толе-би приказал новому хозяину верблюда, чтобы он привел верблюда, держа его за повод. Однако тот не привел, а пригнал верблюда. На вопрос бия, «почему ты не привел его за повод?», сарбаз ответил, что животное не приучено к поводу. Тогда би сказал бедняку, чтобы тот повел верблюда за собой. Бедняк сел на своего осла и только взялся за буйду (веревка для вождения, привязанная одним концом к колышку, вздернутому в носовой хрящ верблюда), как верблюд послушно пошел на поводу у хозяина.

– Верблюд принадлежит этому джигиту, – объявил свое окончательное решение Толе-би собравшимся аульчанам.

Примером, образцом для подражания может служить нам, его потомкам, и то, что мудрый Толе-би главной целью своей жизни всегда считал единение, сохранение единства своего народа. Об этом следующий рассказ.

Как-то Толе-би, побывав на по­минальной тризне (ас-той) в окрестностях горы Казыгурт, возвращался в Туркестан вместе с группой уважаемых людей рода во главе с Есейханом-би. По пути они заехали в аул своего сородича Досая-би, который с многочисленными табунами лошадей расположился в долине реки Карабас. Пробыв в ауле и переночевав там несколько дней, они узнали, как люди живут в этом ауле, какие у них между собой взаимоотношения. И заметили, что живут они недружно, между ними возникает много свар, скандалов, да и молодежь не отличается примерным поведением.

Тогда Толе-би счел своим долгом прямо указать сородичам на недопустимость такого положения, которое может плохо повлиять на будущее их общего рода. С укором во взгляде и с горечью в словах он дал им свои мудрые наставления в форме терме (стихотворный жанр):

Зачем вам в трудах взращивать аргамаков, Если тоска и уныние овладели вами? Зачем вам близкие и родственники, Если вся ваша жизнь проходит В бесконечных распрях и ссорах? Вы стоите на пороге своей гибели И просите у меня совета «Скажи, Толе, что нам делать?» Но разве есть молодежь, которая Готова прислушаться к моим словам? И где теперь времена, когда народ Жил дружно, уважая друг друга? И где теперь те, кто мог словом Повести народ за собой? И почему мы сегодня не способны на это?

Кроме того, в народе сохранилось много устных рассказов и преданий о том, насколько глубокой и прочной была духовная связь, взаимоуважительные отношения между Толе-би и Каздауысты Казыбек-би.

Сохранилось предание об одном случае, раскрывающем силу духа Толе-би. Когда случилось несчастье – скончался его 25-летний сын, с которым они были похожи как две капли воды, – би услышал, что из Арки в Туркестан едет его друг Каздаусты Казыбек-би, чтобы выразить свое соболезнование. Тогда Толе-би остановил рыдающих родственников и попросил их уйти. А самых близких, жену, сыновей, дочерей попросил сдерживаться от рыданий при встрече гостя.

– Говорят, что ко мне едет Каздауысты Казыбек-би, мой самый близкий товарищ, которого я давно не видел. Держитесь, не показывайте своего горя, – сказал Толе-би.

Затем он велел привезти с джайлау (пастбище) возле подножья горы Казыгурт жирную яловую кобылу и установить в урочище Боген-Шаян белую юрту. Потом выслал навстречу Казыбек-бию двух джигитов и сам вышел, чтобы встретить друга. Казыбек-би и его сопровождающие, обнявшись и поздоровавшись с Толе-бием, высказали соболезнования по поводу смерти его сына.

Хотя внутренне Толе-би принял соболезнования, но горестного вида не подал, наоборот, постарался быть веселым и обрадованным встречей. Его байбише (старшая жена), другие дети, близкие родственники – никто не показывает горя, не плачут, не рыдают, все с приветливым выражением лица принимают гостей и готовят угощение. Сторона Казыбек-би в ­изумлении рассаживается по местам за дастарханом и ждет, чем все закончится.

А Толе-би в течение двух дней устраивал торжества в честь встречи со своим другом, просил акынов-сказителей показать свое искусство перед гостями, рассказывал об интересных событиях и фактах из своей жизни, о том, как ему приходилось править народом.

Через два дня, когда настало время прощаться, Толе-би обратился к другу со словами:

– Ну а теперь, мой почетный гость Казыбек, скажи, какие у тебя есть просьбы и пожелания.

– Счастье, что я вновь лицезрею своего друга, дожившего почти до ста лет. Наша обязанность – поприветствовать старшего брата, – ответил Казыбек-би.

На что Толе-би сказал:

Если тебя навестит младший брат, Который всегда помнит о тебе, Знай, что ты счастливый человек. А если, страстно желая увидеть тебя, К тебе приедет старший брат, Знай, что аруахи помнят о тебе. Избегай тех, у которых родственники Разбежались в разные стороны, Избегай тех, у которых в доме Никогда не бывает гостей. Избегай тех, кто сторонится Своего народа и не прислушивается к нему.

После этих слов Толе-би положил перед Казыбеком меч своего прадеда Жаныса и накрыл его сверху соболиной шубой. А сопровождавшим его друзьям и родственникам подарил дорогие чапаны.

Когда Казыбек-би уже собрался ехать назад, снаружи послышались голоса, и целая толпа народа с возгласами «Ой, бауырым!» («Ой, здравствуй, брат мой!») спешилась с коней. Все стали обниматься друг с другом, здороваться, послышались слова соболезнования. Казыбек-би со своими путниками тоже поздоровались с прибывшими. Все были растроганы, на глазах появились слезы. Затем аксакалы попросили всех успокоиться и прочитали суры Корана за упокой души сына Толе-би.

Когда Казыбеку предоставили слово, он завершил сказанное следующими пожеланиями другу:

Ау, Токе, пусть Всевышний Возьмет в рай твоего сокола, вылетевшего из гнезда, Твоего скакуна, которого поглотила преисподняя! Найдется ли среди нас еще такой казах, как Вы, Который денно и нощно в думах о народе. Прощай, оставайся в здравии, мой лев, А я буду молиться за тебя! С этими пожеланиями он отправился в путь...

Всю свою сознательную жизнь наш великий предок Толе-би оставался приверженным справедливости, истине, честности и человечности. За это он навсегда остался в благодарной памяти своего родного народа, получив достойные его личности меткие прозвища: «справедливый би, умевший праведно судить» («?ара ?ылды ?а? жар?ан әділ би»), «Верховный би» («Т?бе би»), «Святой прадед» («Әулие ата»), «Святой посланник» («?арлы?аш әулие»).

Толе-би скончался в возрасте 93 лет и был похоронен рядом с местом, где стоит памятник двенадцать лет правившему Ташкентом Жунисхану, дяде Бабура по материнской линии. Много людей и сегодня приходит к мавзолею Толе-би, чтобы поклониться его памяти.

Известно, что образцы ораторского искусства, мудрые изречения Толе-би получили в народе широко распространение.

В свое время Шокан Валиханов, такие российские ученые, как А. Левшин, Г. Потанин, А. Диваев, а также казахстанские исследователи Б. Адамбаев, А. Маметова, М. Калдыбаев, Н. Торекул провели большую работу по изучению жизни Толе-би, его государственной и общественной деятельности. Тем не менее известно, что все еще значительная часть духовного наследия Толе-би не собрана в литературном архиве, сохраняется в народе в устной форме.

Богатое духовное и литературное наследие биев-шешенов никогда не потеряет своего значения в деле сохранения национального сознания казахского народа. Жизнь и деятельность великого сына великой степи Толе-би всегда будет созвучна с великой целью казахов – стать вечным народом.

Жабал ЕРГАЛИЕВ,

писатель, депутат Сената Парламента

Популярное

Все
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Стипендии повысили студентам в Казахстане
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
В тройке лидеров
Автоледи получила 1 год лишения свободы за нетрезвую езду в Конаеве
Охотничьи испытания казахского тазы провели в Алматинской области
Президент Ирана прибыл в Акорду
В Бенине военные захватили власть
Костанайские предприниматели просят отложить запрет на эксплуатацию трехосных самосвалов на 3 года
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
Избран новый президент Федерации борьбы Казахстана
Мечта, ставшая реальностью благодаря Президенту Касым-Жомарту Токаеву
Водителя груженого бензовоза заподозрили в нетрезвом вождении
Нацбанк предупредил казахстанцев о новой схеме мошенничества
«Адал азамат»: внимание к каждому ученику
Мы третьи в мире!
Итоги большого общественного пути
Когда призраки прошлого оживают в семейном доме
Фигуристка Самоделкина завоевала «бронзу» на турнире в Хорватии
Месси установил новый рекорд по числу трофеев в футболе
Началось строительство сталелитейного завода
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Из казармы в кампус
Ключевой ориентир – человекоцентричность
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане

Читайте также

Персидские рукописи о Казахском ханстве впервые представлен…
Музыка мира
Между прошлым и настоящим
Голливуд выбирает Мангистау: Джеки Чан снимет новый блокбас…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]