Такое явление, как врожденная способность казахов знать, понимать и ценить силу Слова, имеет глубокие корни. Эти корни – заветы наших предков, оставленные своим грядущим потомкам в виде мудрых изречений, слов назиданий, отражающих и сохраняющих в себе богатый духовный опыт, накопленный нашим народом в веках.
Сознание новых поколений нашего народа каждой эпохи формируется под воздействием того духовного наследия, в котором сохранено культурно-цивилизационное богатство, философско-мировоззренческое звучание великой степи. И для того чтобы понимать и воспринимать это неоценимое богатство, нужно только, чтобы народное сознание всегда было достойно его, этого кладезя мудрости и духовности!
Помнится, в нашем детстве старейшины рода, аксакалы собирались вместе, обсуждали происходящие события, накопившиеся проблемы и при принятии решений наперебой приводили цитаты из высказываний степных мудрецов, мастерски владевших словом (биев-шешенов). При этом аккуратно записывали в толстых тетрадях все, что высказывалось и говорилось на этих своего рода собраниях, на которых шлифовалось сознание, дух народа.
И сегодня стоит задача сохранить и передать дальше все это бесценное достояние, доставшееся нам через предков, умевших ценить высокий смысл слов мудрости.
Думается, что пора уже по достоинству оценить и взять за основу воспитания сегодняшнего поколения ту духовно-нравственную школу, которую оставили своим потомкам посредством признанных образцов философского глубокомыслия и ораторского красноречия три великих бия казахской степи – Толе-би, Каздауысты Казыбек-би и Айтеке-би.
Это может стать достойной опорой для того, чтобы достичь провозглашенной Лидером нации Нурсултаном Назарбаевым великой цели: Казахстан должен стать вечным государством, казахский народ – вечным народом.
Возможность широкого и подробного ознакомления с жизнью, общественной деятельностью и ораторским искусством великого бия Старшего жуза Толе-би дает выход в свет в издательстве «Казахстан» книги известного исследователя казахской литературы Нысанбека Торекула «Степные мастера слова».
По дошедшим до нашего времени сведениям, Толе-би (Толе Алибекулы) родился в 1663 году в ауле Жайсан нынешнего района Шу Жамбылской области. Согласно родовому шежире, от Дулата родился Жаныс, от него Жарылкамыс, от Жарылкамыса Жанту-би, от него Жайылмыс-би, от него Кудайберды-би, известный как «Кудайберды, отец девятерых сыновей» («То?ыз ұлды ?ұдайберді»). Одним из этих девятерых сыновей был Алибек, сыном которого и является Толе-би.
С раннего детства Толе-би приобщился к грамоте, овладев сначала древнеказахской письменностью. Также он овладел арабским и персидским языками и письмом, прочитал много книг на исторические темы, узнал множество легенд и преданий. Знал наизусть историю мудрых изречений и решений многих казахских биев. Говорят, что его отец Алибек также владел искусством красноречия, был шешен би, то есть признанным, искусным мастером слова.
Как-то, будучи еще ребенком, Толе услышал, как его уже почти столетний отец рассуждал в кругу своих слушателей о единстве и согласии. Дослушав отца, он спросил его:
– А что такое единство, какая у него есть сила?
В ответ Алибек попросил принести пучок прутьев и дал его сыну со словами:
– Ну-ка, попробуй сломать его.
Как ни старался Толе, сломать пучок прутьев ему не удалось.
– А теперь попробуй сломать прутья по одному, – сказал отец.
Толе развязал связанный посередине пучок и по одному легко сломал все прутья.
– Что ты понял, сын мой? – спросил отец.
– Я понял, отец, что означает этот пример. Народ, который живет в единстве и согласии, ничто не сломит – ни враги, ни напасти. Как говорит пословица, «на одинокого любой может напасть и побить» («Сая? жүрген тая? тиеді»). Вы хотели, чтобы я понял, что там, где нет единения и согласия, враги могут легко одержать победу.
– Молодец, сын мой, ты правильно понял меня. Чтобы править народом, надо прежде всего уметь призвать его к единству к согласию. Об этом же говорит и пословица «Единство ведет к счастью» («Ба? ?айда барасын – ынтыма??а барамын»).
Мудрые слова, сказанные Толе его отцом о том, что согласие ведет к счастливой, мирной жизни, никогда не потеряют своего значения. Это подтверждается и в нашей сегодняшней жизни, примером чему является успешное развитие независимого Казахстана благодаря внутриполитической стабильности, единству и согласию народа.
Известно, что жизненный путь Толе-би пришелся на суровые времена противостояния казахского народа своим воинственным соседям, когда стоял вопрос «жизнь или смерть», шла борьба за сохранение государственности. В то время между казахским и джунгарским ханствами было постоянное противоборство, приходилось постоянно отражать нападения врага.
Общеизвестно также, что Толе-би идейно взрастил и воспитал с юных лет таких батыров, как Абылай, Жолбарыс, Отеген, Таттибай, Куттыбай, а также таких будущих известных биев-шешенов, как Тайкельтир, Есей, Досай, и многих других.
Современников Толе-би поражала его способность мудро,честно и справедливо решать все спорные вопросы, которые возникали в повседневной жизни тогдашнего казахского общества.
Так, однажды вернувшиеся с победой после схватки с врагами воины-сарбазы принялись делить привезенную с собой военную добычу. Среди пригнанного скота один аульчанин-бедняк, у которого кроме осла ничего не было, узнал своего верблюда, которого у него забрали как-то джунгары во время нападения на аул. Но сарбаз, которому достался трофейный верблюд, не захотел расстаться со своей долей.
Бедняк пришел к Толе-бию и, назвав отличительные признаки своего верблюда, добавил, что на этом верблюде несколько раз перевозил грузы-поклажу богачей в Самарканд. «Сам я ехал на осле и вел за повод своего верблюда...» – рассказал он.
Выслушав его, Толе-би приказал новому хозяину верблюда, чтобы он привел верблюда, держа его за повод. Однако тот не привел, а пригнал верблюда. На вопрос бия, «почему ты не привел его за повод?», сарбаз ответил, что животное не приучено к поводу. Тогда би сказал бедняку, чтобы тот повел верблюда за собой. Бедняк сел на своего осла и только взялся за буйду (веревка для вождения, привязанная одним концом к колышку, вздернутому в носовой хрящ верблюда), как верблюд послушно пошел на поводу у хозяина.
– Верблюд принадлежит этому джигиту, – объявил свое окончательное решение Толе-би собравшимся аульчанам.
Примером, образцом для подражания может служить нам, его потомкам, и то, что мудрый Толе-би главной целью своей жизни всегда считал единение, сохранение единства своего народа. Об этом следующий рассказ.
Как-то Толе-би, побывав на поминальной тризне (ас-той) в окрестностях горы Казыгурт, возвращался в Туркестан вместе с группой уважаемых людей рода во главе с Есейханом-би. По пути они заехали в аул своего сородича Досая-би, который с многочисленными табунами лошадей расположился в долине реки Карабас. Пробыв в ауле и переночевав там несколько дней, они узнали, как люди живут в этом ауле, какие у них между собой взаимоотношения. И заметили, что живут они недружно, между ними возникает много свар, скандалов, да и молодежь не отличается примерным поведением.
Тогда Толе-би счел своим долгом прямо указать сородичам на недопустимость такого положения, которое может плохо повлиять на будущее их общего рода. С укором во взгляде и с горечью в словах он дал им свои мудрые наставления в форме терме (стихотворный жанр):
Зачем вам в трудах взращивать аргамаков, Если тоска и уныние овладели вами? Зачем вам близкие и родственники, Если вся ваша жизнь проходит В бесконечных распрях и ссорах? Вы стоите на пороге своей гибели И просите у меня совета «Скажи, Толе, что нам делать?» Но разве есть молодежь, которая Готова прислушаться к моим словам? И где теперь времена, когда народ Жил дружно, уважая друг друга? И где теперь те, кто мог словом Повести народ за собой? И почему мы сегодня не способны на это?
Кроме того, в народе сохранилось много устных рассказов и преданий о том, насколько глубокой и прочной была духовная связь, взаимоуважительные отношения между Толе-би и Каздауысты Казыбек-би.
Сохранилось предание об одном случае, раскрывающем силу духа Толе-би. Когда случилось несчастье – скончался его 25-летний сын, с которым они были похожи как две капли воды, – би услышал, что из Арки в Туркестан едет его друг Каздаусты Казыбек-би, чтобы выразить свое соболезнование. Тогда Толе-би остановил рыдающих родственников и попросил их уйти. А самых близких, жену, сыновей, дочерей попросил сдерживаться от рыданий при встрече гостя.
– Говорят, что ко мне едет Каздауысты Казыбек-би, мой самый близкий товарищ, которого я давно не видел. Держитесь, не показывайте своего горя, – сказал Толе-би.
Затем он велел привезти с джайлау (пастбище) возле подножья горы Казыгурт жирную яловую кобылу и установить в урочище Боген-Шаян белую юрту. Потом выслал навстречу Казыбек-бию двух джигитов и сам вышел, чтобы встретить друга. Казыбек-би и его сопровождающие, обнявшись и поздоровавшись с Толе-бием, высказали соболезнования по поводу смерти его сына.
Хотя внутренне Толе-би принял соболезнования, но горестного вида не подал, наоборот, постарался быть веселым и обрадованным встречей. Его байбише (старшая жена), другие дети, близкие родственники – никто не показывает горя, не плачут, не рыдают, все с приветливым выражением лица принимают гостей и готовят угощение. Сторона Казыбек-би в изумлении рассаживается по местам за дастарханом и ждет, чем все закончится.
А Толе-би в течение двух дней устраивал торжества в честь встречи со своим другом, просил акынов-сказителей показать свое искусство перед гостями, рассказывал об интересных событиях и фактах из своей жизни, о том, как ему приходилось править народом.
Через два дня, когда настало время прощаться, Толе-би обратился к другу со словами:
– Ну а теперь, мой почетный гость Казыбек, скажи, какие у тебя есть просьбы и пожелания.
– Счастье, что я вновь лицезрею своего друга, дожившего почти до ста лет. Наша обязанность – поприветствовать старшего брата, – ответил Казыбек-би.
На что Толе-би сказал:
Если тебя навестит младший брат, Который всегда помнит о тебе, Знай, что ты счастливый человек. А если, страстно желая увидеть тебя, К тебе приедет старший брат, Знай, что аруахи помнят о тебе. Избегай тех, у которых родственники Разбежались в разные стороны, Избегай тех, у которых в доме Никогда не бывает гостей. Избегай тех, кто сторонится Своего народа и не прислушивается к нему.
После этих слов Толе-би положил перед Казыбеком меч своего прадеда Жаныса и накрыл его сверху соболиной шубой. А сопровождавшим его друзьям и родственникам подарил дорогие чапаны.
Когда Казыбек-би уже собрался ехать назад, снаружи послышались голоса, и целая толпа народа с возгласами «Ой, бауырым!» («Ой, здравствуй, брат мой!») спешилась с коней. Все стали обниматься друг с другом, здороваться, послышались слова соболезнования. Казыбек-би со своими путниками тоже поздоровались с прибывшими. Все были растроганы, на глазах появились слезы. Затем аксакалы попросили всех успокоиться и прочитали суры Корана за упокой души сына Толе-би.
Когда Казыбеку предоставили слово, он завершил сказанное следующими пожеланиями другу:
Ау, Токе, пусть Всевышний Возьмет в рай твоего сокола, вылетевшего из гнезда, Твоего скакуна, которого поглотила преисподняя! Найдется ли среди нас еще такой казах, как Вы, Который денно и нощно в думах о народе. Прощай, оставайся в здравии, мой лев, А я буду молиться за тебя! С этими пожеланиями он отправился в путь...
Всю свою сознательную жизнь наш великий предок Толе-би оставался приверженным справедливости, истине, честности и человечности. За это он навсегда остался в благодарной памяти своего родного народа, получив достойные его личности меткие прозвища: «справедливый би, умевший праведно судить» («?ара ?ылды ?а? жар?ан әділ би»), «Верховный би» («Т?бе би»), «Святой прадед» («Әулие ата»), «Святой посланник» («?арлы?аш әулие»).
Толе-би скончался в возрасте 93 лет и был похоронен рядом с местом, где стоит памятник двенадцать лет правившему Ташкентом Жунисхану, дяде Бабура по материнской линии. Много людей и сегодня приходит к мавзолею Толе-би, чтобы поклониться его памяти.
Известно, что образцы ораторского искусства, мудрые изречения Толе-би получили в народе широко распространение.
В свое время Шокан Валиханов, такие российские ученые, как А. Левшин, Г. Потанин, А. Диваев, а также казахстанские исследователи Б. Адамбаев, А. Маметова, М. Калдыбаев, Н. Торекул провели большую работу по изучению жизни Толе-би, его государственной и общественной деятельности. Тем не менее известно, что все еще значительная часть духовного наследия Толе-би не собрана в литературном архиве, сохраняется в народе в устной форме.
Богатое духовное и литературное наследие биев-шешенов никогда не потеряет своего значения в деле сохранения национального сознания казахского народа. Жизнь и деятельность великого сына великой степи Толе-би всегда будет созвучна с великой целью казахов – стать вечным народом.
Жабал ЕРГАЛИЕВ,
писатель, депутат Сената Парламента