Общепризнано, что в начале XXI века экономические трансформации происходят на фоне стремительно нарастающих проблем глобализации и их вызовов, а фокус острых противоречий концентрируется на постсоветском пространстве.
В этом плане следует отметить, что Казахстану оказалась по плечу сложнейшая задача 90-х годов ХХ века – становление рыночного хозяйства. Много раз мне доводилось убеждаться, что взамен реформ, известных науке и практике, «переполненных» рыночной идеологией, в акцентах государственной политики и становления рыночной экономики Казахстана преобладали и сегодня преобладают прагматические ориентиры и стратегические программы: Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства (1992 г.); Стратегия «Казахстан-2030» (1997 г.); Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года (2003 г.);
Стратегический план 2020 – казахстанский путь к лидерству (2010 г.); наконец, обоснование и реализация начального этапа долговременной Стратегии «Казахстан-2050».
Особенность казахстанской «новой модернизации» состоит в том (и об этом я свидетельствую), что Казахстан начал с экономических реформ, проводимых довольно эффективно, а затем подошел к политическим. Только с января по август 1995 г. было издано 140 «рыночных» указов, имеющих силу закона. В предельно сжатые сроки был заложен крепкий законодательный «фундамент» рыночных преобразований и было продемонстрировано, что сильная государственная власть способна строить эффективную рыночную экономику и демократическое общество.
В Казахстане практически используются новые функции государства, экономического регулирования и развития частно-государственного партнерства при модернизации экономики. Решаются проблемы становления новой государственности, аналитически оценивается то, что делается у ближайших и дальних соседей, чутко и с опережением улавливаются общемировые тенденции.
Казахстан первым среди стран постсоветского пространства с убежденностью доказывал, что главный путь общемирового развития пролегает не через обособление, а через интеграционные, объединительные процессы.
Среди новых государств Казахстан выделяется устойчивыми и высокими темпами социально-экономического развития. Среднегодовой темп прироста ВВП, начиная с 2000 г., составляет порядка 10%, промышленности – 9%, сельского хозяйства – 4%. Соответственно устойчиво (20%) растут и доходы населения. Это, конечно, не означает отсутствие серьезных проблем. Однако в Казахстане они также последовательно преодолеваются, как и антикризисные меры, которые позволили уже в 2010 году перейти к посткризисному развитию.
В основе успехов страны лежит в высшей степени принципиальное решение о принятии Стратегии развития страны до 2030 года (во время глубокого мирового кризиса!!!), определившей приоритетные задачи развития общества, экономики и пути их решениия.
Исторический опыт показывает, что преодоление системных кризисов и переход на траекторию устойчивого социально-экономического развития всегда начинался с определения долгосрочных целей (рубежей) такого развития и путей их достижения. Именно такой подход демонстрировали план ГОЭЛРО, «новые рубежи» Ф. Рузвельта, лежали в основе послевоенного германского и японского «экономического чуда», прорыва «азиатских тигров», нынешних успехов Китая. Стратегические подходы позволяют за частными проблемами выделить главное и тем самым подчинить политику сегодняшнего дня долгосрочным национальным интересам. Задачи экономической политики направлены на всемерное использование рыночных сил в общенациональных интересах. В основе такого подхода лежит понимание, что только конкурентоспособный, диверсифицированный, опирающийся на современные технологии реальный сектор экономики является единственно надежным «стабилизационным» фондом в условиях противоречий и вызовов современного глобального мира. Наконец, выдвижение в качестве стратегического приоритета качественного преобразования национального человеческого потенциала – как главного условия исторической перспективности республики.
Казахстан – единственная страна СНГ, которая уже в 2003 году восстановила уровень промышленного производства докризисного 1991 года. Еще в марте 2002 года РК получила статус «страны с рыночной экономикой», а в 2003 году Казахстану – первому среди стран СНГ – присвоен рейтинг инвестиционного класса. По уровню привлечения прямых иностранных инвестиций на душу населения республика входит в первую пятерку центрально- и восточноевропейских стран, а также СНГ. Ежегодный нетто-приток прямых инвестиций составлял в среднем 8–10% от ВВП. Казахстан занимает первое место в мире по темпам прироста кредитования реального сектора экономики. В рамках «дорожной карты», утвержденной Правительством страны, начата очередная фаза развития исламского финансирования в реализации перспективных проектов. В стране создан наиболее либеральный налоговый режим по сравнению с другими государствами СНГ: здесь уже всего 11 налогов против 45, существовавших ранее в налоговом законодательстве страны.
Первым из стран СНГ Казахстан создал Национальный фонд, аккумулировавший доходы от продажи сырьевых ресурсов, что позволило снизить негативное влияние мировых финансово-экономических кризисов на национальную экономику, обеспечить выполнение ключевых программ экономического и социального развития. В стране созданы эффективные институты государственного управления, сформированы новые отношения между гражданами и государством. Достижения на этом пути уже очевидны: по экспертной классификации Казахстан относится к государствам с уровнем дохода граждан выше среднего. В 2010 году ВВП на душу населения в Казахстане увеличился в 12 раз по сравнению с началом 1990-х годов. Были созданы условия для развития частного сектора в экономике, в стране действует более 700 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса.
С точки зрения развития внутренних процессов главным достижением Казахстана стала общественная стабильность, основанная на традициях открытости и восприимчивости к культурным влияниям, цивилизационной толерантности. В многонациональном Казахстане успешно проводится политика межкультурного взаимодействия. Все возрастающее значение имеет деятельность Ассамблеи народа Казахстана. Образованная 1 марта 1995 года как консультативно-совещательный орган при Главе государства АНК накопила консолидирующий и интеллектуальный потенциал, преобразовалась в институт народной дипломатии. 20 октября 2008 года Президентом страны был подписан Закон «Об Ассамблее народа Казахстана», не имеющий аналогов в мире, который юридически закрепляет АНК в качестве полноправного субъекта политической системы страны. Данная инициатива явилась несомненным новаторством в мировой практике, которая на самом высоком уровне позволила решать вопросы развития межэтнических отношений.
В современных условиях насущной необходимостью и императивом становится выработка научно обоснованных долгосрочных социально-экономических стратегий, которые позволят преодолеть волну кризисов, повысить устойчивость глобального и национального развития. Стратегия «Казахстан-2030» и ее практическое выполнение по важнейшим показателям определило достижения, способствующие движению Казахстана в будущее. На этой основе появляется возможность осуществить переход от противостояния и конфликтов государств к их диалогу и партнерству в ответ на вызовы нового XXI века.
Республика Казахстан как влиятельный участник современных глобальных процессов успешно интегрируется в мировое сообщество. За Казахстаном прочно закрепилась репутация конкурентоспособного государства, что подтверждается своевременными и эффективными ответами на новые вызовы и риски XXI столетия в Стратегии «Казахстан-2050».
Стратегия Казахстана проявляется и на уровне глобальных геополитических и геоэкономических трендов. Инициативы актуальны для коренного обновления мировой экономики и органически вплетены в ткань теоретического анализа, нацеленного на выработку радикально-созидательной и отвечающей интересам наций и народов глобальных стратегий посткризисного развития. Казахстан демонстрирует мировому сообществу уязвимость и несправедливость существующего устройства глобальных финансов, призывая к совместному поиску принципиально новых путей реформирования этой сферы.
Долгосрочная Стратегия «Казахстан-2050» определена как новая цель Казахстана: создать общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда. Сильное государство занимается не политикой выживания, а политикой планирования, долгосрочного развития и экономического роста.
В Казахстане сформирована эффективная модель рыночной экономики, основанная на частной собственности, свободной конкуренции и принципах открытости. Эта модель базируется на активной роли государства и обеспечении государственно-частного партнерства.
Стратегия «Казахстан-2050» – это всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности; всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики при новой модели государственно-частного партнерства – «сильный бизнес – сильное государство»; новые принципы социальной политики – социальные гарантии и личная ответственность; дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии. Казахстанская модель развития должна стать основой нового политического курса, главная цель которого – к 2050 году Казахстан должен войти в число 30 самых развитых государств мира.
В XXI веке мировое сообщество столкнулось с принципиально новой системной угрозой: глобальные энергетический, экологический и продовольственный кризисы. Эти угрозы, взаимно резонируя и от этого усиливаясь, поставили под сомнение готовность общества успешно решить задачу ресурсного обеспечения устойчивости мирового развития, вследствие глубоких разрывов между развитыми странами и странами с низким уровнем социально-экономической динамики. Идеи, разработанные в Казахстане, и содержание глобальной энергоэкологической стратегии во многом определяют не только отдаленное будущее, но и перспективы перехода к устойчивому развитию как всего мира, так и отдельных стран на современном этапе. Вместе с тем при самых оптимистических прогнозах использования традиционных подходов половина человечества не сможет достичь достойного качества жизни ранее, чем через 50 лет. Вместе с тем ресурсная база и технологические знания позволяют реализовать Стратегию энергоэкологического развития в XXI веке. Предложенная стратегия ориентирована на полномасштабную практическую мотивацию нового понимания устойчивого развития человечества.
Как известно, Казахстан предложил мировому сообществу сформировать новую модель мироустройства XXI века на основе G-Global. G-Global – уникальный продукт, а принципиальное отличие новой G, но уже с определяющим словом «global», – паритетный, транспарентный и коллективный подход к решению глобальных проблем экономики и финансовой системы. Участники G-Global, невзирая на виртуальность диалоговой площадки, придают своим предложениям вполне реальные формы. На коммуникативной платформе G-Global стартовал новый проект – виртуальный форум, в котором приняли участие представители 160 стран мира. На этой виртуальной платформе в общей сложности было проведено около 68 онлайн-конференций, получено свыше 110 конструктивных предложений для лидеров стран G20, в том числе около 700 докладов и 80 рекомендаций для VIII Астанинского экономического форума. По мнению члена парламента Великобритании г-на Бреннана, высказанному им в связи с нарастающей популярностью в мире коммуникативной площадки, G-Global – «это образец мышления XXI века». Это и возможность наращивания интеграционного потенциала евразийства.
Выдвинутая Нурсултаном Назарбаевым в марте 1994 года в МГУ им. М. В. Ломоносова инициатива формирования на базе активных совместных усилий, прежде всего, России и Казахстана, объединения нового типа – Евразийского экономического союза – была поддержана политиками, журналистами, экономистами, многими представителями законодательных органов и властных структур. Эта инициатива обрела воистину прорывной стратегический смысл, который имеет и будет иметь в дальнейшем достойное место в геополитических конструкциях будущего. Основание в 1996 году в Астане Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева стало знаковым явлением. Перед университетом в качестве приоритетной была поставлена задача вести научно-исследовательскую работу в области интеграционных процессов, и это является важным и масштабным шагом на пути развития интеллектуального евразийства.
Интеграция рассматривается как важнейшее средство достижения стабильного и устойчивого развития не только в рамках «странового проекта», но и на международном уровне. Так, Нурсултан Назарбаев отмечает: «Наше прочтение евразийства исключает конъюнктурные геополитические колебания и учитывает глубинную логику истории. Сегодня мировое развитие определяется интеграционными процессами. Кто останется на обочине этих процессов, тот отстанет во всем. Европейцы, поняв это, смогли подняться над старыми обидами и поставили во главу угла принципы единства».
Ключевыми инструментами воплощения «евразийского проекта» стали эффективно действующие интеграционные структуры – Таможенный союз, ЕврАзЭС и Единое экономическое пространство. Эта целостность замысла и практики, системность подхода к последовательному и твердому продвижению вперед обеспечили успех евразийскому проекту.
Общепризнано, что выдающиеся ученые предвидели растущую роль научных знаний как тенденцию развития общества и его взаимодействия с природой. Это положение подтверждает гений и творческая деятельность В. Вернадского в ХХ веке. Во время Второй мировой войны ученый работал в Казахстане. Особое значение имели совместные исследования В. Вернадского с учеными Казахстана, личная дружба с академиком К. Сатпаевым. В. Вернадский и К. Сатпаев не случайно предсказывали казахскому народу счастливое будущее под мирным небом.
Особое место в Казахстане отводится технологическому прорыву, волнам эпохальных и базисных инноваций, Третьей индустриальной революции, энергоэкологической стратегии. Возрастает значение созданного в столице Казахстана Клуба лауреатов Нобелевской премии, возглавляемого Робертом Манделлом, в контексте участия ученых мирового уровня в ежегодных Астанинских экономических форумах.
Научно взвешенные подходы нашли отражение в стратегии развития Казахстана, прогрессивности реформ, в международных инициативах, в евразийском интеграционном проекте. Стратегия «Казахстан-2050» – это долговременный научный прогноз и программа конкретных практических дел, которые день за днем, из года в год будут делать лучше страну и жизнь казахстанцев.
В программе «Нұрлы жол – путь в будущее» (11 ноября 2014 г.) отмечается, что сегодня весь мир сталкивается с новыми вызовами и угрозами, когда мировая экономика так и не оправилась от последствий глобального финансово-экономического кризиса. Восстановление идет очень медленно, а геополитический кризис и санкционная политика ведущих держав создают дополнительные препятствия для развития экономики. По оценке аналитиков, ближайшие годы станут временем глобальных испытаний, и достойно пройти через этот сложный этап смогут только сильные государства, сплоченные народы. Казахстан как часть мировой экономики и страна, которая находится в непосредственной близости к эпицентру геополитического напряжения, испытывает негативное влияние всех этих процессов.
В связи с тем, что экспертные оценки развития мировой экономики на 2015–2016 гг. даны в сторону понижения экономического роста, дано поручение Правительству для предотвращения негативных тенденций оперативно пересмотреть некоторые позиции и внести корректировки в планы развития страны на предстоящий период.
Среди комплексных мер новой экономической политики Казахстана на предстоящее пятилетие следует отметить, во-первых, конкретную задачу – обеспечить все социальные обязательства в полном объеме. Во-вторых, в условиях переориентации экономической политики поддержку должны получить отрасли, которые создают наибольший мультипликативный эффект на рост экономики и занятости. Такой опыт в Казахстане имеется при реализации антикризисных мер в 2007–2009 годах. В-третьих, новая политика Казахстана носит контрцикличный характер и направлена на продолжение структурных реформ в экономике. Этому способствуют возможности Национального фонда, ресурсы которого в условиях неблагоприятной конъюнктуры на сырьевых рынках способны обеспечить повышение устойчивости казахстанской экономики перед внешними вызовами. Эти ресурсы будут направлены на развитие транспортной, энергетической, индустриальной и социальной инфраструктуры.
Анатолий СПИЦЫН, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор экономических наук, директор Института интеграционных проблем ЕАЭС, вице-президент Российской академии естественных наук