Стратегия движения Казахстана в будущее

5685
Гук Дмитрий
Общепризнано, что в начале XXI века экономические транс­формации происходят на фоне стремительно нарастающих проблем глобализации и их вызовов, а фокус острых противоречий концентрируется на постсоветском пространстве.
В этом плане следует отметить, что Казахстану оказалась по плечу сложнейшая задача 90-х годов ХХ века – становление рыночного хозяйства. Много раз мне доводилось убеждаться, что взамен реформ, известных науке и практике, «переполненных» рыночной идеологией, в акцентах государственной политики и становления рыночной экономики Казахстана преобладали и сегодня преобладают прагматические ориентиры и стратегические программы: Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства (1992 г.); Стратегия «Казахстан-2030» (1997 г.); Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года (2003 г.);
Стратегический план 2020 – казахстанский путь к лидерству (2010 г.); наконец, обос­нование и реализация начального этапа долговременной Стратегии «Казахстан-2050».
Особенность казахстанской «новой модернизации» состоит в том (и об этом я свидетельствую), что Казахстан начал с экономических реформ, проводимых довольно эффективно, а затем подошел к политическим. Только с января по август 1995 г. было издано 140 «рыночных» указов, имеющих силу закона. В предельно сжатые сроки был заложен крепкий законодательный «фундамент» рыночных преобразований и было продемонстрировано, что сильная государственная власть способна строить эффективную рыночную экономику и демократическое общество.
В Казахстане практически используются новые функции государства, экономического регулирования и развития частно-государственного партнерства при модернизации экономики. Решаются проблемы становления новой государственности, аналитически оценивается то, что делается у ближайших и дальних соседей, чутко и с опережением улавливаются общемировые тенденции.
Казахстан первым среди стран постсоветского пространства с убеж­денностью доказывал, что главный путь общемирового развития пролегает не через обособление, а через интеграционные, объединительные процессы.
Среди новых государств Казахстан выделяется устойчивыми и высокими темпами социально-экономического развития. Среднегодовой темп прироста ВВП, начиная с 2000 г., составляет порядка 10%, промышленности – 9%, сельского хозяйства – 4%. Соответственно устойчиво (20%) растут и доходы населения. Это, конечно, не означает отсутствие серьезных проблем. Однако в Казахстане они также последовательно преодолеваются, как и антикризисные меры, которые позволили уже в 2010 году перейти к посткризисному развитию.
В основе успехов страны лежит в высшей степени принципиальное решение о принятии Стратегии развития страны до 2030 года (во время глубокого мирового кризиса!!!), определившей приоритетные задачи развития общества, экономики и пути их решениия.
Исторический опыт показывает, что преодоление системных кризисов и переход на траекторию устойчивого социально-экономического развития всегда начинался с определения долгосрочных целей (рубежей) такого развития и путей их достижения. Именно такой подход демонстрировали план ГОЭЛРО, «новые рубежи» Ф. Рузвельта, лежали в основе послевоенного германского и японского «экономического чуда», прорыва «азиатских тигров», нынешних успехов Китая. Стратегические подходы позволяют за частными проблемами выделить главное и тем самым подчинить политику сегодняшнего дня долгосрочным национальным интересам. Задачи экономической политики направлены на всемерное использование рыночных сил в общенациональных интересах. В основе такого подхода лежит понимание, что только конкурентоспособный, диверсифицированный, опирающийся на современные технологии реальный сектор экономики является единственно надежным «стабилизационным» фондом в условиях противоречий и вызовов современного глобального мира. Наконец, выдвижение в качестве стратегического приоритета качественного преобразования национального человеческого потенциала – как главного условия историчес­кой перспективности республики.
Казахстан – единственная страна СНГ, которая уже в 2003 году восстановила уровень промышленного производства докризисного 1991 года. Еще в марте 2002 года РК получила статус «страны с рыночной экономикой», а в 2003 году Казахстану – первому среди стран СНГ – присвоен рейтинг инвестиционного класса. По уровню привлечения прямых иностранных инвестиций на душу населения республика входит в первую пятерку центрально- и восточноевропейских стран, а также СНГ. Ежегодный нетто-приток прямых инвестиций составлял в среднем 8–10% от ВВП. Казах­стан занимает первое место в мире по темпам прироста кредитования реального сектора экономики. В рамках «дорожной карты», утверж­денной Правительством страны, начата очередная фаза развития исламского финансирования в реализации перспективных проектов. В стране создан наиболее либеральный налоговый режим по сравнению с другими государствами СНГ: здесь уже всего 11 налогов против 45, существовавших ранее в налоговом законодательстве страны.
Первым из стран СНГ Казахстан создал Национальный фонд, аккумулировавший доходы от продажи сырьевых ресурсов, что позволило снизить негативное влияние мировых финансово-экономических кризисов на национальную экономику, обеспечить выполнение ключевых программ экономического и социального развития. В стране созданы эффективные институты государственного управления, сформированы новые отношения между гражданами и государством. Достижения на этом пути уже очевидны: по экспертной классификации Казахстан относится к государствам с уровнем дохода граждан выше среднего. В 2010 году ВВП на душу населения в Казахстане увеличился в 12 раз по сравнению с началом 1990-х годов. Были созданы условия для развития частного сектора в экономике, в стране действует более 700 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса.
С точки зрения развития внутренних процессов главным достижением Казахстана стала общественная стабильность, основанная на традициях открытости и восприимчивости к культурным влияниям, цивилизационной толерантности. В многонациональном Казахстане успешно проводится политика межкультурного взаимодействия. Все возрастающее значение имеет деятельность Ассамблеи народа Казахстана. Образованная 1 марта 1995 года как консультативно-совещательный орган при Главе государства АНК накопила консолидирующий и интеллектуальный потенциал, преобразовалась в институт народной дипломатии. 20 октября 2008 года Президентом страны был подписан Закон «Об Ассамблее народа Казахстана», не имеющий аналогов в мире, который юридически закрепляет АНК в качестве полноправного субъекта политической системы страны. Данная инициатива явилась несомненным новаторством в мировой практике, которая на самом высоком уровне позволила решать вопросы развития межэтнических отношений.
В современных условиях насущной необходимостью и императивом становится выработка научно обоснованных долгосрочных социально-экономических стратегий, которые позволят преодолеть волну кризисов, повысить устойчивость глобального и национального развития. Стратегия «Казахстан-2030» и ее практическое выполнение по важнейшим показателям определило достижения, способствующие движению Казахстана в будущее. На этой основе появляется возможность осуществить переход от противостояния и конфликтов государств к их диалогу и партнерству в ответ на вызовы нового XXI века.
Республика Казахстан как влиятельный участник современных глобальных процессов успешно интегрируется в мировое сообщество. За Казахстаном прочно закрепилась репутация конкурентоспособного государства, что подтверждается своевременными и эффективными ответами на новые вызовы и риски XXI столетия в Стратегии «Казахстан-2050».
Стратегия Казахстана проявляется и на уровне глобальных геополитических и геоэкономических трендов. Инициативы актуальны для коренного обновления мировой экономики и органически вплетены в ткань теоретического анализа, нацеленного на выработку радикально-созидательной и отвечающей интересам наций и народов глобальных стратегий посткризисного развития. Казахстан демонстрирует мировому сообществу уязвимость и несправедливость существующего устройства глобальных финансов, призывая к совместному поиску принципиально новых путей реформирования этой сферы.
Долгосрочная Стратегия «Казахстан-2050» определена как новая цель Казахстана: создать общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда. Сильное государство занимается не политикой выживания, а политикой планирования, долгосрочного развития и экономического роста.
В Казахстане сформирована эффективная модель рыночной экономики, основанная на частной собственности, свободной конкуренции и принципах открытости. Эта модель базируется на активной роли государства и обеспечении государственно-частного партнерства.
Стратегия «Казахстан-2050» – это всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности; всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики при новой модели государственно-частного партнерства – «сильный бизнес – сильное государство»; новые принципы социальной политики – социальные гарантии и личная ответственность; дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии. Казахстанская модель развития должна стать основой нового политического курса, главная цель которого – к 2050 году Казахстан должен войти в число 30 самых развитых государств мира.
В XXI веке мировое сообщество столкнулось с принципиально новой системной угрозой: глобальные энергетический, экологический и продовольственный кризисы. Эти угрозы, взаимно резонируя и от этого усиливаясь, поставили под сомнение готовность общества успешно решить задачу ресурсного обеспечения устойчивости мирового развития, вследствие глубоких разрывов между развитыми странами и странами с низким уровнем социально-экономической динамики. Идеи, разработанные в Казахстане, и содержание глобальной энерго­экологической стратегии во многом определяют не только отдаленное будущее, но и перспективы перехода к устойчивому развитию как всего мира, так и отдельных стран на современном этапе. Вместе с тем при самых оптимистических прогнозах использования традиционных подходов половина человечества не сможет достичь достойного качества жизни ранее, чем через 50 лет. Вместе с тем ресурсная база и технологические знания позволяют реализовать Стратегию энерго­экологического развития в XXI веке. Предложенная стратегия ориентирована на полномасштабную практическую мотивацию нового понимания устойчивого развития человечества.
Как известно, Казахстан предложил мировому сообществу сформировать новую модель мироустройства XXI века на основе G-Global. G-Global – уникальный продукт, а принципиальное отличие новой G, но уже с определяющим словом «global», – паритетный, транспарентный и коллективный подход к решению глобальных проблем экономики и финансовой системы. Участники G-Global, невзирая на виртуальность диалоговой площадки, придают своим предложениям вполне реальные формы. На коммуникативной платформе G-Global стартовал новый проект – виртуальный форум, в котором приняли участие представители 160 стран мира. На этой виртуальной платформе в общей сложности было проведено около 68 онлайн-конференций, получено свыше 110 конструктивных предложений для лидеров стран G20, в том числе около 700 докладов и 80 рекомендаций для VIII Астанинского экономического форума. По мнению члена парламента Великобритании г-на Бреннана, высказанному им в связи с нарастающей популярностью в мире коммуникативной площадки, G-Global – «это образец мышления XXI века». Это и возможность наращивания интеграционного потенциала евразийства.
Выдвинутая Нурсултаном Назарбаевым в марте 1994 года в МГУ им. М. В. Ломоносова инициатива формирования на базе активных совместных усилий, прежде всего, России и Казахстана, объединения нового типа – Евразийского экономического союза – была поддержана политиками, журналистами, экономистами, многими представителями законодательных органов и властных структур. Эта инициатива обрела воистину прорывной стратегический смысл, который имеет и будет иметь в дальнейшем достойное место в геополитических конструкциях будущего. Основание в 1996 году в Астане Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева стало знаковым явлением. Перед университетом в качестве приоритетной была поставлена задача вести научно-исследовательскую работу в области интеграционных процессов, и это является важным и масштабным шагом на пути развития интеллектуального евразийства.
Интеграция рассматривается как важнейшее средство достижения стабильного и устойчивого развития не только в рамках «странового проекта», но и на международном уровне. Так, Нурсултан Назарбаев отмечает: «Наше прочтение евразийства исключает конъюнктурные геополитические колебания и учитывает глубинную логику истории. Сегодня мировое развитие определяется интеграционными процессами. Кто останется на обочине этих процессов, тот отстанет во всем. Европейцы, поняв это, смогли подняться над старыми обидами и поставили во главу угла принципы единства».
Ключевыми инструментами воплощения «евразийского проекта» стали эффективно действующие интеграционные структуры – Таможенный союз, ЕврАзЭС и Единое экономическое пространство. Эта целостность замысла и практики, системность подхода к последовательному и твердому продвижению вперед обеспечили успех евразийскому проекту.
Общепризнано, что выдающиеся ученые предвидели растущую роль научных знаний как тенденцию развития общества и его взаимодействия с природой. Это положение подтверждает гений и творческая деятельность В. Вернадского в ХХ веке. Во время Второй мировой войны ученый работал в Казахстане. Особое значение имели совместные исследования В. Вернадского с учеными Казахстана, личная дружба с академиком К. Сатпаевым. В. Вернадский и К. Сатпаев не случайно предсказывали казахскому народу счастливое будущее под мирным небом.
Особое место в Казахстане отводится технологическому прорыву, волнам эпохальных и базисных инноваций, Третьей индустриальной революции, энерго­экологической стратегии. Возрастает значение созданного в столице Казахстана Клуба лауреатов Нобелевской премии, возглавляемого Робертом Манделлом, в контексте участия ученых мирового уровня в ежегодных Астанинских экономических форумах.
Научно взвешенные подходы нашли отражение в стратегии развития Казахстана, прогрессивности реформ, в международных инициативах, в евразийском интеграционном проекте. Стратегия «Казахстан-2050» – это долговременный научный прогноз и программа конкретных практических дел, которые день за днем, из года в год будут делать лучше страну и жизнь казахстанцев.
В программе «Нұрлы жол – путь в будущее» (11 ноября 2014 г.) отмечается, что сегодня весь мир сталкивается с новыми вызовами и угрозами, когда мировая экономика так и не оправилась от последствий глобального финансово-экономического кризиса. Восстановление идет очень медленно, а геополитический кризис и санкционная политика ведущих держав создают дополнительные препятствия для развития экономики. По оценке аналитиков, ближайшие годы станут временем глобальных испытаний, и достойно пройти через этот сложный этап смогут только сильные государства, сплоченные народы. Казахстан как часть мировой экономики и страна, которая находится в непосредственной близости к эпицентру геополитического напряжения, испытывает негативное влияние всех этих процессов.
В связи с тем, что экспертные оценки развития мировой экономики на 2015–2016 гг. даны в сторону понижения экономического роста, дано поручение Правительству для предотвращения негативных тенденций оперативно пересмотреть некоторые позиции и внести корректировки в планы развития страны на предстоящий период.
Среди комплексных мер новой экономической политики Казахстана на предстоящее пятилетие следует отметить, во-первых, конкретную задачу – обеспечить все социальные обязательства в полном объеме. Во-вторых, в условиях переориентации экономической политики поддержку должны получить отрасли, которые создают наибольший мультипликативный эффект на рост экономики и занятости. Такой опыт в Казахстане имеется при реализации антикризисных мер в 2007–2009 годах. В-третьих, новая политика Казахстана носит контрцикличный характер и направлена на продолжение структурных реформ в экономике. Этому способствуют возможности Национального фонда, ресурсы которого в условиях неблагоприятной конъюнктуры на сырьевых рынках способны обеспечить повышение устойчивости казахстанской экономики перед внешними вызовами. Эти ресурсы будут направлены на развитие транспортной, энергетической, индустриальной и социальной инфраструктуры.

Анатолий СПИЦЫН, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор экономических наук, директор Института интеграционных проблем ЕАЭС, вице-президент Российской академии естественных наук

Популярное

Все
Алимханулы сделал заявление о бое за три титула чемпиона мира
Роботы передвинули исторический квартал в Китае
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Уральске реконструируют набережную
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
«Умный» дым: Петропавловская ТЭЦ-2 запускает трубу с системой мониторинга
Я – жертва и живой свидетель массового голода
Структурная реформа в футбольном судействе даст свои плоды
Токаев ратифицировал соглашение с Кыргызстаном о взаимной защите инвестиций
Дело Шерзата: прокурор запросила для обвиняемых от 1,5 до 23 лет лишения свободы
В Петропавловске прохожим в честь праздника раздавали флаги
Дожди с грозами снова придут в Казахстан
Назначен новый министр обороны Казахстана
Хоккейный клуб «Барыс» объявил об уходе семи легионеров
Возврат активов: более 570 млн тенге ​​​​​​​ направили на водоснабжение сел области Ұлытау
В Алматы прибыл первый туристский поезд из Сианя
В Алматы на месте старого здания возвели современный центр для детей
Серик Туленбергенов освобожден от должности вице-министра по ЧС
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Будущее – за цифровыми активами
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Семья – духовный код нации
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
У адвоката – особый статус в системе правосудия
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области

Читайте также

Полицейские Жетысу изъяли 54 кг наркотиков
Реконструируют шесть вокзалов
Верховный суд разъяснил порядок
Паралимпийцы приняли участие в экоакции

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]