При этом Премьер-Министр РК Карим Масимов, в частности, отметил, что большую возможность бизнесу наших стран развиваться дают осуществляемый проект КНР "Экономический пояс Великого шелкового пути" и программа нашего Президента "Нұрлы жол", которые взаимодополняют друг друга.
В Чунцине, который является одним из крупнейших промышленных и коммерческих центров Китая, пользу от расширения деловых связей с казахстанскими предприятиями уже ощутили вполне реальную. Так, за истекшие три квартала по сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспортные поставки сюда выросли на 118%. Об этом группе журналистов из нашей республики, побывавшей в Поднебесной по инициативе посольства КНР в РК, пресс-канцелярии Госсовета, а также управления издательства литературы на иностранных языках, сообщил руководитель отдела пропаганды чунцинского горкома Компартии Китая Янь Пин. Но это, по его словам, только начало. Ведь в городе, имеющем статус муниципального образования, и на прилегающих к нему территориях проживает около 30 млн. человек. На Чунцин приходится третья часть производимой в Китае электроники. Здесь сосредоточены опорные отрасли промышленности: химическая, машиностроительная и металлургическая. Словом, даже у одного этого мегаполиса огромные возможности для развития сотрудничества.
– Наши потребители очень заинтересованы в поставках казахстанской сельхозпродукции и разнообразном сырье, которым так богата ваша страна, – подчеркнул в беседе с представителями казахстанской прессы Янь Пин.
Следует заметить, что транспортно-логистическая составляющая для расширения взаимовыгодных связей на сегодня, по сути, готова. Еще в ноябре 2011 года Президент РК Н. Назарбаев поручил создать на базе АО "НК "КТЖ2 специализированную мультимодальную компанию международного уровня, а также внести предложения по созданию комплексного центра оказания услуг железнодорожных, автомобильных, авиационных и других видов перевозок для развития транзитного потенциала и продвижения отечественной продукции на внешние рынки. И уже в апреле следующего года делегация "НК "КТЖ" осуществила поездку в город Чунцин, чтобы принять участие в учредительном собрании казахстанско-китайско-российско-немецкого совместного предприятия YuXinOu (Chongqing) Logistics Co., Ltd. Это событие поистине стало новой вехой строительства магистрали Чунцин – Синдзян – Алашанькоу – Европа, или сокращенно Ю-Синь-О, ознаменовало создание мощного узла в области товарообмена. Общая протяженность железнодорожного пути составляет около 11 тыс. км, в том числе по территории Казахстана – 3,5 тыс. км, а на доставку грузов до конечной точки – немецкого города Дуйсбург – уходит порядка 16 дней (в дальнейшем сократится до 13 дней). До Польши – 12, до России – 11, до Казахстана – 6 дней. Клиентам – почтовым администрациям КНР, России и Казахстана – предложен полный комплекс транспортно-логистических услуг. Также китайской стороной озвучены предложения об организации в рамках СП курсирования контейнерных поездов из портов КНР в направлении Казахстана и стран Центральной Азии и в обратном направлении, чтобы увеличить конкурентоспособность действующих сервисов и привлечь дополнительные транзитные и экспортно-импортные грузопотоки. Для снижения сезонного влияния на перевозку оргтехники в рамках контейнерного сервиса было решено использовать специальные терморегулирующие материалы.
Открытие международной железнодорожной магистрали Ю-Синь-О произошло 12 апреля 2012 года. На данный момент по международной магистрали уже отправлено около 240 контейнерных составов. Еженедельно 5–6 поездов уходят из Китая в Европу и 2–3 следуют в обратном направлении. В дальнейшем в оба конца они станут курсировать ежедневно. А в начале декабря произошло еще одно примечательное событие: в составе регулярного грузового поезда Чжэнчжоу – Гамбург была осуществлена пилотная отправка партии контейнеров с консолидацией и таможенным оформлением по мультимодальной схеме в Астану и далее на Москву до терминала ФГУП "Почта России". В среднем за каждые сутки по территории Казахстана состав преодолевал 1 135 км вместо 1 000 км, как это происходило обычно. Успешный пилотный проект показал конкурентные преимущества доставки почтовых грузов наземным транспортом. Между тем потенциал развития почтовых перевозок из Китая через Казахстан оценивается в 300 тыс. двадцатифутового эквивалента, что в пересчете составляет порядка 6 млн. тонн грузов в год. Это сулит солидный доход как отечественному перевозчику, так и госказне.
В развитии именно казахстанского направления Шелкового пути высказывает интерес и китайская сторона. Эксперты, с которыми довелось побеседовать во время пресс-тура по городам КНР, однозначно считают, что железнодорожная магистраль Ю-Синь-О должна стать главной "стальной артерией" "Экономического пояса Великого шелкового пути". Аргументы? Во-первых, это политическая стабильность в нашем регионе: нет вооруженного влияния пиратов, террористов и локальных конфликтов. Во-вторых, здесь не бывает таких пагубных природных явлений, как тайфуны, цунами. Кроме того, представители бизнес-кругов уже по достоинству оценили удобство внедренного на маршруте принципа обслуживания: одна декларация, одна инспекция, один переход через границу. В середине нынешнего года представители всех заинтересованных стран обсуждали вопросы обслуживания контейнеров, работу таможни, совместную ценовую политику. Китай, Россия, Казахстан, Германия совместно создали предприятия-платформы, предоставляющие более удобные и быстрые услуги. Весома и экономическая составляющая.
– Отправителям грузов услуги железной дороги обходятся в пять раз дешевле чем авиаперевозки, что положительно сказывается на конечной цене любого товара, – рассказал журналистам начальник отдела логистики чунцинской транспортной компании У Хунбин. – Морской флот тоже не является конкурентом, поскольку сроки доставки увеличиваются аж на 30 дней.
О преимуществах железнодорожного развития Шелкового пути высказывался и заместитель руководителя Центра исследований развития города Шанхая Янь Цзюнь, который тоже склонен считать, что Казахстан, располагающий необходимой инфраструктурой и удобным географическим расположением, является в выстраиваемой транспортной цепи весьма важным звеном.
– Ваша страна должна сполна использовать эту возможность, – сказал эксперт в интервью казахстанским журналистам, подчеркнув при этом, что Шанхай также внесет свой вклад в развитие крупномасштабного проекта.
Строительство экономического пояса вдоль Шелкового пути стало государственной стратегией КНР. Недавно китайский лидер Си Цзиньпин заявил, что Поднебесная намерена внести в Фонд развития магистрали 40 млрд. долларов. При этом он подчеркнул, что странам, входящим в эти зоны сотрудничества, будет оказано содействие в строительстве объектов инфраструктуры, включая транспортную сеть, объекты электроснабжения, телекоммуникации. Важную роль в финансировании этих проектов, по его словам, должно сыграть создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), меморандум о взаимопонимании по созданию которого в октябре текущего года подписали представители 21 азиатского государства. Есть в этом списке, конечно же, и Казахстан как один из ключевых участников глобального проекта: ведь не случайно именно во время визита в нашу страну в сентябре 2013 года Си Цзиньпин выдвинул идею создать экономическую зону нового Шелкового пути.
Свидетельством активизации сотрудничества между нашими странами в сфере транспортного сообщения стало подписанное на прошлой неделе в ходе работы Казахстанско-китайского делового совета между АО "НК "КТЖ" и "Китайскими железными дорогами" соглашение о сотрудничестве, которым предусматривается развитие грузовых перевозок между Казахстаном и Китаем, а также по железнодорожным транспортным коридорам Китай – Казахстан – Европа, Китай – Казахстан – страны Центральной Азии и в обратных направлениях. Кроме того, планируется развитие пограничных железнодорожных переходов Достык – Алашанькоу и Алтынколь – Хоргос, включая железнодорожную инфраструктуру на подходах к ним, налаживание электронного обмена данными, совершенствование технологии перевозок, повышение количества контейнерных поездов между РК и КНР.
О том, насколько велик масштаб производимых в Китае работ по развитию экономического пояса вдоль Шелкового пути, казахстанские журналисты воочию смогли убедиться, побывав в крупнейшем в мире глубоководном порту Яншань, который находится в открытом океане. Ведет сюда 30-километровый S-образный мост Дунхай, которым шанхайцы по праву гордятся, поскольку он является самым длинным мостом в Азии. На данный момент порт располагает 50 якорными местами, а протяженность его причалов составляет порядка 20 км. Проект, который еще далеко не завершен, уже обошелся инвесторам в 13 млрд. долларов. Но затраты стоят того: через шанхайский транспортный узел в прошлом году прошло 776 млн. тонн различных грузов. Сюда пролегают судоходные маршруты из 300 морских портов мира. И притяжение этой гавани с каждым годом будет расти, поскольку прагматичные китайские лидеры разместили вокруг нее Шанхайскую зону свободной торговли (ШЗСТ). Эта беспошлинная территория общей площадью около 29 кв. км также включает в себя логистический парк Вайгаоцяо и международный аэропорт Пудун.
– На данный момент на нашей территории уже создано 12 тысяч компаний, причем примерно каждое восьмое из этих предприятий основано при участии иностранного капитала, – рассказал в беседе заместитель руководителя Комитета по управлению ШЗСТ Чжу Минь. – Надеемся, что и казахстанский бизнес скоро здесь проявит свою активность, – заключил он.
В качестве привлекательных условий для компаний – участников бизнеса в Шанхайской зоне свободной торговли упрощен порядок получения регистрационного свидетельства, снижены требования к размеру и срокам внесения уставного капитала. Участниками торговли в ШЗСТ могут становиться не только китайские предприятия, но и логистические фирмы с полностью иностранным капиталом.
Что же касается интереса бизнесменов и простых жителей Поднебесной к Великому шелковому пути, то об этом, на мой взгляд, красноречиво говорит такой факт. Летом прошлого года группа китайских журналистов совершила 47-дневную поездку вдоль магистрали, посетив, в частности, Алматы, Астану и Костанай. Творческим отчетом об увиденном стала книга корреспондента "Чунцинской утренней газеты" Ту Юаня "На автомобилях в Берлин". Так вот, за популярность это издание получило в крупнейших книжных домах Китая один из самых высоких рейтингов.