Умная дипломатия и деловая хватка Центральной Азии

4193
Юлия Магер
редактор отдела политики

Регион становится одним из главных торговых и транзитных узлов Евразии, и Казахстан занимает в нем ведущее место

Один из крупнейших англоязычных информационных порталов, специализирующихся на паназиатской повестке, Asia Times, посвятил статью торгово-экономическому сотрудничеству Центральной Азии и Китая. Автор, Хавьер М. Пьедра – финансовый консультант, специалист по международному развитию и бывший заместитель помощника администратора по Южной и Центральной Азии в USAID, подчеркивает возрастающую роль Цент­рально-Азиатского региона и в особенности Казахстана в торговой системе всего Евразийского континента.

Как пишет автор в статье для Asia Times, по данным Таможенного управления Китая, на конец 2023 года товарооборот между Китаем и Центральной Азией составил 89,4 млрд долларов, что на 27% больше, чем в 2022-м (70,2 млрд долларов). При этом торговля Казахстана и КНР составляет 46% от общего объема – это порядка 41 млрд долларов (почти на треть больше, чем в 2022-м).

«Общий объем торговли Китая с Глобальным Югом, который включает Центральную Азию, компенсировал резкое снижение торговли с развитыми странами, в том числе с США, Европейским союзом и Японией», – обращает внимание автор.

Масштабный рост китайского экспорта в Центральную Азию и на Кавказ свидетельствует о том, что глобальные цепочки поставок и их финансирование меняются.

«Вот уже более двух десятилетий Азербайджан, Казахстан и Кыргызстан, а в последнее время Туркменистан и Узбекистан ведут активную двустороннюю и многостороннюю дипломатию, которая включает в себя развитие торговли по всей Евразии. Чтобы увеличить региональный товароо­борот, эти государства часто работают сообща, используя свою коллективную силу; при необходимости они действуют в одиночку, но обычно им удается не наступать друг другу на ноги», – пишет Хавьер М. Пьедра.

Этому, как отмечается в статье, способствует практика регулярных личных визитов глав государств Центральной Азии друг к другу. Например, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев с 2019 года встречались лично 12 раз. В начале марта Президент Токаев встретился с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Баку, чтобы укрепить и без того обширные торговые и транспортные соглашения. Действует механизм консультативных встреч глав государств региона.

Кроме того, президенты стран Центральной Азии регулярно посещают Пекин. А Председатель КНР Си Цзиньпин лично неоднократно посещал Астану, Ташкент, Бишкек, Ашхабад и Душанбе для продвижения торговых и инвестиционных инициатив.

«Таким образом, евразийская экономическая конвергенция продолжается даже перед лицом разрушительных войн в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, а также обычных жалоб на долговые ловушки, нерыночные торговые дисбалансы и другие претензии, которые призваны препятствовать торговле, но часто приводят к обратному результату.

Страны Центральной Азии, Кавказа и Китай признают, что для обеспечения рынков сбыта своей экспортной (и импортной) продукции они должны создавать и поддерживать открытые, хорошо функ­ционирующие транзитные коридоры через Евразию. Это так, поскольку Центральная Азия не имеет выхода к морю, а Китай уязвим для морских блокад. В этом смысле их интересы совпадают», – пишет Хавьер М. Пьедра.

Лидеры стран Центральной Азии поддерживают структуры и инициативы (БРИКС, «Один пояс, один путь», ЕАЭС, диалоги С5+1), которые способствуют развитию торговли, помогают реализации их транзитно-транспортного потенциала. Кроме того, как обращает внимание автор, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Евразийский банк развития, Китайский банк развития и различные ближневосточные государства среди прочих на протяжении многих лет вливают деньги в Цент­ральную Азию для развития инфраструктуры, логистики и транс­портных коридоров.

«Само собой разумеется, что такие инициативы, как Транс­каспийский международный транспортный маршрут, Международный транспортный коридор «Север – Юг», железная дорога Китай – Кыргызстан – Узбекистан и железная дорога Узбекистан – Афганистан – Пакистан, можно только приветствовать, хотя над двумя последними еще предстоит много работать.

Что касается инвестиций, то только Казахстан ожидает, что к 2029 году объем прямых иностранных инвестиций составит не менее 150 млрд долларов, это приветствуется коммерческими предприятиями и подкрепляется миллиардами долларов, которые были потрачены на развитие инфраструктуры с 1990-х годов», – пишет автор.

Одним из факторов процветания торговли в регионе является существование более десятка специальных экономических зон или зон экспортной переработки в Центральной Азии и на Кавказе. Например, казахстанские железные дороги недавно заключили Меморандум о взаимопонимании с китайской компанией Xi’an Free Trade Port Construction and Operation Co, LTD, чтобы облегчить трансграничную торговлю. А в ноябре 2023 года официально открылась Синьцзянская пилотная зона свободной торговли, первая в северо-западном приграничном регионе Китая. Такие проекты, отмечается в статье, способствуют движению товаров.

«Умная дипломатия, продолжающийся процесс евразийской интеграции, необходимость в надежных неморских транспортных путях, высокий экономический рост в регионе и спрос на китайские товары, продолжающиеся капиталовложения, необходимость избегать северных коридоров через Евразию и личное лидерство президентов в регионе − все это способствует поразительному росту китайского экс­порта в Центральную Азию и на Кавказ.

Поскольку эти факторы обусловлены национальными интересами заинтересованных государств, можно ожидать, что, если не произойдет каких-либо серьезных изменений в мировой геоэкономике, данная тенденция сохранится и в обозримом будущем», – резюмирует автор.

Популярное

Все
Следим за финалом, ожидаем побед
Путь к успеху открыт
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В тройке лидеров
Автоледи получила 1 год лишения свободы за нетрезвую езду в Конаеве
Стипендии повысили студентам в Казахстане
Охотничьи испытания казахского тазы провели в Алматинской области
Армия усиливает подготовку допризывников
Гендерное равенство должно быть системным
В Приаралье приступили к выпуску зеркал
Более 1 300 поездов прошли по вторым путям Достык – Мойынты
В Бенине военные захватили власть
Избран новый президент Федерации борьбы Казахстана
Посеяли хлопок, вырастили… кластер
В Алматы открылось современное учреждение для несовершеннолетних осужденных
Познавать эпоху через творчество
Водителя груженого бензовоза заподозрили в нетрезвом вождении
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
Фестиваль «Новогодний гусь» открылся в Петропавловске
Европейский вектор
Казахстан и Airbus договорились о поставках новых самолетов
Нацбанк предупредил казахстанцев о новой схеме мошенничества
Началось строительство сталелитейного завода
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Из казармы в кампус
Ключевой ориентир – человекоцентричность
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан

Читайте также

Казахстан вошел в ТОП-25 стран по количеству объектов культ…
Казахстан – в списке шести уникальных трансконтинентальных …
Незыблемость общей безопасности
Европейский вектор

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]