Узбекистан: политико-правовые приоритеты административной реформы и механизмы ее реализации

1593
Мухсина Хусанова, заместитель руководителя Департамента АРГОС

Административная реформа является одной из центральных тем в дискурсе управления, выступая в качестве стержня, который стремится интегрировать развивающиеся правовые доктрины с административной практикой. Путь к реформе, основанный на исторических предпосылках, правовых парадигмах и социально-экономической динамике, характеризуется как преемственностью, так и изменениями.

Узбекистан в своем стремлении к административным преобразованиям является свидетельством такого сложного взаимодействия прошлого, настоящего и будущего. Перемещаясь по бурному морю глобальных тенденций, национальных императивов и присущих им системных проблем, страна старается создать современную, эффективную и оперативную модель «умного» управления.

Важность принятия решения об административной реформе заключалась в том, что уровень жизни в республике напрямую зависит от качества госуправления и институтов.

По инициативе главы государства были проведены масштабные административные реформы, направленные на создание эффективной системы управления, что считается важным условием становления Нового Узбекистана.

В частности, в соответствии с указом и постановлением Президента Узбекистана «О мерах по реализации административных реформ Нового Узбекистана» и «O мерах по эффективной организации деятельности республиканских органов исполнительной власти в рамках административных реформ Нового Узбекистана» определен ряд важных задач по формированию компактной системы государственного управления, упрощению процессов принятия решений, повышению ответственности руководителей и обеспечению результативности их деятельности.

С 1 января 2023 года количество самостоятельно действующих республиканских органов исполнительной власти сокращено с 61 до 28, в том числе количество министерств – с 25 до 21.

Штат органов исполнительной власти, включая руководящий состав, сокращен на 30 процентов, 24 государственных органа поменяли свою организационную подчиненность.

Предлагаемое сокращение числа независимых органов исполнительной власти и министерств свидетельствует о переходе к консолидации, подчеркивающей большую согласованность и координацию в управлении. Решение о полном упразднении ведомств подчеркнуло стремление избавиться от избыточности и обеспечить четкое, ясное и обоснованное назначение каждой административной структуры.

Предусмотренное сокращение персонала, особенно в органах исполнительной власти, не было сделано лишь в целях экономии. Это был стратегический шаг, направленный на создание более гибкой и маневренной бюрократии. В дополнение к этому была введена справедливая система оплаты труда – важный шаг, свидетельствующий о том, что качество управления неразрывно связано с мотивацией, вознаграждением и моральным состоянием административного персонала.

В результате реформ министрам предоставляется независимость и ряд полномочий по распределению государственных единиц, формированию структур и структурных подразделений, реализации кадровой политики в системе. Это означает, что усиливается ответственность каждого руководителя за конечный результат.

Повышена политическая ответственность министров, проекты постановлений Правительства, важные социально-экономические вопросы, связанные с жизнью страны, переданы в коллегиальную систему при их непосредственном участии.

Также создана система, согласно которой главы исполнительной власти республики берут на себя ответственность за эффективное и целевое использование выделенных средств.

Если ранее в республике существовало шесть форм исполнительной власти, таких как министерство, государственный комитет, комитет, агентство, инспекция, центр, то теперь определены только организационные формы – министерства, комитеты, агентства и инспекции. Кроме того, впервые установлены конкретные требования, характеризующие правовой статус органов исполнительной власти республики.

Создана информационная онлайн-система «Государственные функции», позволяющая вести единый реестр функций исполнительной власти республики. В его рамках проведен системный анализ механизмов реализации функций органов исполнительной власти, а также финансовых и кадровых ресурсов. В результате было решено сократить их как минимум на 10 процентов.

Определены единые требования к формированию структурных подразделений и введению должностей в органах исполнительной власти республики – министерствах, комитетах, агентствах и инспекциях.

Административная реформа в Узбекистане – это сложный процесс, требующий комплексного подхода и четкого понимания целей и задач. Несмотря на уже осуществленные изменения, работа по оптимизации системы государственного управления продолжается. Только совмещение теоретических основ и практического опыта позволит достичь наилучших результатов в данном направлении.

Популярное

Все
Сносить нельзя оставить
Кызылординский «Кайсар» будет играть без легионеров
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Он жизнь свою Отчизне посвятил
В Алматы ученые обсуждали историко-культурное наследие Золотой Орды
Скоро на экраны выйдет продолжение культового фильма «Менің атым – Қожа»
Фронтовик дал бата гвардейцам
Создать устойчивую экосистему
Когда отходы превращаются в доходы
Как укрощается сталь
Разрабатывается проект генплана Туркестана
Основа стабильного будущего
От сердца к сердцу
Моя профессия – мое будущее
А за весною спешит лето...
Браконьеры наносят огромный ущерб
Любые конфликты можно разрешить за столом переговоров
Танцующие тени степей
Возраст спорту не помеха
Молодежь продвигает экологические инициативы
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Рассматривается возможность освобождения микро- и малого бизнеса от уплаты НДС
Мангистау составит конкуренцию мировым курортам
В стране раскрывается половина киберпреступлений
Дженерики, замещающие импорт
Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске
Пешком и без денег путешествует Аскар Серикпаев
Картофель по 1340 тенге хотел купить ясли-сад в Павлодаре
Приоритеты климатической повестки
Саудовская Аравия готова принять переговоры о мире в Украине
Взрыв на шахте имени Костенко: 10 человек предстанут перед судом
Зеленский заблокировал сделку Трампа о природных ресурсах
В каком размере получают пособия по уходу за ребенком в Казахстане
Казахстанские спортсмены впервые завоевали два исторических золота на Азиаде
Усилить потенциал страны
Бейбит Жукаев впервые выиграл «Челленджер» в парном разряде
Односменка стала реальностью
Прагматичный подход – основной принцип модернизации
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК

Читайте также

«Наступило время нового общественного договора»: Ашимбаев о…
Ключевые достижения внешней политики Казахстана в 2024 году
Зеленский заблокировал сделку Трампа о природных ресурсах
Саудовская Аравия готова принять переговоры о мире в Украине

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]