В Казахстане сотни сакральных мест, достойных широкой известности

1783
Людмила Макаренко
Обозреватель Алматинского корпункта

Рано или поздно так должно было случиться: человек путешествующий утомится лежачим пляжным отдыхом и осмотром хрестоматийных достопримечательностей и захочет большего – впечатлений не на физическом, а на тонком духовном уровне. А это то, что может дать, пожалуй, только туризм веры. И сейчас это один из наипервейших трендов мировой туриндустрии.

фото автора, Светланы Карягиной

Путешествие души

Паломничество к святым мес­там существует с древних времен. «Мирской» туризм – явление, конечно, другого порядка. Но оно едва ли противоречит высоким идеям странничества истинно верующих. В конце концов, познавательные религиозные путешествия столь же полезны для духовного и культурного просвещения, для знакомства с историческим прошлым, традициями канонической архитектуры и символического искусства. Есть у них и еще один большой плюс: паломники разных вероисповеданий могут изучать святыни друг друга, что сильно облегчает взаимопонимание.

Для многоконфессионального и полиэтнического Казахстана именно такой вид туризма мог бы оказаться особо успешным. Тем более что его потенциал огромен. Сохранившееся до наших дней духовное наследие древнего народа начинается с мистических «мест силы», история которых уходит в язычество, шаманство и тенгрианскую веру, продолжается буддийскими святынями знаменитых парков петроглифов и погостом для поклонения иудеев и, наконец, приходит к богатствам ислама и хрис­тианства.

Только в Южном и Западном Казахстане находится не менее 500 объектов, представляющих культовую ценность. Известна своими уникальными святынями Мангистауская область. Да и у любого другого региона страны соберется не один туристический маршрут по сакральным местам с гарантией их эксклюзивности и уникальности.

Тонкая грань

Совсем недавно путь в мужской православный монастырь на вершине горы Кызылжар в Аксайском ущелье, что в считаных километрах от Алматы, могли преодолеть немногие. Почти два километра крутых горных троп, речка с хлипкой переправой и заросли колючего кустарника... Зато в конце непростого восхождения каждого совершившего его ждала редкая награда: чувство ни с чем не сравнимого благоговейного трепета – то ли от невообразимой красоты девственной природы, то ли от целительной энергии намоленного места.

– Здравствуйте вам и легкой дороги, – в горах по негласному этикету принято здороваться с каждым встречным, и это уже вторая встречная компания, которая спускается с монастырской горы, пока мы только начинаем подъем.

Два года назад под покровительством Митрополичьего округа РПЦ в Казахстане пешеходный маршрут в Аксайский скит реконструирован. На всем его протяжении смонтированы деревянные лестницы и перильные ограждения, отсыпаны гравийные дорожки, перекинут мост через горный ручей, а на самых живописных видовых площадках появились скамейки. Путь стал значительно проще и безопаснее, но и затерянный уголок монахов-отшельников – более доступным и открытым.

Сто с лишним лет назад пять монашествующих священников бежали сюда в поисках уединения от мира. Та история закончилась большой, но вполне типичной для своего времени трагедией.

Намоленное место

Подъем к монастырской оби­тели занимает от одного до двух часов в зависимости от физичес­кой подготовки и настроения. Говорят, отцу Трифану, давнему настоятелю монастыря и человеку уже не молодому, хватает 40 минут, чтобы преодолеть полторы тысячи ступеней новенькой лестницы. Техника в этом случае та же, что при любом горном треккинге: ритмичное дыхание, правильная постановка ноги, много воды и обязательно молитва, неважно какая – главное, искренняя.

– Монастырь расположен на высоте 1 850 метров над уровнем моря, и это самая высокогорная в Казахстане действующая православная обитель, – предваряет наше восхождение к святыне Ольга Хмырова, гид экскурсионного и паломнического отдела Митрополичьего округа.

Тур в Аксайский скит, точнее сказать, в Свято-Серафимо-Феог­ностовскую пустынь – часть проекта «Золотое кольцо Казахстана», объединившего несколько экскурсионных маршрутов по знаковым для Алматы и Семиречья культовым и историческим памятникам. Мужская обитель на горной вершине занимает в нем особое место. Это единственная в своем роде дос­топримечательность не только Казахстана, но и Центральной Азии, а в определенном смыс­ле – всего православного мира.

– История основания Аксайского скита связана с особым чудом, – продолжает экскурсовод. – Место для новой оби­тели, в поисках которого монах Серафим вместе с двумя послушницами и странником Виктором остановился в Аксайском ущелье, было указано благодатным свечением. Три дня провели они у подножия горы, и каждое утро отец Серафим и Виктор ходили осматривать место, откуда с наступлением сумерек исходило это неземное сияние. И что любопытно, женщины, как ни старались, так и не смогли его разглядеть.

Описанное таким образом событие было признано явлением Богоматери, особо покровительствующей монашествующим. А место чудесного явления уже в наше время стало почитаться первым в Казахстане уделом Пресвятой Богородицы.

Тишь да гладь

Вопреки бытующему заблуж­дению, первые насельники оби­тели на Кызылжаре обращались к затворничеству не из-за гонений на веру, которые к 1913 году еще не случились. К тому времени в городе Верном иноки, в разное время призванные из Свято-Троицкого Иссык-Кульского монастыря, несли служение в разных храмах. Однако суетная мирская жизнь одинаково стесняла всех их.

– В свободное от несения служб и послушаний время они удалялись в урочище Медеу, в свой скит на сопке Мохнатой. Но когда и туда стало приходить много верующих, оставили кельи монахиням Иверско-Серафимовского монастыря и отправились искать более уединенное место, – ведет экскурсию Ольга.

Чем закончились эти поиски, уже известно. Как и то, что к началу жесточайших репрессий богоборчества братская община Аксайского скита жила уединенной и вполне размеренной жизнью. Пятеро отшельников – иеромонахи Серафим, Феогност, Анатолий, Пахомий и монах Ираклий – вели небольшое хозяйство, содержали огородик, достраивали скит, который в основном состоял из вырытых между корнями деревьев пещер, и проводили в них молитвенные бдения.

На вершине монастырской горы и теперь стоит та самая умиротворяющая тишина, которую едва нарушает шелест мачтовых тянь-шаньских елей. А если выйти из пряно пахнущего леса на склон глубокого ущелья, дух захватывает от невероятных видов на могучие горные хребты, покрытые белыми ледовыми шапками вершины и изумрудно-зеленые лоснящиеся от солнца склоны.

В чужой монастырь

Реконструкция пешего марш­рута в Аксайский скит коснулась и внутреннего устройства монашеской обители. Для прихожан сделали новые ступенчатые подходы к храму, для монахов – перенесли подальше на закрытую территорию жилой блок с кельями. И, пожалуй, именно так выражается самый щепетильный вопрос устройства религиозного туризма: как разделить или, наоборот, совместить интересы «мирского» туриста и паломника, путешествующего ради того, чтобы увидеть что-то новое и диковинное, и тех, кто идет в трудный поход ради поиска истины и смысла жизни. И как при этом не нарушить веками сложившийся уклад культовых мест.

Выяснить точное количество насельников обители всегда бывает непросто. К монахам часто присоединяются послушники – те, кто только пробует пойти путем аскезы и жертвенного богослужения, но долго продержаться на нем удается немногим. Следованию обетам и самоограничениям мешают соблазны внешнего мира.

Поэтому паломников и путешественников просят деликатно вести себя в пределах скита. Не говоря уже об элементарных правилах приличия в поведении и одежде: здесь все, как в любом храмовом учреждении – не пьют, не курят, громко не разговаривают, не слушают музыку, женщины покрывают голову и носят юбку.

Случайно встретить монаха за границами приватной зоны общины практически невозможно. Но, если это вдруг случается, не стоит его отвлекать от духовной работы, тем более просить об исполнении каких-то треб или о духовных наставлениях. Даже облаченный правом совершать богослужебные действия, он должен получить на любое из них благословение игумена. В монастырь можно принести пожертвования на общинную жизнь, но, если это продукты, они должны быть исключительно постными и простыми.

Крестный путь

В трагическую ночь конца июля 1921 года в Аксайском скиту оставались трое из пяти монахов. Отец Ираклий и отец Пахомий не вернулись в горы из Алма-Аты после храмовой службы. Троих конников, нагрянувших в скит глубоким вечером, в своем доме принимал отец Серафим.

Под утро началась расправа: Феогноста убили спящим выст­релом в сердце, Серафима заст­релили рядом с кельей, когда тот читал молитву. Скрыться удалось иеромонаху Анатолию, он-то и рассказал о ночных визитерах, искавших в скромных обиталищах скита ценности. Убийц нашли и даже судили военным трибуналом, ибо были они красноармейцами. Но приговор оказался поистине иезуитским: судить не за что, потому что монахов убивать можно.

Хоронили священников там же и после надолго забыли святое место. Официально обитель вновь открылась в 1996 году, а четыре года спустя монахов Серафима и Феогноста причислили к лику святых для общецерковного почитания. Еще через год была построена деревянная церковь, которую разрушил горный обвал.

Сейчас о событиях далекой поры свидетельствует погост, где нашли упокоение преподобномученники, и великолепный бревенчатый храм из сибирской лиственницы, выполненный в форме креста, куда перенесены мощи святых. При желании можно участвовать в литургиях, которые служат в церкви монахи, но предварительно это нужно обсудить с настоятелем монастыря. В день памяти монахов-священников каждый год 11 августа (по новому стилю) на самую вершину горы Кызылжар поднимаются сотни верующих. Говорят, на священной земле до сих пор происходят чудеса...

Популярное

Все
Фестиваль вдохновил молодежь
Невидимый, но так необходимый труд
Крик души, или Как один человек пытается спасти реку
«Золотая жила» Сеита Каскабасова
Выявлять причины, а не ликвидировать последствия
Профилактика и правовая культура
Судебная власть как неотъемлемый институт правового государства
Совершили восхождение на горную вершину
Строить сообщество единой судьбы
Профессиональный праздник отметили стражи правопорядка
Успех прокуроров и дипломатов
Школа нового поколения
Партнер, которому доверяют
Метрология в цифровом формате
Личный фонд Абиша Кекилбаева передан в Архив Президента РК
Не заявил и в итоге лишился денег
Футбольная перспектива для страны
В МИД обратились к казахстанцам
«Акжайык» в огне
«Голос Турана-2025» собирает друзей
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Действенная система защиты прав и безопасности женщин и детей
Как идет строительство завода по производству стали в Жамбылской области
Олжас Бектенов обсудил с Ли Яньтао строительство нового завода в РК
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
Тариф почти как в столице
Казахстанский школьник стал лучшим физиком Европы
Запретить покупку жилья за наличные предлагают в России
В Уральске открылся штаб «Дала қырандары».
Второй саммит «Центральная Азия – Китай»: главы государств подписали Астанинскую декларацию
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
Саммит «Центральная Азия – Китай»: новые горизонты науки и образования
Президент проводил Си Цзиньпина в аэропорту
125 лет Сабиту Муканову: в СКО почтили великого классика казахской литературы
Токаев поддержал идею о проведении тематических годов сотрудничества между КНР и ЦА
За счет возврата активов Казахстан строит школы и больницы на 318 млрд тенге
Между уголовным и административным правом
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
В Уральске реконструируют набережную
Новая услуга появилась в приложении eGov Mobile
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные

Читайте также

Артефакты сельджуков нашли в Атырауской области
Узы дружбы и добрососедства
Отдых становится разнообразнее
«Ауыл аманаты»: как предприниматель из Катон-Карагая развив…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]