В Национальном музее проходит выставка «Дорога к храму», приуроченная к 70-летию художника Ерболата Толепбая

127
Павел Ильин

Мастер универсального образа, основоположник сюрреалистического направления в отечественной живописи, тонкий знаток человеческой души и мудрый философ, в произведениях которого богатство эмоциональных интонаций раскрывается через внутреннюю связь традиций национального искусства с современными композиционными техниками, – таким Ерболата Толепбая узнали гости вернисажа.

Фото пресс-службы МКИ РК, пресс-службы Сената Парламента РК

Узнали не из рецензий и прост­ранных цитат критиков, а из живого диалога с героями его художественного мира, чьи образы, один раз увиденные, запоминаются надолго и вслед за автором приглашают совершить восхождение по извилистой, трудной, но манящей и бесконечно волнующей дороге к храму счастья и совершенства. В нем слышны голоса великих мастеров, и лишь тот достоин оказаться за вратами этого святилища, кто, отыскав себя в мире страстей и соблазнов, напряженных исканий и творческих мук, сможет влиться в стройный полифонический хор, стать частью грандиозной симфонии мироздания.

Дистанции этой дороги отмерены в творчестве Ерболата Толепбая двумя основными периодами.

Первый, хронологически охватывающий 1970–1990-е годы, обозначил тяготение художника к многофактурным композициям в традициях станкового искусства, передающим духовный мир человека, эстетику творческого труда, живость и непосредственность ощущения жизни. Второй период, начавшийся в 2000-х и продолжающийся по сей день, отмечен переходом к камерной живописи, сосредоточенной, по словам искусствоведа Камиллы Ли, на энергетике образа и глубине цветового пространства.

Творчество выдающегося художника отмечено многими высокими наградами. Ерболат Толепбай – заслуженный деятель искусств КазССР, лауреат Государственной премии РК, кавалер французского ордена Искусств и литературы. Ему присуждены премия Международного альянса им. Сальвадора Дали и премия «Платиновый Тарлан», высшая награда Eurounion и серебряная медаль им. Масарика. И все-таки главным знаком отличия художник считает любовь зрителей, к которым он обращается самим сердцем.

– Нужно научить одного человека сочувствовать другому, пробудить желание понять друг друга. Взаимопонимание – это основа культуры, и к этому я призываю в своем творчестве. Я постоянно думаю о том, для чего нужна живопись, какова ее миссия, как она влияет на нашу жизнь. Один из выводов – жи­вопись призывает к творческому восприятию действительности. Человеку нужно воспринимать мир по-своему, вникая во все, что он видит вокруг, глубоко ощущая и переживая жизненные процессы – радости, тревоги, покой, красоту природы. Ему необходимо постоянно быть в контакте с природой, этим прекрасным творением Бога.

Я говорю в своем творчестве от имени людей, которые не могут высказаться, для меня важно передать их состояние зрителям. Именно в этом вижу свою задачу как художника. Искусство не может разрешить проблемы, но тому, кто одинок, кто ищет близкую душу, кто стремится понять, освоить какие-то жизненные принципы, тому человеку искусство, если это настоящее искусство, может помочь. Поэтому я часто повторяю, искусство – не для развлечения или сенсации. Настоящее искусство – это обращение к человеку, его миру, его радостям и печалям, – так Ерболат Толепбай определил свое творческое кредо.

Почетными гостями вернисажа стали видные художники и скульпторы, писатели и композиторы, представители научной интеллигенции, государственные и общественные деятели. С приветственным словом к собравшимся обратился председатель Сената Парламента РК Маулен Ашимбаев. Он отметил, что картины Ерболата Толепбая неизменно привлекают зрителей ярко выраженной динамикой мысли и глубиной философского подтекста. Участие живопис­ца в престижных выставках и фестивалях по всему миру, в частности, в знаменитой Венской биеннале, стало значительным вкладом в продвижение отечественной культуры на международной арене.

– Ерболат Толепбай – талант­ливый художник, внесший огромный вклад в развитие казахского изобразительного искусства. Умело сочетая национальный колорит с европейскими и азиатскими стилями, он заложил основы казахского сюрреализма. Персональная выставка художника – значимое событие для нашей культуры. Через призму кочевнических традиций и степной мудрости художник раскрывает важность таких ценностей, как национальный код, историческое сознание и преемственность поколений, – подчеркнул Маулен Ашимбаев.

В масштабной экспозиции – 65 работ. В них отражен основополагающий принцип эстетико-философской системы живописца – внимание к человеку, выраженное в стремлении художественно осмыслить не только индивидуальность судьбы, но и всеобщность глубинных смыслов существования. Национальный колорит в них неразрывно связан с тенденциями сегодняшнего дня, не переходя при этом ни в архаику, ни в сиюминутную злободневность. Синтез новаторства и традиций, бескрайности кочевнического окоема и строгих, часто сковывающих границ города, природного и духовного пейзажей подчеркивает богатство внутренней культуры художника и многомерность его творческого мировидения.

– Выставка «Путь к храму» настолько же грандиозна, нас­колько грандиозно все творчест­во Ерболата Толепбая. В современном изобразительном искусстве нашей страны имя этого талантливейшего художника по праву занимает одно из первых мест. Без сомнения, Ерболат Толепбай как живописец, как творец – фигура мирового масштаба, – говорила художник и искусствовед Динара Нугер.

Размышления о миссии человека на земле всегда облекаются художником в неповторимые формы, свободные от подражательства и вместе с тем напитанные токами традиций крупнейших мастеров живопи­си. Так, картина «Бегущие юноши» – настоящий буйноцвет жизни, раскрывающийся в гармонии запечатленного момента, безмятежного и даже наивного в своей непосредственности, с таинственностью непредсказуе­мого будущего.

В масштабных полотнах «Жеті жарғы», «Қазақ хандығы», «Жаңарған дала» центральным является образ Истории – единства времен и пространств, потока людских судеб, вихревого круговорота общественных систем, экономических укладов и политических учений. Не потеряться в нем, не уронить достоинства, не разменять душу на поклонение материальным благам (самодовольный мещанин и стяжатель с узким кругозором всегда были антигероями Ерболата Толепбая) человеку позволяет ощущение слитости с окружающим миром, осознанная ответственность за настоящее и яркость горизонтов будущего.

Идею преемственности поколений и гармонии с природой художник воплощает и в картинах «Люди в пустыне», «Дорога в храм», «Переход», «Аналар аспаны», «Апашки. Соседки» и многих других. Портретная конкретность образа в них уступает место универсальной философской обобщенности, что высвобождает творческую мысль и сближает художественный мир полотен с миром нравственных поисков современного человека. Своеобразие картин определяется целостным соотношением категорий национального и интернационального, интимного и общественного, духовного и материального. И в каждом из произведений Ерболат Толепбай остается верным своему гуманистическому идеалу, утверждая человека – при всех его несомненных недостатках, слабостях, душевных изъянах – лучшим творением высших сил.

В гармонии с действитель­ностью видит художник ту дорогу к счастью, которую прокладывает для своих зрителей. Он побуждает их задуматься над вечными ценностями и найти себя в самом себе. Словно замедляя на мгновение бесшабашную суматоху дней, Ерболат Толепбай дарит нам бесценные минуты самопознания, в которых сливается воедино все время мира. И наша душа спешит к сияющему небу, к первозданной вольности степей, к очертаниям далекого храма, что зажигается вдали путеводною звездой...

Популярное

Все
Изучая страницы древних книг
В Конаеве открыли селфи-зону
Бабушка? Нет, чемпионка!
В Национальном музее проходит выставка «Дорога к храму», приуроченная к 70-летию художника Ерболата Толепбая
Цифровой кодекс Казахстана – шаг в будущее
Годы труда, надежды и побед
Завтра – День учителя
Айналайын, Мбаппе!
Формула счастья Сергея Арапова
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Треть урожая ушла под снег
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Продукты стали дешевле
Чем может гордиться Темиртау?
Основа качества жизни и фундамент стабильности
Творчество известного писателя обсудили в Кызылорде
Экспертные сообщества Казахстана и Китая вносят вклад в развитие межгосударственного взаимодействия
День труда
«Барыс» дома обыграл «Сибирь»
Ключевой костяк энергетики
Глава государства поставил перед новым зампремьера новые задачи
Сменился министр просвещения Казахстана
Президент поздравил казахстанцев с Днем труда
Международный аэропорт Шымкента готовится к расширению
IT и промышленность: проверка на совместимость
Начата подготовка кадров для первой казахстанской АЭС
Новая эра в истории казахского языка
В Алматы встретили футболистов команды «Реал Мадрид»
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
35 школ Атырауской области остались без директоров
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Цифровая трансформация судебной системы
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Генпрокуратура начала расследование в отношении Кайрата Кожамжарова
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
Тяньцзинь – Пекин: как визит Токаева усилил позиции Казахстана в Евразии
Президент поблагодарил Головкина за возвращение бокса в олимпийскую «семью»

Читайте также

Выставка «Кочевые маршруты. Остановка – Алматы» открылась в…
В Алматы открылась выставка, посвященная роли женщин в жизн…
Глава государства направил поздравление по случаю открытия …
Ветеран-педагог создал вместе с внуком исторический музей в…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]