В Сарани освоена мелкоузловая сборка автобусов

6512
Елена Ульянкина
собственный корреспондент по Карагандинской области

За два ближайших года автозавод компании QazTehna намерен довести уровень локализации производства до 50%

фото автора

Раньше местным автопаркам приходилось пригонять подержанные автобусы из-за границы. Но теперь ситуация должна измениться, в том числе благодаря поддержке, которую отечественным производителям оказывают компании-перевозчики.

Сегодня в нашей республике четыре завода по выпуску автобусов. Самый молодой из них располагается в городе Сарани на территории индустриальной зоны. Его в партнерстве с китайской компанией Yutong запустили четыре года назад.

Помнится, тогда некоторые блогеры и их подписчики довольно скептически отнеслись к появлению нового предприя­тия. Ерничая, они писали в соц­сетях, мол, к нам из Китая начнут поставлять пакеты ну очень крупноузловой сборки – автобус отдельно, колеса – отдельно, а в Сарани специально обученная бригада будет эти колеса прикручивать и крепить лейбл made in KZ.

Корреспондент «Казахстанской правды» побывала на автозаводе и убедилась, что там налажена не только крупноузловая, но и мелкоузловая сборка. С конвейера предприятия сходят городские, междугородние, туристические и школьные автобусы, причем не только дизельные, но еще и газовые...

Для нас устроили мини-экскурсию по заводу. Сейчас здесь отрабатывают большой заказ на автобусы для сельских школ.

Первое отделение, в которое попадаем, – цех сварки. Здесь происходит подготовка: с помощью специальных устройств собираются основные части каркаса будущего автобуса. Проводятся сварочные работы. Устанавливается крыша, делается термическая растяжка обшивки кузова, привариваются крупные кронштейны, крылья, ящики под технические жидкости и аккумуляторный отсек. Все швы зачищаются и обрабатываются специальным антикоррозионным составом.

Потом рабочие зачищают кузов, проверяют его и отправляют в другой цех – для покраски.

– Сначала каркас автобуса попадает в окрасочную камеру, где его вторично грунтуют и сушат, – поясняет руководитель отдела маркетинга автозавода ТОО «QazTehna» Айнура Малаева. – После этого кузов красят. Мы можем придать автобусу любой цвет по желанию заказчика. Есть возможность нанести логотип, сделать надпись или изобразить, например, герб города. Следом выполняется полировка окрашенной поверхности, устраняются мелкие дефекты.

Дальше нас ждал цех сборки, где действуют две сборочные линии. Одна из них предназначена для монтажа шасси, вторая – для сборки интерьера. Что касается первой, то здесь специалисты соединяют двигатель с трансмиссией, устанавливают подвески, монтируют систему выхлопа отработанных газов. На второй линии рабочие вклеивают стекла, делают пол, устанавливают панель приборов, сиденья, кондиционер и пандус. А потом происходит «женитьба».

– Это у нас такое специфическое выражение. «Женитьбой» мы называем процесс соединения кузова и рамы, – рассказывает представитель завода Айнура Малаева. – В результате автобус почти готов к эксплуатации.

В этом же цехе в «женатые» автобусы заливают тормозную и охлаждающую жидкости, заправляют кондиционер и топливный бак, а потом в первый раз запускают двигатель. После финальной проверки сошедшего с конвейера новичка отправляют на испытания.

– Как видите, у нас налажен полный цикл, – отмечает Айнура Малаева. – Нет такого, чтобы все 700 сотрудников просто прикручивали колеса, как пишут в соцсетях иные недоброжелатели.

Производственная мощность саранского завода – 1 200 автобусов в год. Однако предприятие может выпускать гораздо больше. В прошлом году здесь собрали и отправили заказчикам более 1 500 машин. Нынче коллектив собирается побить свой прежний рекорд, выпустив более 1 600 автобусов.

Уровень локализации производства пока невысок – всего 33%. Большинство компонентов для сборки привозят из Китая. Однако уже к 2026 году этот важный показатель планируется довести до 50%. За счет чего? Будут применяться отечественные аккумуляторы, стекла, сиденья, провода, колесные диски и шины.

Что касается последнего компонента, то за ним далеко ехать не придется. Шины производят на заводе, который тоже находится на территории индустриальной зоны Saran.

Надо сказать, что автобусы made in Karaganda пользуются спросом у отечественных перевозчиков. Более 3 000 из них уже «бегают» по дорогам Алматы, Астаны, Актобе, Кызылорды, Караганды, Балхаша и Туркестанской области. Сейчас ожидает отправки партия из 30 автобусов для автопарка Актау. Их можно отличить от остальных по оригинальной серебристо-черной цветовой гамме и гербу города на левом борту.

– Они адаптированы к климатическим условиям Актау, – говорит представитель завода ТОО «QazTehna». – Оснащены системой кондиционирования, семью камерами видеонаблюдения, аппарелью для людей с ограниченными возможностями и системой GPS. Плюс к этому во всех автобусах установлены экологичные метановые двигатели.

А еще на саранском заводе собирают электробусы. Пока, к сожалению, экологически чистый транспорт у нас в республике не пользуется популярностью. Из-за его дороговизны заказов на него мало. Отечественные автопарки отдают предпочтение дизельной и газовой технике.

В планах предприятия выпускать и коммерческую технику. Недавно оно ввело в строй линию по сварке кабин для грузовиков марки Howo.

На саранском автозаводе, как уже упоминалось выше, сейчас работает более 700 автомехаников. Есть возможность расширить штат до 1 000 человек. Предприятие сотрудничает с колледжами и вузами Карагандинской области. Кроме того, у него есть собственный учебный центр. Здесь готовят специалистов по 12 рабочим профессиям, необходимым автозаводу. Тем, кто прошел курсы, выдают сертификаты и свидетельства, помогают профессионально расти и подниматься по карьерной лестнице.

Добавим, что сейчас на территории индустриальной зоны Saran осуществляются шесть инвестиционных проектов. Самые крупные из них – шинный завод ТОО «KamaTyresKZ» и автобусный – компании «QazTehna». Ожидается, что к концу 2024 года войдут в строй еще два предприятия – завод горячего цинкования и по производству стальных прямошовных труб.

Из-за большого числа потенциальных инвесторов в дальнейшем планируется расширить территорию индустриальной зоны.

Популярное

Все
Зеленый фонд Алматы нуждается в реконструкции
В Астане планируют организовать производство по выпуску мини-гидроэлектростанций
«Не ломайте то, что и так хорошо работает!»
Костанайцам простят неустойку
Дождевые завесы заметно осложнили уборочную страду
Иностранные гости говорят об Играх кочевников
Встречи в Великой степи
В этноауле установлена специальная юрта от ЮНИСЕФ
Развитие энергетики нельзя политизировать
В Таразе назван лучший знаток казахского языка
Будем дружить театрами
Танец души на холсте
И сторонники, и противники строительства АЭС поддерживают проведение референдума как важного атрибута демократического государства
А у нас будет газ!
Аграрным опытом поделятся Нидерланды
Мониторить эмиссии и высаживать леса
Влажное зерно требует сушки
Что мешает малому бизнесу нести «золотые яйца»?
Уборка выходит на финишную прямую
Субсидирование начнется в сентябре
Снег ожидается в некоторых регионах Казахстана на выходных
Не нужно путать атомную бомбу и мирный атом!
Совещаются молодые атомщики
Быть первым трудно, но интересно!
Паралимпиада: расписание на субботу
Казахстанские дзюдоистки успешно выступают на Паралимпиаде в Париже
Слово ученого должно быть убедительным
Кабы я была царица: целительницу с почестями встретили в Жамбылской области
Рожденный на благо своей страны
Когда дадут отопление в Астане
Как казахстанская фанера рискует «пролететь» над Европой
Методички по обучению казахскому языку поступили во все регионы страны
Казахстанский туризм выходит на мировой уровень
На энергетической безопасности экономить... опасно
Растущее энергопотребление свидетельствует об устойчивом росте экономики
Против певицы Монеточки возбудили уголовное дело
Синнер – первый итальянец, вышедший в финал US Open в одиночном разряде
Взрастим своих Курчатовых!
Казахстанцы продолжают активно изымать пенсионные деньги на жилье
Референдум в новых законодательных условиях
Кайрату Сатыбалды смягчили приговор
Круглосуточную охрану приставили к дому девочки, попавшей в секс-рабство в Кызылорде
Премьер Индии призвал Украину и Россию к переговорам
Рыбалка закончилась трагедией
Казахстанцы собрали 140 млн тенге для впавшего в кому солдата-срочника
Автобус – не вертолет. Местные власти отстранили от работы перевозчика, обвинив его в саботаже
«Лучший педагог»: стартовал прием заявок на конкурс в столице
Тенге незначительно подешевел к доллару за неделю
Масштабный марафон «SARYARQA RUN» пройдет ко Дню Конституции в Астане
Быть или не быть АЭС – решим всей страной
Есть время и возможность подготовить атомщиков
Не использовавшийся по целевому назначению участок в Шымкенте вернули государству
В Великобритании начались испытания РНК-вакцины от рака лёгких
Посвященная наследию кочевников выставка открылась в Астане
Нарколаборатория по производству «синтетики» ликвидирована в Алматинской области
Доля дистанционно работающих казахстанцев остаётся крайне небольшой
Казахстан приложит все усилия для соблюдения своих обязательств перед ОПЕК
Стали известны обладатели государственных грантов в магистратуру
До начала ВИК-2024 остаются считанные дни
Культурная волна набирает силу

Читайте также

Условия для ведения бизнеса улучшатся
Дождевые завесы заметно осложнили уборочную страду
«Не ломайте то, что и так хорошо работает!»
Мажилис принял соглашение о приобретении Катаром банка и те…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]