В тандеме ехать веселей Статьи 11 августа 2017 г. 9:00 747 Вера Ляховская, Алматы Аналогов нетС 11 по 20 августа состоится событие, не имеющее аналогов в Центральной Азии, – первый международный веломарафон, в котором примут участие слабовидящие и незрячие велосипедисты. Он организован в рамках проекта «Спорт без границ!» при поддержке Фонда Первого Президента РК. Команда из 18 слабовидящих и незрячих велосипедистов в сопровождении пилотов, группы поддержки и службы дорожной полиции отправится по маршруту Алматы – Бишкек – Иссык-Куль. За 5 дней они проедут около 500 км. По итогам марафона будет разработана онлайн-карта маршрута для людей со специальными потребностями, желающих совершать поездки на Иссык-Куль, выработаны рекомендации для парламентов и правительств двух стран по созданию условий для реабилитации инвалидов в контексте развития социального туризма.На просторы Кыргызстана спортсменам отправляться нестрашно: в 2016 году команда из 9 человек совершила свой первый веломарафон из Алматы в Астану, и его длина составила 1 200 км! На фоне этой цифры дистанция в 500 км кажется вполне посильной. К слову, в следующем году организаторы проекта «Спорт без границ!» планируют провести веломарафон, который соединит континенты. Подробности пока держатся в секрете. Своим путешествием в Астану слабовидящие и незрячие спортсмены доказали, что некоторые проблемы со здоровьем нисколько не мешают раскрывать свой потенциал и вести полноценный образ жизни. – Наша активность – это не только вызов самим себе, но и мотивация для пассивной молодежи, – считает руководитель проекта Бахтияр Базарбеков. – Если уж мы можем, то другие и подавно. И мы рады, что из казахстанского общества постепенно уходят стереотипы. Раньше, если речь шла о спорте для слабовидящих, то это было только плавание или тогызкумалак. А сейчас и велоспорт есть, и даже футбол. Мы хотим показать, что, если есть цель, нет ничего невозможного.Незрячий марафонец, альпинист Кенжегул Сейтжан благодаря велоспорту сумел улучшить свое здоровье.– С тех пор как я на велосипед сел, перестал пользоваться препаратами от давления. Спорт многие проблемы убирает. Мы, кстати, гораздо раньше стали работать, чем обычные велосипедисты. В городе сезон только 16 апреля открыли, а мы 11 марта уже стояли на старте. Ребята чуть ли не в 5 часов утра приходят на тренировки, и глаза у них горят. Критерии отбора в нашу команду не такие уж и сложные: нужно иметь тот самый командный дух, быть активным, не курить, не пить. Каждый участник проходит медицинский тест, и, если все в порядке, добро пожаловать!Их называют ТерминаторамиВ веломарафоне на Иссык-Куль примут участие 8 спортсменов-одиночников – это те, кто имеет зрение от 10 до 50% и может самостоятельно ориентироваться на местности. Остальные незрячие марафонцы едут на велосипеде-тандеме в паре со своими пилотами, имеющими стопроцентное зрение. Президент Федерации голбола Алматинской области Мусрат Елибакиев относится к числу одиночников, и в прошлом году как раз и совершил пробег до Астаны.– У меня 10% зрения, инвалид с детства, вижу только то, что рядом, – говорит он. – С велосипедом дружу много лет. Каждый день на работу на нем езжу в теплое время года. Было время, когда я работал в Талгаре, а жил за 10–12 километров, и ничего, все отлично. Нормально езжу, только сильно не разгоняюсь. Сменил за всю жизнь столько велосипедов! Сейчас у меня велосипед фирмы Giant, если сравнивать с автомобилями, это «мерседес»! Мусрат-ага вспоминает, что в прошлом году путешествие в столицу удалось во всех отношениях. Марафонцев от начала до конца сопровождала дорожная полиция. – Быт был организован хорошо, мы привыкли к спартанской обстановке. Спали в палатках, спальных мешках, еду готовили на костре, мылись в речке. Гостиниц не предусмотрено, – посмеивается спортсмен. – Многие удивляются: «Как так, столько дней на природе, тяжело…» Это просто с непривычки. Если бы один раз попробовали, больше бы не сомневались. Вот представьте: раннее утро, только рассвет пробивается, все в городах и селах еще спят, а мы уже рассекаем навстречу солнцу! Доброе утро! Алга, Казахстан! Это такая бодрость духа, такой заряд энергии! Что до предстоящего марафона на Иссык-Куль, то я раньше туда пешком ходил. Некоторые считают, что я – Терминатор, инвалид по зрению – и такие путешествия! Но пешком ведь легче. Такого напряжения нет. В день нужно идти по 15–20 километров, а на велосипеде нужно 120 километров в день отмотать. Так что самому интересно, что у меня получится.«Беру свои слова обратно!»Пилот Алина Тохтабакиева в жизни занимается строительством и прокладкой инженерных сетей, а велоспорт – это ее хобби. Она случайно увидела объявление о проекте в социальных сетях, марафонцы искали волонтеров, способных быть пилотами. Пилот сидит впереди, полностью управляет велосипедом-тандемом и комментирует все свои действия для стокера – незрячего спортсмена, сидящего позади.– Моего подопечного зовут Ильяс Фаткулин, это молодой человек, – рассказывает Алина. – Мы как-то сразу поладили с ним. Мы катались буквально пару дней, и Ильяс неожиданно заявил: «С тобой так просто и легко, потому что ты обращаешься со мной, как с обычным человеком, как будто у меня есть зрение». А я иногда действительно забываю, с кем работаю. Например, сижу на велосипеде и, не оборачиваясь, протягиваю ему воду: «Фатик, на, выпей». И только потом понимаю, что нужно ему бутылку подать прямо в руку.Организованные тренировки у Алины и Ильяса проходят 2 раза в неделю – по средам и воскресеньям. По воскресеньям они совершают длительные заезды от 100 км и более. Колесят по Алматинской области, ездят на озеро Иссык, на Капчагай. – Марафон до Иссык-Куля меня не пугает, на этой дистанции нет крутых подъемов, – продолжает Алина. – Единственная крутизна – это Боомское ущелье, но оно и то более ровное, чем дорога до озера Иссык. А на Кордае подъем примерно как на Медеу, таких уж прямо сложностей нет. Вспоминаю курьезную ситуацию. Когда мы ездили на Иссык, я немного разнервничалась: «Фатик, ты не крутишь». Ильяс в шутку рассердился: «Вот теперь точно не кручу!» Ох, что тут началось! Я сразу закричала: «Фатик, я беру свои слова обратно!» (Смеется.) Это было феерично, потому что один только велосипед весит 26 килограммов, он вдвое тяжелее, чем обычный. Плюс еще стокер весит 60 килограммов. Вот и считайте.Алина Тохтабакиева не скрывает, что для длительных заездов надо иметь колоссальное терпение и выдержку. Далеко не каждый человек вынесет столь монотонную работу.– Каждый справляется по-разному. Кто-то из участников, например, хочет испытать себя – сможет или нет? Зато когда приезжаешь!.. Я не могу словами передать то чувство удовлетворения, которое ты испытываешь после длительного заезда. Это кайф!
6 мая 2025 г. 14:00 Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
7 мая 2025 г. 13:17 Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
7 мая 2025 г. 16:11 Опубликован полный текст выступления Главы государства на военном параде в Астане
5 мая 2025 г. 11:52 Тягач стоимостью 100 млн тенге разобрали на запчасти на штрафстоянке в Алматинской области
12 апреля 2025 г. 1:28 Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
16 апреля 2025 г. 15:42 Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»