По словам генерального директора АО «Уральский завод «Зенит» Вячеслава Валиева, Послание для завода, выпускающего наукоемкую продукцию, – это руководство к действию. Индустриально-инновационное развитие, модернизация, безукоризненное качество и высокая квалификация кадров, соответствие международным стандартам для зенитовцев – производственная необходимость. В то же время, как отмечается в главном стратегическом документе года, это первоочередные задачи, выполнение которых является непременным условием вхождения Казахстана в число 30 наиболее развитых государств мира.
Предприятию есть чем гордиться. Им построена целая флотилия кораблей и катеров. Если быть точным, то это 11 «Сункаров» и «Буркитов» водоизмещением от 13 до 41 тонны, 4 пограничных корабля. Техническим прорывом стало строительство быстроходных катеров нового поколения, которые способны нести патрулирование не только на море, но и заходить в реки. К месту службы уже отправлены три таких катера. Благодаря универсальным качествам и высоким скоростным характеристикам они стали настоящей «грозой» для нарушителей границ и браконьеров. Более высокий уровень производства позволил обеспечить выполнение и такого ответственного заказа, как строительство кораблей для военно-морского флота.
– Это принципиально другая технология, – рассказывает Вячеслав Хамзиевич. – Новым требованиям должен соответствовать корпус судна, существенно меняется весь «силуэт» корабля, его палубная и кормовая надстройки. Конструктивные корректировки внесены в электрические схемы и системы управления. Для того чтобы внедрить эти новации, мы переоснастили технологические линии, приобрели более совершенные средства механизации, сварочное оборудование, обеспечивающее плазменную резку. И, что не менее важно, обучили людей работе на этом оборудовании с соблюдением самых высоких требований и стандартов.
Поскольку каждый следующий корабль, построенный в цехах «Зенита», более совершенный, чем предыдущий, то повышение квалификации персонала – одно из постоянных и приоритетных направлений развития завода. За счет предприятия наиболее способная молодежь направляется в Санкт-Петербургский государственный морской технический университет. Специалистам новой формации приходится решать технически сложные и ответственные задачи. Сейчас на заводе строится патрульный катер проекта «Айбар» водоизмещением 62 тонны. Он способен развивать скорость до 40 узлов. «В производстве» и третий по счету ракетно-артеллерийский корабль водоизмещением 240 тонн, предназначенный для военно-морских сил страны. Здесь также возможности, касающиеся скорости, автономности плаванья и мореходности, должны быть использованы по максимуму. Корабль оснащается самым современным штурманским и навигационным оборудованием, новейшими средствами вооружения и связи. И корабль, и катер планируется спустить на воду к началу лета.
– В Послании Главы государства в числе наиболее значимых приоритетов называется внедрение международных стандартов, – продолжает Вячеслав Валиев. – Наш завод одним из первых в регионе был сертифицирован на соответствие стандартам менеджмента качества. Еще одним важным шагом мы считаем получение свидетельства о соответствии предприятия Российскому морскому регистру. Это значит, что наши суда построены по всем правилам классификации и общепринятым высоким требованиям. Нужно сказать, что сотрудничество с Россией для завода имеет огромное значение, поскольку именно там сосредоточена кораблестроительная наука. Современное кораблестроение невозможно без применения последних ноу-хау в этой отрасли. Поэтому для нас так ценны интеграционные инициативы Лидера нации, которые уже нашли свое воплощение в Таможенном союзе и в недалеком будущем получат логическое продолжение в условиях Экономического союза. Мы гордимся тем, что Президент Нурсултан Назарбаев не однажды бывал на «Зените» и, можно сказать, принимал участие в его становлении. Главой государства было дано поручение Правительству разработать специальную программу, направленную на техническую модернизацию Вооруженных сил, с созданием в стране соответствующих производств. Входить в их число – большое доверие. Мы прикладываем все силы для того, чтобы его оправдать, и претензий к нашей работе нет.
По словам руководителя предприятия, Президент очень верно пользуется морской терминологией, определяя курс развития Казахстана и обозначая наиболее оптимальный маршрут для достижения поставленных целей. В Послании нынешнего года говорится: «Мы приняли Стратегию-2050, чтобы казахстанцы крепко держали в своих руках штурвал будущего страны». Перспективный план разработан и на заводе «Зенит». Для его воплощения в жизнь нужно решить ряд проблем, которые генеральный директор называет жизненно важными.
– Морской пограничной службой разработана четкая программа развития, – говорит Вячеслав Валиев. – Хотелось бы иметь столь же ясное представление о дальнейшем сотрудничестве и с Министерством обороны РК. Ведь сегодня успешным может быть тот, кто способен соответствовать требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. При этом нужно учитывать и то, что наукоемкое производство требует немалых затрат на модернизацию. До настоящего времени для обновления производственно-технической базы предприятие использовало только собственные средства. Мы сумели за счет внутренних резервов реализовать инвестиционный проект по выпуску судов водоизмещением до 250 тонн. Сейчас разработан новый проект, позволяющий строить суда весом до 600 тонн. Для этого необходимо наращивать производственные мощности, обновлять оборудование и реконструировать площадку спуска судов на воду.
Здесь два выхода: дать предприятию право самому привлекать к сотрудничеству инвесторов в установленном законом порядке или в течение нескольких лет использовать для развития доход в полном объеме. Такой подход апробирован в мировой практике и дает хорошие результаты. Большие надежды связываем и с наращиванием казахстанского содержания в нефтегазовых проектах. Завод располагает и технической базой, и персоналом для обоюдополезного сотрудничества с недропользователями. Но и эти возможности используются далеко не в полной мере. Как подчеркивается в Послании, все наши действия должны соответствовать четким принципам прагматичности и постоянного развития. Коллектив завода видит свой долг в том, чтобы задействовать имеющийся потенциал предприятия с наибольшим коэффициентом полезного действия.
Людмила КОРИНА,
[email protected]
Западно-Казахстанская область