С помощью рейтингов осуществляется сравнение уровня вузов и образовательных программ по параметрам, отражающим все аспекты предоставляемого образования и их деятельности, а также с точки зрения экспертов, работодателей, студентов и выпускников вузов.
Начиная с 2008 года двенадцатый год подряд Независимое агентство по обеспечению качества в образовании – Рейтинг (IQAA-Ranking) публикует результаты рейтинга лучших высших учебных заведений Казахстана, который основан на международных стандартах ранжирования высших учебных заведений.
Президент страны Касым-Жомарт Токаев, выступая на третьем заседании Национального совета общественного доверия 27 мая 2020 года, подчеркнул необходимость развития конкуренции между вузами. Одним из инструментов развития конкуренции является проведение рейтингов вузов и их образовательных программ, которые завоевали свою популярность как у нас в Казахстане, так и за рубежом.
Целями проведенного сотрудниками IQAA-Ranking рейтингового исследования являются ответы на следующие вопросы:
– предоставление общественности информации для принятия решений (абитуриентам и их родителям, политикам, фондам, работодателям, международным организациям);
– содействие в развитии конкуренции между высшими учебными заведениями;
– стимулирование вузов по улучшению их деятельности, это касается результативности обучения, исследовательской работы, международных обменов, качества работы профессорско-преподавательского состава;
– оценка деятельности вузов работодателями, экспертами, студентами и выпускниками.
Разработанная агентством методология исследования многомерного Национального рейтинга вузов научно обоснована и одобрена международными экспертами в области высшего образования на конференциях Международной обсерватории по академическим рейтингам и превосходству (IREG) в Шанхае и Братиславе. Она была опубликована в научных журналах Higher Education in Europe (Лондон) и Journal of Higher Education (Шанхай), рассмотрена в книге известного эксперта по высшему образованию профессора Э. Хейзелькорн «Рейтинги и трансформирование высшего образования» (Ирландия).
В нынешнем году, в отличие от предыдущих исследований, где многомерный рейтинг включал в себя десять различных подрейтингов и состоял из 6 индикаторов (индикатор 1 – разнообразие контингента студентов; индикатор 2 – результаты обучения студентов; индикатор 3 – академические кадры; индикатор 4 – НИР и инновационная работа; индикатор 5 – международное сотрудничество; индикатор 6 – информационное обеспечение), в ранжирование включен дополнительный индикатор 7 – результаты трудоустройства выпускников.
Кроме того, помимо репутационных оценок со стороны экспертов и работодателей, в текущем году в исследование включены такие дополнительные индикаторы, как оценки студентов, которые учатся в данный момент в вузе, и оценки выпускников учебных заведений. Таким образом, в данное исследование добавлено три новых параметра.
Методология включает оценку деятельности вуза как по данным, предоставленным вузами, так и полученным из независимых источников по статистическим сведениям и показателям (более подробная информация представлена на сайте www.iqaa-ranking.kz).
Академические показатели вузов составляют 80% от общей суммы в 100%, включая трудоустройство выпускников. 20% от общей суммы приходится на репутационную оценку вузов казахстанскими и зарубежными экспертами в сфере высшего образования, репутационную оценку работодателей, оценку вуза его выпускниками и студентами. На каждую оценку приходится по 5% от общей суммы. Более подробно с методологией и распределением весовых процентов по индикаторам и критериям можно ознакомиться на сайте агентства www.iqaa-ranking.kz. Результаты Национального рейтинга 2020 будут дополнительно опубликованы в электронном виде на сайте www.egov.kz.
Опрос экспертов, работодателей, студентов и выпускников вузов проводился анкетированием по электронной почте, ответы были получены более чем от 500 работодателей, 3 000 студентов и 2 000 выпускников вузов.
Уровень подготовленности выпускников казахстанских вузов проведен путем опроса представителей работодателей (национальные компании, крупный, средний и малый бизнес, ассоциации), а также центральных государственных и местных исполнительных органов.
В адрес компаний, организаций и ассоциаций работодателей по электронной почте было разослано более 2 500 анкет, получено свыше 20% заполненных анкет. Также был проведен опрос министерств и акиматов посредством курьерской почты и онлайн-анкетированием на сайте агентства.
Наиболее активно в опросе участвовали Министерство национальной экономики, Министерство труда и социальной защиты населения, Министерство торговли и интеграции, Министерство индустрии и инфраструктурного развития и другие. Среди местных исполнительных органов наиболее большой вклад в оценку деятельности вузов сделали акиматы Акмолинской и Жамбылской областей, АО «Қазақстан темір жолы» и другие.
В связи с этим выражаем искреннюю благодарность вышеуказанным центральным государственным и местным исполнительным органам за активное участие в анкетировании.
Результаты институционального Национального рейтинга лучших вузов Казахстана были утверждены Советом по рейтингам, возглавляемым председателем Попечительского совета IQAA, профессором Кулекеевым Ж. А.
Помимо институционального рейтинга, агентство начиная с 2013 года проводит рейтинг образовательных программ вузов. Его методология и развернутые результаты представлены на сайте www.iqaa-ranking.kz.
В текущем году вузами представлены данные по более чем 800 образовательным программам по бакалавриату и магистратуре. Лидерами по количеству принявших участие в ранжировании образовательных программ являются:
1. Казахский национальный университет имени аль-Фараби – 156 программ.
2. Карагандинский государственный университет имени академика Е. А. Букетова – 147 программ.
3. Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова – 101 программа.
4. Алматинский технологический университет – 38 программ.
5. Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза – 33 программы.
Наиболее популярными образовательными программами уровня бакалавриата для вузов оказались экономические программы, в которых участвовало от 11 до 14 вузов, информационные системы, вычислительная техника и программное обеспечение (от 9 до 11 вузов), иностранный язык: два иностранных языка, юриспруденция, туризм, государственное и местное управление (от 9 до 12 вузов).
Составляя Национальный рейтинг лучших вузов, агентство совместно с вузами и стейкхолдерами провело сбор и анализ огромного массива информации, чтобы помочь абитуриентам в выборе «своего университета». Работодатели, государственные органы и все заинтересованные стороны смогут найти для себя актуальную информацию по представленным подрейтингам на сайте www.iqaa-ranking.kz.
Для казахстанских абитуриентов важно не только получить хорошее образование, выбрать правильно вуз, чтобы реализовать свои мечты, но и в течение времени обучения сформироваться как личности, получить возможность общения с интересными людьми, встретиться с профессионалами, с которыми и в дальнейшем можно сотрудничать по жизни!