Гостиничный форум – это профессиональная площадка, на которой эксперты, представители государственных органов, участники гостиничного рынка, учебных заведений обсудили действия отельеров в период экономического спада и механизмы, стимулирующие развитие гостиничного бизнеса, а также вопросы улучшения качества услуг, снижения цен в отелях всех категорий.
Потенциал огромный
Эксперт из Венгрии, управляющий директор Horwath HTL Hotel Мариус Гамолла провел анализ существующей ситуации с развитием туризма в Мангистауской области и в целом в странах Центральной Азии.
– Туризм – это довольно сложная отрасль, она зависит от многих факторов. И в частности, от поддержки государства. Мы рады видеть, что Правительство Казахстана достаточно активно занимается этой отраслью экономики. Многие страны развивают выездной туризм, а вы занимаетесь развитием внутреннего. В Казахстане есть масса мест, привлекательных для туристов. Это природные и исторические памятники, места, интересные для паломников, – отметил М. Гамолла.
Актау, к примеру, может предложить туристам комбинацию 3S. Это – Sun, Set и Sea. То есть солнце, песок и море. По мнению эксперта, когда есть такие возможности, необходимо в первую очередь сфокусироваться на развитии инфраструктуры. Большинство иностранцев, приезжающих в регион, – это деловые люди, которые едут сюда по делам, связанным с бизнесом в нефтегазовом секторе. И это надо учитывать. Досуговые же туристы едут на отдых, вот на них в основном и надо рассчитывать.
Подробный разговор зашел о гостиницах. Этот сектор необходимо развивать. Причем обращать внимание не только на гостиницы с категорией в пять звезд, но и на более бюджетные предложения. Проанализировав количество брендовых отелей в странах Центральной Азии и Кавказа, венгерский специалист отметил, что Казахстан пока не может в этой сфере претендовать на лидерство.
Ниже цена – выше спрос
На пресс-конференции актауские журналисты поинтересовались у зарубежных экспертов, насколько востребованы сейчас гостиницы эконом-класса, или так называемые хостелы, которых в Актау нет. В то же время в областном центре масса дорогих гостиниц, проживание в которых не по карману среднестатистическому туристу.
Представитель одного из самых крупных операторов гостиничного бизнеса Филипп Бон рассказал, что их компания начинала свое развитие именно с бюджетных гостиниц категории 3 звезды.
– Для туристов необходим выбор. Мое мнение – гостиницы в городе должны быть на любой кошелек. В Европе, к примеру, очень большой спрос именно на отели эконом-класса. И в Казахстане необходимо развивать трехзвездочные гостиницы. Мы уже открыли такие гостиницы в Астане, Актобе, сейчас рассматриваем варианты их строительства в Атырау и Актау, – сказал отельер.
Роза Асанбаева, кандидат экономических наук в области туристского и гостиничного бизнеса, президент Казахстанской туристской ассоциации, добавляет, что предложение формирует спрос. Поэтому в нефтяном регионе, где большая деловая активность, и действуют дорогие отели.
– Если же акцент ставить на развитие массового туризма, то, конечно, тут нужны, к примеру, хостелы. В Астане и Алматы они успешно работают, цена за место в сутки здесь составляет от 3 до 5 тысяч тенге. Более того, проанализировав работу хостелов в Алматы, мы пришли к выводу, что в некоторых сервис даже намного лучше, чем в трехзвездочных отелях, – отмечает Р. Асанбаева.
Если проанализировать цены на проживание в гостиницах разных категорий в нескольких городах Казахстана и в столицах соседних государств, то выяснится, что в Актау цены не самые высокие.
К примеру, в пятитизвездочной гостинице в Астане в сутки придется отдать в среднем 200–450 долларов, в Душанбе – 202–331, в Бишкеке – 134–321, Ташкенте – 126–192, Ашхабаде – 110–235, Актау – 96–310 и в Алматы – 184–531 доллар. К слову, самые дорогие четырехзвездочные отели в Астане, Душенбе и Алматы. В «три звезды» дороже всего поселиться в Душанбе (203 доллара), затем идет Астана (197), Ашхабад (148), Алматы (111), Бишкек (101), Актау (95) и Ташкент (76).
Есть куда расти
Президент Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов Рашида Шайкенова в своем выступлении отметила, что гостиничный бизнес в стране довольно динамично развивается, хотя эта отрасль еще достаточно молодая.
– Мы сейчас сами открываем для себя новые аспекты и нюансы. Очень часто в диалогах участников туристского рынка говорят: загрузка отелей должна быть показателем развития отрасли. Более жестко настроенные участники считают, что загрузка отелей – это уровень продвижения Казахстана на международном рынке. Это своего рода катализатор, – сказала Р. Шайкенова.
По ее словам, в большинстве отелей по Казахстану загрузка довольно невысокая. Даже достижение 30-процентного показателя, которым могут похвастаться далеко не все отели, считается очень низким. Самая высокая заполняемость в Западно-Казахстанской области, второе место у Мангистау. На третьем – Атырау. Самый низкий процент в Акмолинской области. Хотя там сконцентрирована основная курортная зона, но дает такую картину по заполняемости именно ярко выраженный сезонный характер. Но, несмотря на это, владельцы отелей не спешат расставаться с этим бизнесом. Потому что он может постепенно приносить доходы, естественно, при вложении определенных усилий в этот бизнес.
Рашида Шайкенова озвучила и проблемы, с которыми сталкивается гостиничный бизнес: это отсутствие специалистов, низкий уровень сервиса и дороговизна услуг.
– Но не надо думать, что это проблема наших предпринимателей, которые хотят сегодня и сейчас получить прибыль. Если до кризиса 2008 года мы говорили, что гостиничный бизнес начинает приносить прибыль только спустя 5–7 лет, то сегодня можно вести речь о 10–15 годах минимум, – подчеркнула эксперт.
При этом Р. Шайкенова отметила, что в нашей стране есть то, чего нет у других. По оценкам ВТО, потенциальные возможности Казахстана позволяют принимать до 40 млн иностранных туристов в год. Сейчас, по официальным данным, их 6 млн. Очень часто эта цифра ставит в тупик: где же они все? Дело в том, что есть особенности статистики туризма. Туристом считают каждого человека, который пересек границу, находится боле 24 часов на территории нашей страны и не занимается трудовой деятельностью с целью получения дохода.
Вместо Хургады – в Мангистау
Заместитель акима Мангистауской области Рахимбек Амиржанов, рассказывая о потенциале региона в плане развития туризма, отметил, что инфраструктура здесь еще недостаточно развита. К примеру, есть проблемы с водоснабжением. Но они решаются, и в скором времени этот вопрос будет полностью закрыт.
– Сейчас все больше наших граждан предпочитают внутренний туризм. Более того, мы ожидаем потока иранских туристов в регион. У нас есть то, чего нет у них – это песчаный берег. Также все больше российских туристов приезжают в Мангистау. Недавно мы запустили морской круиз. К нам уже приезжали по морю 50 туристов из России. В планах – продолжить развивать этот проект, – говорит Р. Амиржанов.
Заместитель акима области убежден: отдыхать в Мангистау лучше, чем, к примеру, в Хургаде: «Российские туристы из Москвы в Хургаду летят 5 часов. Когда я спросил: «Зачем вы туда едете?», мне ответили, что там есть солнце, море и песчаные пляжи. Но ведь это все есть и у нас, только лететь из Москвы всего 2,5 часа».
И поедут по степи «караваны»
Другие специалисты в сфере туризма предлагают развивать именно в Мангистау новый вид туризма – кемпинговый и так называемый караванинг.
– Мы – официальные представители немецкой компании – производителя автодомов и жилых туристических прицепов. Сейчас Европа и Америка лидируют в развитии кемпингового туризма. Это так называемый караванинг (это слово у нас еще не распространено, и это очень странно). Хотя происходит от слова «караван». По сути, мы родоначальники этого вида туризма, но почему-то не используем его в Казахстане, – сказала директор ТОО «Саттi арба» Баян Шапагатова.
Автодом, то есть дом на колесах, полностью оборудован всем необходимым для жизни – здесь есть и кухня, и санузел, и кровати. Кроме того, он позволяет передвигаться на дальние расстояния с комфортом.
– Сейчас в Болгарии, а там ландшафт очень схож с мангистауским, этот вид туризма прижился очень хорошо. Большое количество российских туристов сейчас покупают трейлеры и посещают Европу. С начала года уже пять больших групп автотуристов посетили Мангистау, и были от них жалобы на то, что здесь нет ни одного кемпинга. Хотя именно для автотуризма ваш регион подходит больше всего, – считает Б. Шапагатова.
В Мангистау довольно большие расстояния между достопримечательными местами. И объехать их за один день невозможно. Поэтому мобильный отдых очень удобен: он не требует огромных затрат на строительство отелей – достаточно лишь кемпинговой парковки. Этот вопрос заинтересовал и акимат, и областное управление туризма. С компанией, производящей автодома, уже подписан меморандум о сотрудничестве, согласно которому была разработана концепция развития кемпингового туризма и караванинга в Мангистау.
– Этот вид туризма быстроокупаем. И Турция начинала именно с развития трейлер-туризма, – подвела итог Баян Шапагатова.