​Судоходство по большой воде

4678
Сергей Горбунов, Павлодар
фото из архива Павлодарского речного порта

Открытие навигации на Иртыше – это каждый год праздник для речников и очередная на­дежда на стабильное судоходство между Павлодаром и Омском, а также вниз по реке до Заполярья. В свое время такой водный грузовой поток был существенным подспорьем в экономике. После вопрос судоходства по Иртышу между Павлодаром и Омском был отодвинут на второй план. Хотя надобность регионов Сибири в казахстанском щебне и чистом речном песке Иртыша (без примесей глины) очень велика, так же как и доставка таежного леса-кругляка и пиломатериалов и других грузов в павлодарский речной порт.

Здесь следует сказать, что в Казахстане речное судоходство как отрасль сохранилось только в Павлодарской области. Отсюда суда ходят до Омска и дальше, вплоть до Охотского моря. Однако из-за отсутствия межгосударственных договоренностей в части развития речного судоходства, в частности по Иртышу, объемы перевозок сегодня не столь значительны. Наибольший показатель в последний раз был зафиксирован в 2011 году, когда суда перевезли свыше 2 млн тонн грузов. А в прошлую навигацию объем достиг немногим более 1 млн тонн. При этом возмож­ности павлодарского речного флота намного выше. Тем более что перевозка грузов по реке в два раза дешевле, чем автомобильным или железнодорожным транспортом.

Все это знают и понимают. Руководители Омской и Павлодарской областей и речники не единожды встречались и обсуждали, как возродить судоходство и доставку по реке грузов, нужных двум сопредельным регионам.

По словам министра экономики Омской области Александра Третьякова, чуть больше месяца назад был подписан меморандум, где этот вопрос обозначен как стратегически важный для развития двух регионов.

– Сегодня мы имеем поддержку федерального правительства в том, что необходимо расширять возможности судоходства на реке Иртыш. В 2015 году мы планируем приступить к реализации плана действий по решению этой задачи. С учетом того, что в России развивается арктичес­кая программа, возможность заходить в Иртыш и доходить до Павлодара принципиально интересна, поскольку движение по реке снижает затраты на логис­тику и доставку грузов в любую точку мира. Совместно мы будем реализовывать эту задачу, – заключил министр.

Надо сказать, что со стороны двух соседних областей было сделано немало, чтобы возродить судоходство. Но, похоже, эту задачу по силам решить лишь на уровне правительств России и Казахстана. Губернатор Омской области Виктор Назаров в ходе недавнего визита в Павлодар сказал, что решение вопроса с судоходством и увеличением объемов перевозок для приграничных территорий очень важно.

– К сожалению, русло Иртыша долго не расчищалось, поэтому восстановление судоходства – очень затратный проект. Просчитав экономику затрат, российская сторона сегодня не готова внести этот проект как основной, но судоходство с повестки дня не снято, – заявил губернатор Омской области.

Тем временем работники Павлодарского областного филиала республиканского предприятия водных путей регулярно проводят на территории региона дноуглубительные работы и очищают русло реки от коряг, а также готовят к открытию навигации более 1 300 береговых и надводных знаков. То есть содержат фарватер в «боевой готовности».

У омичей в этом отношении ситуация хуже, так как они многие годы не занимаются расчисткой судоходной части реки. Но когда-то за эту работу браться все равно придется, тем более что ведутся разговоры об открытии водного, по Иртышу, грузового потока Казахстана и России до Китая.

Пока же перевозки Павлодар – Омск в основном осуществляются по большой воде в период весеннего разлива Иртыша, когда российские баржи грузоподъемностью 2 000 и 4 000 тонн приходят за песком и щебнем в павлодарский речной порт. Но такая «навигация» для них длится немногим более месяца. А потом при глубине судоходного русла минимум 165 см перевозку грузов осуществляют лишь баржи грузоподъемностью 1 000 тонн, да и то имея проблемы с мелководным нерасчищенным фарватером от границы двух государств до Омска. Так и ждут речники большую воду, работая урывками...

Популярное

Все
Школьный бухгалтер осужден на восемь лет
Неудачи наших клубов в Европе приобрели системный характер
Как собкор «Казправды» в армию «сходила»
Придомовая территория стала уютным двориком
В атбасарском ТОО «Аждар и К» внедрят новую линию
Превращая мусор в… киловатты
Почему затягивается строительство школ?
В больнице скончались четыре металлурга ферросплавного завода
Развитие волонтерства – стратегическая задача
Чудом считает семья Тасеновых свой переезд в новый микрорайон
С заботой о многодетных
Яблоневый сад во дворе школы
Спорт объединяет нацию
Париж-2024: кто из казахстанцев сегодня выступит на Олимпиаде
Церемония открытия Олимпиады в Париже: парад лодок по Сене, ливень, огонь у Лувра и Селин Дион, поющая Эдит Пиаф
Продкорпорация готова обеспечить поставку более 1 млн тонн пшеницы в Азербайджан
Глава Минздрава призвала фармкомпании снизить цены на лекарства
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 26 июля 2024 года № 50-НП
Танцевальный марафон на Сабантуй
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы переработки быть соразмерными темпам потребления»
Возвращение к истокам: как отметили праздник Сабантуй в Астане
Состоялся технический пуск Шатыркольской горно-обогатительной фабрики
Представлена концепция развития искусственного интеллекта
«Цифра» на службе у недропользователей
Растет картофель для столицы
С начала лета с территории заповедника «Бурабай» вывезено 152 тонны мусора
Состоялся областной конкурс школьников «Менің шежірем»
Популярное место отдыха шымкентцев возвращается в государственную собственность
Кто в ответе за чистоту?
В экологических мероприятиях приняли участие свыше полумиллиона жителей региона
Стал уютным заброшенный пляж
Снижается заболеваемость коклюшем и корью
На ферросплавном заводе в Караганде пострадали 8 рабочих
Сянь Синхай и Бахытжан Байкадамов: дружба, которая не ведает границ
Глава МВД открыл новое здание отдела полиции в Туркестанской области
Токаев поздравил президента Руанды с переизбранием
В Шымкенте постоянно отодвигают сроки реконструкции базаров
Глобальный сбой в работе IT-систем нарушил работу банков, СМИ и авиакомпаний по всему миру
До 5-х Всемирных игр кочевников осталось 50 дней
В Англии ищут главного тренера сборной по объявлению
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Строительные рынки переезжают за город
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Не сыпьте соль на сердце
Эпос Султана Раева
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Казахстан и Таджикистан готовят подписание Дорожной карты по увеличению товарооборота
Казахстан занимает шестое место по количеству туристов, приезжающих в Грузию
Новое жилье обрели 57 пострадавших от паводков семей в Костанайской области

Читайте также

Большинство тяжких ДТП происходит на загородных трассах
Ярмарка вакансий
Вводится новое общежитие
Разработан законопроект

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]