Время качественной журналистики

26758
Юлия Магер
– Ерлан Халижанович, у Вас богатая профессиональная био­графия, причем на протяжении всех 30 лет независимости Казахстана Вы не изменяли медиасфере. По Вашему мнению, как изменилась казахстанская журналистика за последние десятилетия?

– Поскольку я руковожу главным телевизионным медиахолдингом страны и большая часть моей жизни связана именно с телевидением, будет логично, если я расскажу про эту отрасль. Изменения, можно сказать, произошли колоссальные. Выросла конкуренция на информационном поле, появились технические возможности, о которых в начале 1990-х мы даже мечтать не могли. Выстроились новые стандарты телевизионной журналистики. Безусловно, огромное развитие получила казахскоязычная журналистика – годы независимос­ти стали для нее подлинным ренессансом.
Агентство «Хабар» – яркий проект независимости Казахстана. Его открытие стало настоящим событием для всей Центральной Азии, поскольку это был новый формат, совершенно другой уровень телевизионной журналис­тики. И вот 26 лет мы стараемся держать эту планку.

До сих пор изменения, происходящие с каналами телесемейства «Хабар», – это изменения, которые происходят со всей медиасферой страны. И мы этим гордимся.
В целом отечественная медиасфера развивается в русле мировых трендов. Меняются технологические возможности, появляются новые стандарты. И даже изменились критерии качества.

Например, с развитием средств коммуникации и Интернета одним из важнейших критериев стала быстрота подачи информации. Кто первый выдал новость – тот молодец.

Но со временем это привело к тому, что из журналистики ушла глубина. Сегодня традиционные СМИ – ТВ и печатные издания, которые никак не могут конкурировать с новыми медиа по скорости, возвращаются к этой глубине. Подробно прорабатывают информационные поводы, делают ставку на качественную аналитику, таким образом «медленные новости» используются в качестве конкурентного преимущества. И на этот контент есть большой спрос.

Проблема здесь в том, что сейчас остро не хватает журналис­тов, которые могли бы выдавать качественную аналитику. Понятно, что в современных реалиях каждый журналист обязан быть, грубо говоря, «многостаночником» – уметь при необходимости писать на самые разные темы. Но в любом случае у каждого журналиста есть своя «сфера интересов», в которой он должен глубоко владеть темой. А чтобы этого добиться, нужны практика, опыт, живое общение с профессионалами, экспертами, постоянное самообучение.

Поэтому очень подходит журналистам концепция Long-life-learning. Мы рассказываем своим зрителям и читателям про то, что происходит в мире, объяс­няем те или иные вещи, учим, воспитываем. А как можем это качественно делать, если сами не разбираемся в ситуации?
На мой взгляд, базовое академическое образование для журналиста – это хорошо, но опыт, практика и постоянное самообразование – это то, без чего невозможно профессиональное становление.

– Насколько конкурентоспособны государственные СМИ на современном информационном поле? Насколько им доверяют?

– Я знаю, что к государственным СМИ отношение в последние годы было несколько неодно­значное: дескать, мы рассказываем «сказки» о процветающем Казахстане и не обращаем внимание на проблемы. Это в корне неверно. Я твердо уверен, что именно государственные СМИ способны давать – и дают! – объективную картину жизни в стране.

Мы не остаемся в стороне от проблем, поднимаем их, выявляем, обращаем на них внимание властей. Но в то же время говорим и о реальных достижениях Казахстана, которых немало. Именно эта сбалансированная повестка позволяет нам максимально полно освещать происходящие в государстве процессы.

Наша задача сейчас – вернуть тот высочайший уровень доверия к государственным СМИ как к источникам информации, который исторически у них был. К слову, огромный прогресс в этом направлении был сделан как раз во время пандемии, когда наблюдалось невероятное количество фейковых новостей, недостоверной информации, манипуляций...

Люди поняли, что им нужны ориентиры, чтобы не потонуть в этом информационном потоке, и таким ориентиром как раз и стали традиционные СМИ, в том числе государственные, которые поставляют проверенную, дос­товерную информацию и несут ответственность за то, что выдают в эфир, выпускают в печать.

Только по «Хабару» могу сказать: у нас показатели просмот­ров выросли невероятно – мы это расцениваем как знак доверия со стороны зрителей. И это доверие закономерно, ведь мы можем гарантировать: если что-то попало в наш эфир – это реальная новость.

Сегодня производить контент и доводить его до аудитории стало потрясающе просто. Технически я имею в виду. Но колоссальное количество информации пока не переросло в качество. Хорошего контента по-прежнему не так уж много. А кроме того, у абсолютного большинства его
распространителей, я говорю про блогосферу, социальные сети и так далее, нет понимания ответственности за распространяемый контент. В отличие от профессиональных журналистов, которые, перед тем как опубликовать, выдать в эфир информацию, должны убедиться в ее достоверности.

Кроме того, если говорить опять же про «Хабар», то мы нацелены на то, чтобы нести аудитории полезную информацию, которая помогает людям ориентироваться в окружающей реальности, лучше ее понимать. Это наш ключевой принцип. Даже в развлекательный контент мы стараемся «упаковать» какие-то полезные месседжи, ненавязчиво учить людей экологии поведения, культуре...

– Стремление сделать информацию полезной – это особенность госСМИ или общий тренд?

– Я не берусь обсуждать информационную политику коммерчес­ких телеканалов, потому что все мы работаем на одном поле, все конкурируем за зрителя, но как руководитель государственного телевизионного агентства могу сказать, что есть много тематических блоков, крайне важных с идеологической, просветительской точек зрения, которыми, кроме государственных СМИ, никто не занимается.

Но в целом, думаю, многие игроки медиасферы понимают, что сегодня просто информировать недостаточно. Нужно помогать людям улучшить качество их жизни. Учить ориентироваться в информационном пространстве. Развивать критическое мышление. Давать практические советы по различным направлениям – от управления личными финансами до решения проблем своего города, села. Это востребовано.

– Вы 10 лет руководили ТРК Президента, множество раз встречались с Нурсултаном Назарбаевым, брали у него интервью... Как относится Елбасы к медиасфере?

– Мы на «Хабаре» запустили проект к юбилею независимости «Елбасы. Летопись независимос­ти» – запланировано 15 серий, вышли уже 7. Этот проект построен полностью на документальной хронике, в том числе на интервью Первого Президента. И по этим материалам можно объективно увидеть отношение ­Нурсултана Абишевича ­Назарбаева к средст­вам массовой информации – насколько он всегда открыт, насколько большое значение придавал и придает развитию СМИ, насколько поддерживает журналистов.

Материальные, так сказать, свидетельства этой поддержки – учрежденные им премии и гранты в области СМИ, которые вручаются журналистам вот уже 25 лет подряд. И именно по инициативе Елбасы в столице был построен «Қазмедиа орталығы» – суперсовременный многофункциональный комплекс, уникальный по техническому оснащению для Центральной Азии.

Это только очевидные примеры, которые сразу пришли в голову. В целом вся поддержка, которая оказывалась журналис­тике за годы независимости, – это следствие того внимания, которое Первый Президент уделял медиасфере.

Из личного опыта могу сказать, что у Елбасы потрясающая память, и он многих журналистов знает поименно, помнит многие эпизоды общения со СМИ, детали интервью и встреч. На мой взгляд, это дополнительное подтверждение того, что он лично признает важную роль журналистов и журналистики в развитии Казахстана.

– Про журналистику всегда говорят как про «профессию с миссией». В чем, по Вашему мнению, эта миссия заключается?

– Могу сказать на примере миссии агентства «Хабар»: мы стремимся к тому, чтобы наша работа была полезна каждому казахстанцу, нашему обществу, государству в целом. Думаю, этот принцип – эту миссию – можно спроецировать и на другие СМИ, на журналистику в целом.

У каждого представителя этой непростой профессии, у каждого журналиста должно быть понимание этой миссии и, самое главное, ответственности за свои действия. Наша работа открывает нам доступ к душам и умам людей. Мы должны этот доступ использовать с максимальной пользой. Информация обладает невероятной силой, и у нас, как у людей, которые работают с ней, во главе угла должен стоять тот же принцип, что и у врачей: «не навреди».
Давно идут споры, чего в журналистике больше – ремесла или творчества. Мне эта постановка вопроса кажется неправильной. В журналистике нельзя отделять друг от друга две эти вещи, потому что лучший журналист – это тот, кто умеет работать творчес­ки, объяснять сложные вещи простым языком, «чувствовать» новости, рассказывать истории так, чтобы их было интересно смотреть, умеет доносить месседж.

Мы привыкли говорить, что сейчас на информационном поле правит «хайп». Но я думаю, что люди устали от этого информационного мусора, растут требования к СМИ, а это значит, что наступает время качественной журналистики. И в наш профессиональный праздник я бы хотел пожелать всем казахстанским журналистам быть ее достойными представителями.

Популярное

Все
Көрісу – день радости, встреч и прощения
Современному Казахстану – поколение «лидеров служения»
Когда язык во всем опора
И новенький айфон в придачу
Узами родства связаны с Великой степью
Чисто там, где этому учат
Достигать поставленных целей
Исповедь защитника истины
Мегаполис станет еще зеленее
На фронт призвали в день рождения
Мы с тобой давно уже ровесники, отец…
Гвардейцы готовятся к паводкам
Казахстан и ЕС диверсифицируют практическое партнерство
Получайте удовольствие
Природа и мы
В Курчатове развивают термоядерные технологии
Золотой мост между детством и будущим
На принципах открытости, плюрализма и единства целей
Регионы должны находиться в режиме высокой готовности
Новая платформа приграничного партнерства
На участке «Болашак» в Мангистауской области будут добывать нефть
Путь творчества – путь новаторства
Падёж скота произошёл в Актюбинской области
Глава государства посетил праздничный концерт
Спасибо вам за подвиг!
Трамп может вывести американские войска из Германии
От культурного шока до успеха: история казахской девушки, открывшей бизнес в США
Столичная предпринимательница вдохновляет женщин заниматься бизнесом
Для наших мам!
На ремонт Дворца культуры в Атырау потратят почти миллиард тенге
Милад Карими завоевал «серебро» этапа Кубка мира в вольных упражнениях
«Смотрите, какая у меня тачка!»
Касым-Жомарт Токаев поздравил женщин Казахстана с праздником 8 Марта
Отработка на учениях – сноровка при наводнениях
Возраст не помеха
В Австралии готовятся к мощному удару тропического циклона
Что в имени тебе моем...
По звериным тропам Алтая
В их руках – жизни людей
Одеждой идентичность подчеркнув
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
Актау будет расширяться вдоль побережья Каспия
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Правила организации и проведения техосмотра изменили в Казахстане
Сносить нельзя оставить
Кызылординский «Кайсар» будет играть без легионеров
Аким области Абай призвал бизнесменов вкладывать инвестиции в Семей
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Овечкин вплотную приблизился к «вечному» рекорду Гретцки
Мария Мудряк выступит с концертом в Павлодаре
Пешком и без денег путешествует Аскар Серикпаев
В МСХ – новое назначение
Какие лекарства станут выдавать бесплатно в Казахстане
Новая услуга появилась в мобильном приложении eGov Mobile
Казахстанцам упростили выдачу кредитов на отечественные авто
В Казахстане хотят лицензировать психологов
В стране раскрывается половина киберпреступлений
Закон и порядок должны быть аксиомой жизни

Читайте также

В стране создается политическая система, устойчивая к любым…
Принять, адаптироваться и научиться правильно реагировать
Страсти по реестру
Бюджетные деньги, выделенные на капремонт, должны находитьс…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]