Автобусные парки Уральска собирались невыходом на маршруты заявить о сложной ситуации в транспортной системе

1223
Наталия Портнягина
собственный корреспондент по ЗКО

Недавно улицы Уральска могли заметно опустеть: автобусные парки собирались невыходом на маршруты привлечь внимание властей к патовой ситуации, сложившейся в системе городского общественного транспорта.

В текущем году на субсидирование работы общественного транс­порта в областном центре из бюджета выделено пока лишь 414 млн тенге. Это немногим больше, чем десятая часть необходимой суммы. А ведь еще 10 лет назад состояние пассажироперевозок не требовало от властей пристального внимания и поддержки.

– В 2007 году разница в необходимом и действующем тарифах составляла три тенге: расчетный равнялся 38, установленный – 35 тенге. Даже когда со временем она достигла десятков тенге, это было не так заметно. Автобусные парки сокращали часть расходов, можно было выживать и без государственной поддержки, – рассказывает председатель ОЮЛ «Ассоциация автоперевозчиков Западного Казахстана» Нурлан Беккайыр. – Постепенно эта разница стала превышать установленный размер платы за проезд на 100 и более тенге.

Например, в 2017-м, когда в пос­ледний раз стоимость проезда в общественном транспорте повысили до 80 тенге, расчетный тариф (РТ) составлял уже порядка 185 тенге. Сегодня на маршрутах, где фиксируется большой пассажиропоток, РТ достигает 190 тенге.

– Например, по маршруту № 49 с конечной остановкой «Кардиоцентр» стоимость провоза пассажира обходится автопарку более чем в 1 089 тенге, до села Ветелки – свыше 2 674 тенге, по дачным маршрутам, которые запустят на днях, – в пределах 3–4 тысяч тенге. Но людей приходится возить за 80 тенге, – говорит руководитель.

Разница, которую недополучают автопарки, больно бьет по их финансовому и, соответственно, техническому состоянию. Последнее крупное обновление парка автобусов было проведено в 2012 году. После этого долгое время ни одна компания-перевозчик не могла обновить свои автотранспортные средства.

Только в конце 2017 года пос­ле неоднократных обращений, в том числе от лица созданной Ассоциации автоперевозчиков Западного Казахстана, куда вошли компании, занятые перевозками пассажиров в областном центре, акимат области выделил 57 млн тенге. Это составило менее 1% от недополученной прибыли, но все же позволило закрыть некоторые проблемные вопросы.

В 2018 году на субсидирование было выделено около 170 млн тенге, что составило 5% от разницы между тарифами. Тогда произошло частичное обновление автобусного парка Уральска. Три компании приобрели 42 автобуса среднего класса «ПАЗ-Вектор». В 2019-м субсидирование покрыло уже около 8% недополученной прибыли автоперевозчиков, а в ­2020-м – около 20%. В прошлом году было выделено порядка 2 млрд тенге, что составило почти 60% от необходимой суммы.

Из шести перевозчиков пять смог­ли обновить автотранспорт, было закуплено 79 автобусов. Удалось модернизировать пятую часть всего автопарка города. Это очень хороший показатель по республике. Но тревожная ситуация сложилась в нынешнем году.

– В прошлом году в нынешний годовой бюджет на субсидирование пассажироперевозок было заложено всего 414 миллионов тенге. Это сумма просубсидирована автоперевозчикам за январь и февраль. С марта вопрос субсидирования только решается. Ежемесячный возврат по кредитам всех автобусных парков составляет около 98 миллионов тенге, в год – около 1,2 миллиарда, – говорит Нурлан Беккайыр. – 4 марта мы были вынуждены обратиться к организатору перевозок – акимату города, а также в областной акимат и МИИР РК. Чтобы нас услышали, 9 апреля готовы были остановить работу общественного транспорта.

Коллапса работы общественного транспорта на этот раз удалось избежать. 9 апреля аким области встретился с руководителями автобусных парков, пообещав, что необходимая сумма будет выделена. Уже на апрельской сессии городского маслихата в бюджет на эти цели будет заложено 800 млн тенге. Но, по словам автоперевозчиков, данная сумма покрывает убытки от силы на три месяца: март, апрель, май. А как жить дальше, из каких средств оплачивать кредиты, содержать штат работников, поддерживать технику в рабочем состоянии?

Сейчас автобусные парки находятся в таком положении, что под кредиты заложены не только предприятия, но и жилье, движимое и недвижимое имущество. Как быть предприятиям, которые в прошлом году не успели закупить технику? Например, в ТОО «УралТехСервис» обновляли ее в 2018 году, ему тоже нужны кредитные средства.

– Число автобусов на городских маршрутах уменьшилось. Должно было выходить на линии 420 единиц, а сейчас работают около 270. На 420 автобусов потребность субсидирования на этот год у перевозчиков составляет 10 миллиардов тенге, на 270 – 3,9 миллиарда. Именно эту сумму нам обещали, – говорит руководитель ассоциации. – Недавно от МИИР на наше обращение пришел ответ, в котором сообщается о том, что в настоящее время в рамках статьи расходов «Трансферт общего характера» прорабатывается вопрос выделения из республиканского бюджета в виде субсидий 2,4 миллиарда тенге.

Постоянно растущие цены на комплектующие вынудили автоперевозчиков поставить перед акимом области и вопрос о повышении цены проезда на общественном транспорте.

В 2017 году, когда стоимость одной поездки на городском общественном транспорте подняли с 60 до 80 тенге, солярка стоила около 140 тенге. На следующий день после повышения тарифа ценник на ДТ сменили на 180 тенге. Сейчас дизтопливо стоит 260 тенге при том же тарифе за проезд. А топливо составляет около 50% всех затрат.

Только с начала года в два-три раза подорожали запчасти. И этот рост не остановить. Такая уж прак­тика: если ценник поднял, не опус­каешь его ни при каких дальнейших обстоятельствах. Эти доводы приводили пассажироперевозчики на встрече с акимом, говоря о необходимости увеличения установленного тарифа на 20 тенге, что позволило бы сэкономить в год до 1 млрд тенге бюджетных средств, которые идут на субсидирование.

Однако рассмотрение данного вопроса аким региона Гали Искалиев отодвинул на следующий год. Пока необходимо разобраться с дифференцированным тарифом.

– Так как общественный транс­порт субсидируется, и отрасли выделяются миллиарды бюджетных средств, должна быть полная прозрачность доходов, которую может обеспечить оплата электронной картой, – поясняют в Ассоциации автоперевозчиков. – Но чтобы все пользовались таким методом оплаты проезда, необходим стимул – дифференцированный тариф. В некоторых других областях республики, где система дифтарифов уже действует, при оплате электронной картой стоимость проезда составляет 80 тенге, за наличные – 150 тенге. У нас же пока оплата одинаковая, независимо от того, как платишь: картой или наличкой.

Планировалось, что дифтариф введут осенью прошлого года. Но этого не произошло. Аким области пообещал поднять данный вопрос в профильном министерстве.

По словам пассажироперевозчиков, решение вопросов субсидирования, введения дифференцированного тарифа и постепенного повышения стоимости проезда позволило бы вывести отрасль на другой уровень оказания услуг.

– Сейчас от населения слышим жалобы. Но сколько не говори, выше головы автобусным паркам не прыгнуть. Если нет субсидий, как обновлять автопарк? Жалуются люди и на грязные транспортные средства. Но вы ради интереса приходите вечером, посмотрите. Машины проходят через мойку и утром на маршруты выходят чистыми. Это город грязный. Раньше было такое правило: спецтехнику, например, со стройплощадок на городские улицы не пускали. За это штрафовали. Как-то несколько лет назад хотели возобновить эту практику, но инициатива быстро заглохла, – сетуют в ТОО «УралТехСервис».

Можно ли уследить за бессчетным числом строек, ведущихся в городе и его окрестностях, за состоя­нием спецтехники, колесящей по дорогам областного центра? Безусловно. Правда, для этого акимат города должен поставить такую цель и определить ответственных лиц. Пока же уральцам и гостям города остается ворчать по поводу грязных салонов общест­венного транспорта и дышать пылью городских дорог, несмотря на то, что из бюджета тратятся немалые средства на их постоянную очистку. Но это уже тема другого разговора.

Популярное

Все
Атомная генерация снизит зависимость от импорта энергии
В АЭС – наше развитие, наше будущее!
Снег ожидается в некоторых регионах Казахстана на выходных
На церемонии открытия Всемирных игр кочевников будет аншлаг
Подушевое финансирование ДЮСШ внедрят в Казахстане
«Астана» победила и теперь ждет в гости лондонский «Челси»
Акмолинские аграрии приступили к уборке урожая
Токаев подписал указ о республиканском референдуме
Глава государства поздравил президента Вьетнама с Днем независимости его страны
Семьям горняков окажут помощь
Курс на Справедливый Казахстан: новые стратегические инициативы президента
Жителям Атбасара вручили ключи от квартир
Смертельное ДТП произошло в Караганде
Паралимпийские соревнования по триатлону перенесены из-за грязной воды в Сене
Сборная Казахстана по хоккею сыграла с командой Словакии
Водоканалы соберут под одной крышей
Внедрение искусственного интеллекта – новый вызов для Казахстана
Новый посол Узбекистана приступил к работе в Казахстане
Костанайская область одной из первых завершила строительство домов для пострадавших
Более 350 тысяч первоклашек сели за парты
Казахстанский тренер принес две медали для Туниса на Олимпиаде
Страны Центральной Азии укрепляют позиции на мировой арене
Появится парк на «Колесных рядах»
Пострадавшие от паводка в ЗКО получили жилье
Важно постоянно находить новые точки соприкосновения
Кайрату Сатыбалды смягчили приговор
Консультативные встречи показывают высокую эффективность
Интеграция отвечает общим целям
Круглосуточную охрану приставили к дому девочки, попавшей в секс-рабство в Кызылорде
Премьер Индии призвал Украину и Россию к переговорам
Рыбалка закончилась трагедией
Казахстанцы собрали 140 млн тенге для впавшего в кому солдата-срочника
Автобус – не вертолет. Местные власти отстранили от работы перевозчика, обвинив его в саботаже
«Лучший педагог»: стартовал прием заявок на конкурс в столице
Тенге незначительно подешевел к доллару за неделю
Масштабный марафон «SARYARQA RUN» пройдет ко Дню Конституции в Астане
Быть или не быть АЭС – решим всей страной
Есть время и возможность подготовить атомщиков
Не использовавшийся по целевому назначению участок в Шымкенте вернули государству
В Великобритании начались испытания РНК-вакцины от рака лёгких

Читайте также

В Казахстане празднуют День семьи
Аида Балаева поздравила казахстанцев с Днём семьи
Не нужно путать атомную бомбу и мирный атом!
Совещаются молодые атомщики

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]