Моя подруга – любитель писать посты в соцсетях. Ладно скроенные тексты приятно почитать, тем более что и со смысловой нагрузкой там все в порядке.
Единственное, не всегда девушка «попадает» в грамматику и пунктуацию. Но специализированных университетов она не оканчивала. Мне, чего уж скрывать, ошибки в глаза бросаются, но опять-таки я в отличие от нее не сильна в компьютерных технологиях, так чего умничать?
А тут она мне сама написала на днях посмеяться: ее мама, в очередной раз поразившись дочкиному письму, посоветовала все же обращать внимание на запятые и написание слов.
– Представляю, каково тебе меня читать, – хмыкнула подруга.
На самом деле я не граммар-наци. И до пятого класса благополучно писала слово «сумасшедший» без второй буквы С. Запомнила эту свою типичную ошибку, потому что в ту пору я умудрилась заработать трояк за четверть по русскому языку – очень уж посредственно написала четвертной диктант с этим словом. Успокоило меня тогда «достижение» одноклассника Митьки Пономарева, сделавшего в слове «комбинезон» 5 ошибок и перекрывшего мою позорную славу троечницы – за четверть у него вышла двойка.
А потом как будто чакра какая открылась – диктанты и изложения стали писаться все лучше и лучше. При этом мое неумение запоминать правила никуда не делось – в голову они мне совершенно не лезли, но чтение книг сделало свое дело.
В институте повезло: языковые дисциплины преподавала профессор – неимоверно красивая и вкусно пахнущая дама с улыбкой Чеширского Кота. От восторга, что попала в руки такого педагога, я с головой ушла в языкознание, но хоть ты тресни, по-прежнему не могла объяснить, почему все 40 человек группы написали неправильно, а я единственная верно поставила окончания в словах «мурлычет» и «мяучит».
Были в моей жизни и другие учителя, привившие мне любовь к грамотности. Уже работая в газете, пару раз сталкивалась с собственной неосведомленностью: как же так, всю жизнь вот так писала и говорила, а тут на тебе! Стыдно не было, как говорится, век живи – век учись.
Стыдно мне за другое: порой даже школьные учителя моих детей пишут с ошибками. Запятые – дело, конечно, такое, их можно списать и на авторский стиль. И с вводными словами много нюансов, да. Так ведь не сказать, что наши преподаватели пишут витиеватые послания в чатах, где можно предложить альтернативный взгляд на синтаксис.
Что уж говорить про поголовную безграмотность в средствах массовой информации и социальных сетях? У меня даже есть свой рейтинг, какое информагентство пишет хуже, причем хуже во всех отношениях. Какой уж там высокий штиль по Ломоносову, если некоторые авторы не дотягивают и до программы средней школы?
Но концентрация неучей, безусловно, в соцсетях. Вот то самое избитое выражение – «кровь из глаз» – все больше кажется не фигурой речи, а вполне объяснимым и возможным состоянием после чтения постов некоторых товарищей.
Я уже молчу про извечную борьбу слов «надеть» и «одеть» (мой школьный учитель сама пишет их неправильно) и «вобще» и «вообщем» (нашла в Интернете: «вообщем» только в Google набрали неправильно более 15 млн раз!). Беда – в общем уровне безграмотности, и дело тут не в том, у кого какой язык родной. Болименее, канстантация, тубаретка, ищо (и с десяток иных вариантов написания), спосибо, из под тишка (мой фаворит) – малая толика того безобразия, которое лезет со всех интернет-дыр. Самое ужасное, что не только человек, написавший коряво, не видит ошибок, но и другие их не замечают, за редким исключением. А если кто-то и осмелится указать на промах, то оказывается под нападками типа «самый умный, што ле?» Остается только надеяться, что нынешнее онлайн-образование не нанесет непоправимый урон и так весьма шатким позициям словесности и письма.