![](/media/uploads/publication2/220/43/220431-image.jpg)
ПЛАЧЕВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Такой неутешительный вывод сделали члены ревизионной комиссии по Западно-Казахстанской области, представившие отчет на очередной сессии облмаслихата.
Взлетевшая за последние две недели стоимость продуктов питания в очередной раз неприятно удивила западноказахстанцев. Как всегда, многие вопросы были адресованы исполнительной власти: ведь есть же определенные рычаги регулирования цен на товары первой необходимости?
Одним из таких рычагов было принято считать стабилизационный фонд, входящий в структуру АО «СПК «AQJAIYQ». С каждым годом увеличиваются средства на его организацию, но что толку? Не увидели его и члены ревизионной комиссии по ЗКО. Ее председатель Алибек Кадырбеков представил народным избранникам и руководству области отчет, который по своему содержанию является заключением к отчету местного исполнительного органа об исполнении областного бюджета за прошлый год.
Так, проведенным аудитом эффективности управления активами субъектов квазигосударственного сектора в АО «СПК «AQJAIYQ» установлено, что со стороны органов государственного управления не ведется контроль деятельности СПК, ежегодно не достигается более 50% установленных планом развития показателей.
– Как показали результаты аудита, за все время существования СПК основные задачи создания не исполнялись: не реализован ни один прорывной проект, не реанимированы действующие нерентабельные производства. Более того, деятельность данного предприятия привела к убыткам и потерям бюджетных средств: 9 проектов, вложения СПК в которые составили 1 миллиард 405 миллионов тенге, остались нереализованными (создание производства солодкового корня, рафинированного масла, заготовка и хранение картофеля, создание сервисно-заготовительного центра), – отметил Алибек Кадырбеков.
Одной из важнейших задач СПК является формирование и использование регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров. В 2018–2019 годах фактически в формировании стабфонда было задействовано всего 40,2% выделенных из бюджета средств, оставшиеся размещались на депозитах в банках второго уровня.
– Необходимо отметить, что участие стабфонда в удовлетворении годовой потребности населения в продовольственных товарах колеблется в диапазоне от 0,14 до 3,3% и, соответственно, не оказывает влияния на формирование цен на рынке, – отметил Алибек Кадырбеков. – В ходе аудита также выявлены нарушения при осуществлении административных расходов СПК, в частности, при выплате премий председателю и членам правления в случаях, не предусмотренных действующим законодательством. Кроме того, сотрудникам СПК предоставлялись беспроцентные займы за счет средств предприятия, при этом никаких документов, регламентирующих данный процесс, не имеется.
Результаты аудита показали, что СПК практически не оказывает никакого влияния на социально-экономическое развитие области, соответственно, деятельность данного предприятия является неэффективной.
Исполнение бюджета 2020 года осуществлялось в кризисных условиях, вызванных пандемией. Государством принимались беспрецедентные меры по поддержке бизнеса и населения, изыскивались дополнительные источники финансирования. В связи с этим одним из важнейших аспектов исполнения бюджета являлось пополнение его доходной части.
В ходе аудиторских мероприятий в государственных органах, ответственных за полноту и своевременность поступлений налоговых, неналоговых и других платежей в бюджет, выявлены факты недостаточного уровня администрирования. По результатам аудита в управлении госдоходов Уральска зарегистрированы факты недопоступлений налогов и других обязательных платежей в местный бюджет на сумму 224,8 млн тенге (возмещено 210 млн тенге).
Также установлено, что в Уральске и некоторых районах области должностными лицами уполномоченных органов не был организован контроль исполнения обязательств в рамках заключенных договоров аренды жилья. Должностными лицами отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог областного центра не приняты меры по взиманию оплаты за пользование жилищем на сумму 3,1 млн тенге. По результатам аудита возмещено 1,5 млн тенге, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Аналогичные факты установлены по Казталовскому и Акжаикскому районам.
Один из важнейших аспектов – рациональное использование бюджета. Однако в отдельных случаях получается обратное. Так, на балансе управления внутренней политики Западно-Казахстанской области числится программное обеспечение стоимостью более 50 млн тенге, которое в настоящее время не функционирует.
В отделе жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Уральска с момента приобретения не используется программно-аппаратный комплекс «Система управления, учета и мониторинга работ» общей стоимостью более 132 млн тенге, предназначенный для осуществления контроля исполнения работ по уборке территории и контейнерных площадок с помощью цифровых инструментов, формирования актов выполненных работ по фактически исполненным работам исходя из базы данных. Раз дорогостоящее оборудование простаивает, значит средства на его приобретение потрачены впустую, сделали вывод в ревкомиссии.
К серьезным нарушениям законодательства РК, выявляемым ревизионной комиссией, относится неэффективное планирование бюджетных расходов, которое влечет за собой неосвоение бюджетных средств и недостижение запланированных показателей. Такие факты допущены в областном управлении сельского хозяйства по ряду бюджетных программ из-за отсутствия надлежащего анализа потребности и формирования необоснованных расчетов к бюджетной заявке.
В целом они привели к неосвоению бюджетных средств на сумму 79,2 млн тенге. Кроме того, выявлены финансовые нарушения на сумму 353,3 млн тенге – при реализации мер государственной поддержки не осуществлялся контроль за исполнением крестьянскими хозяйствами принятых обязательств о целевом использовании выделенных средств, что привело к необоснованным выплатам бюджетных средств в качестве субсидий.
НЕПРОСТАЯ АРИФМЕТИКА
Одним из ключевых направлений в работе ревизионной комиссии ЗКО в прошлом году стало проведение аудиторских мероприятий по вопросу эффективного использования бюджетных средств, направляемых на реализацию антикризисных мер, обеспечение экономической стабильности в условиях пандемии.
В рамках исполнения поручения Главы государства по обеспечению мониторинга и контроля за расходованием средств, направляемых на реализацию антикризисных мер, проведен аудит выполнения программы «Дорожная карта занятости на 2020–2021 годы».
– В период действия в стране чрезвычайного положения и карантина основная цель программы – создание рабочих мест и обеспечение доходов – не была выполнена, так как из-за отсутствия достаточного объема финансирования реализация большинства проектов была начата позже установленных сроков, – констатировал председатель ревизионной комиссии.
По его словам, на неисполнение запланированных показателей также повлияли сжатые сроки реализации программы (документ принят в марте 2020 года, а в апреле был сформирован перечень проектов), что привело к формальному подходу при отборе инфраструктурных проектов.
– Согласно условиям программы, приоритет при отборе отдается инфраструктурным проектам, требующим максимально трудоемких технологий, создающим наибольшее количество рабочих мест и обеспечивающим максимальную занятость по продолжительности работы и количеству трудоустроенных безработных. Однако анализ показал, что в перечень проектов, реализуемых в рамках программы «Дорожная карта занятости на 2020–2021 годы», были включены проекты, по которым на начало реализации программы работы по строительству и ремонту уже были завершены, соответственно, новые рабочие места не могли быть созданы, – отметил Алибек Кадырбеков.
Инфраструктурные проекты без показателя количества создаваемых новых рабочих мест не подлежат реализации. Тем не менее в перечень были включены переходящие проекты, договоры о государственных закупках, заключенных в прошлом году, соответственно, условия о создании новых рабочих мест, обеспечении 90% закупа товаров, работ и услуг у отечественных производителей и другие обязательные условия программы в договоры не включены.
При этом следует отметить: большинство реализуемых проектов направлено на проведение ремонтных работ, что не способствует созданию долгосрочных экономических активов и объектов, созданные рабочие места являются временными и не оказывают существенного влияния на уровень занятости и безработицы.
В ходе аудита с целью подтверждения достоверности данных информационной системы была произведена выгрузка с ЕИССТС по созданным рабочим местам по программе «Дорожная карта занятости на 2020–2021 годы» в разрезе реализуемых проектов. Анализ показал, что некоторые лица повторяются от 2 до 21 раза, в результате количество трудоустроенных лиц завышено.
Согласно пояснениям объекта аудита, данная ситуация произошла по причине сбоя в системе и наблюдалась также по другим регионам Казахстана. Впоследствии была произведена корректировка данных.
Как отметил спикер, информационная система мониторинга создания рабочих мест не дает объективной картины по трудоустройству. К примеру, при заключении и регистрации трудового договора лица отражаются в системе как трудоустроенные вне зависимости от количества отработанного времени, даже если человек отработал не более одного дня.
В результате на одно рабочее место в течение месяца могут трудоустроиться несколько человек, что приводит к завышению фактического количества созданных рабочих мест.
Кроме того, имеются случаи, когда трудоустроенные по завершению проекта переводятся на следующий объект, при этом в ИС фактическое количество созданных рабочих мест суммируется по всем проектам, в результате одно и то же лицо отражается в качестве трудоустроенного несколько раз, что также приводит к искажениям.
В соответствии со статьей 5 Закона РК «О государственном аудите» ревизионной комиссией были приняты меры по устранению выявленных нарушений.
НАРУШЕНИЙ НА 17,6 МЛРД ТЕНГЕ
В целом за прошедший год ревизионной комиссией было проведено 12 аудиторских мероприятий на 58 объектах, в результате чего выявлены нарушения на общую сумму 17,6 млрд тенге (в том числе финансовые нарушения – 15,1 млрд тенге, неэффективное использование бюджетных средств (активов) – 0,4 млрд тенге, неэффективное планирование – 2 млрд тенге). Также выявлены 201 процедурное нарушение и 34 недостатка.
На сегодня возмещено 300 млн тенге (36,7%) из подлежащих к возмещению 800 млн тенге, восстановлено 14,3 млрд тенге (100%). По оставшимся суммам не наступили сроки возмещения.
Кроме того, по итогам рассмотрения материалов аудита, переданных в уполномоченные государственные органы для привлечения виновных лиц к административной ответственности, были наложены и взысканы 45 административных штрафов на сумму более 3,2 млн тенге. К дисциплинарной ответственности привлечены 43 должностных лица, в том числе первые руководители объектов аудита, а также должностные лица, на которых возложена ответственность в рамках функциональных обязанностей.
В рамках совершенствования действующего законодательства ревизионной комиссией по ЗКО было направлено 14 предложений по внесению изменений и дополнений в нормативно-правовые акты.