
Достижение такого успеха стало возможным благодаря программе «Дарын», которая находит постоянную поддержку у Главы государства. За 20 лет ее реализации одаренными школьниками на самых престижных мировых предметных олимпиадах и научных соревнованиях завоеваны 2 264 золотые медали, 3 305 серебряных наград и 4 791 бронзовая медаль.
Ключевым звеном в общенациональной системе поддержки талантливых, деятельных ребят по праву служит республиканский научно-практический центр «Дарын».
– Миссия центра «Дарын» – поиск, профессиональная поддержка, развитие одаренных детей Казахстана, – говорит его директор Шолпан Кирабаева. – Мы приглашаем педагогов и тренеров! Мы – организаторы! У нас читают лекции выдающиеся ученые, преподаватели известных школ и вузов, постигают новое не только дети, но и их учителя.
Именно этот коллектив единомышленников воплощает в жизнь все эти годы образовательную политику государства, нацеленную на развитие интеллектуального потенциала личности. В годы становления все усилия были направлены на создание специально организованной образовательной среды, в которой каждый ребенок мог бы найти свое место, развивать свои способности, талант, и, разумеется, реализовывать собственные здоровые амбиции. Потому из года в год расширяется сеть специализированных организаций образования: если в конце 1990-х годов насчитывалось 15 школ, в настоящее время в стране успешно работает 131 специализированная школа.
Одаренными с первых дней не становятся. Мальчишек и девчонок обычных школ в обычных аулах и городах выявляют педагоги – неравнодушные, чуткие, от чьих слов «Молодец, умница!» и приходит желание учиться еще лучше, добиваться успехов и первых побед – сначала в школьных, районных, затем областных предметных олимпиадах. Для того чтобы олимпийское движение было на должном уровне, центр «Дарын» отправляет целые педагогические десанты из специализированных школ в районы для проведения обучающих семинаров, вебинаров, онлайн-совещаний для сельских учителей, директоров, психологов. Развита сеть интеллектуальных игр для выявления талантливых детей: «Акбота», «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру», «Британский бульдог» и другие. Так потихоньку, с начальных классов и даже детсадовского возраста формируется олимпийская среда.
А после 6 класса перед будущим большим математиком, физиком или биологом встает выбор: оставаться дома под родительским крылом или уезжать из родного села, городка в специализированную школу-интернат. Если выбор сделан, наступают годы упорнейшего труда, когда приходится корпеть над задачами и опытами, затем приходят победы на республиканских, международных олимпиадах.
Написать «приходят» – просто... Но сколько этапов нужно пройти на этом пути! Отбирают самых «золотых» ребят, занявших лучшие места на республиканской олимпиаде, в итоге на первые сборы приходят 20 человек, потом их остается 15, и дальше – по убыванию, пока не сформируется пятерка-четверка самых-самых, которые дни напролет занимаются теорией, практикой на учебно-тренировочных сборах в лабораториях Казахского национального университета им. аль-Фараби, Назарбаев Университета, Казахстанско-Британского университета и других вузов-партнеров. А еще отправляются на стажировки за рубеж, чтобы увидеть, как работают олимпийцы в других странах.
На 50-м месте в числе более чем 120 стран мира была казахстанская сборная в конце 1990-х. Но уже в 2006 году заняла 35-ю строчку, в 2016-м – 11-ю и в 2017 году – 10-е место. Если в 1998 году наши олимпийцы принесли стране 17 медалей, то в 2016-м – 1 273. Это ли не подтверждение того, что Казахстан входит в 30 конкурентоспособных стран мира?!
Наша страна в знак признания заслуг олимпийцев была удостоена чести в организации и проведении престижных мировых предметных олимпиад. РНПЦ «Дарын» при поддержке Министерства образования и науки были проведены в 2003 году Международная олимпиада по русскому языку для выпускников стран СНГ и Балтии, в 2006-м – 7-я Азиатская олимпиада по физике, в 2010-м – 51-я Международная математическая олимпиада, в 2012-м – 46-я Международная Менделеевская олимпиада по химии, в 2014 году – 45-я Международная олимпиада по физике, в 2015-м – Международная олимпиада по информатике и в 2017 году – 51– я Международная Менделеевская олимпиада по химии. Сегодня специализированные школы выступают инициаторами многих инновационных проектов в сфере образования и воспитания, направленных на всестороннее гармоничное воспитание учащихся.
– Опыт Казахстана заинтересовал соседей, – рассказывает Шолпан Кирабаева. – Приезжая к нам на международные олимпиады, – а все они прошли на высоком уровне, – коллеги восхищались: «Вот это поддержка – 131 школа, и все в них для детей бесплатно!» Приезжали делегации из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана изучать опыт по работе с талантливыми детьми. И только в Таджикистане, потому что работа с одаренными требует огромнейших усилий, создали не центр, а методический кабинет при Министерстве образования, открыли президентские школы. Чуть позже проявил огромный интерес Татарстан, мы поделились с коллегами всеми наработками, и они открыли в Казани республиканский центр по поддержке одаренных детей.
Где сегодня бывшие олимпийцы?.. Слышу в ответ: олимпийцы бывшими не бывают. Они, в том числе и в нашей стране, реализуют социальные проекты, организуют свой бизнес, конструируют роботов, создают технологии для космоса, для автомобильной и электронной промышленности, проводят сложные химические опыты и физические эксперименты. Это уже, образно говоря, бородатые дяди, но по-прежнему до мозга костей олимпийцы, они участвуют в разработке методических рекомендаций, задач, ведут научное руководство, помогая пестовать следующие поколения любознательных, талантливых. Огромное спасибо казахстанским разработчикам олимпиадных заданий, научным руководителям, тренерам республиканской сборной команды и многим-многим другим за поддержку олимпиадного движения!
Жизнь не стоит на месте, мир стремительно меняется, растет конкуренция. Будем ли мы сами производить уникальные технологии, делиться с миром прорывными знаниями, сможем ли сделать окружающую среду безопаснее и комфортнее для жизни, будем ли гордиться достижениями отечественного искусства, нашими спортивными рекордами или будем завидовать чужим триумфам? И, наконец, сможем ли ответить на глобальные цивилизационные вызовы, обеспечить лидерство и суверенитет родной державы? Ответы на эти вопросы, говорят в «Дарыне», – их повестка дня, их перспективный план.