Должны ли банки отвечать за «дыры» в своей системе безопасности?

22264
Елена Ульянкина, Карагандинская область

Кредит доверчивости

Если вам звонят из банка, то это мошенники. Такую простую истину полицейские давно пытаются внушить казахстанцам, но они все равно попадают в сети аферистов. Банки, как правило, перекладывают финансовую ответственность на людей, хотя сами оказываются вовлеченными в преступление. Может, и они должны отвечать за «дыры» в своей системе безопасности?

Сама виновата?

«Я думала, что со мной такого не случится!» – сказала жительница Караганды Юлия Уварова, когда приехала в отдел полиции писать заявление о мошенничест­ве. Аферисты, как выяснилось, оформили на мать-одиночку, воспитывающую двоих детей, кредит в миллион тенге.

Женщина рассказала, что ей позвонил человек, представившийся сотрудником службы безопасности. Он сообщил, что зафиксированы попытки оформ­ления кредитов на ее имя сразу в четырех банках.

– Я испугалась и ответила, что никакие заявки не подавала, – рассказывает Юлия Уварова. – Я ему поверила. Тем более что он прислал мне на WhatsApp фотографию своего служебного удостоверения. В нем были указаны фамилия, имя и отчество: Алиев Мансур Каримович. Я не подумала, что оно может быть поддельным. Я поддалась панике и спросила у него: «Что сделать, чтобы отменить заявку на кредит?» Он сказал, что поможет. Прислал ссылку на мобильное приложение Евразийского банка, сказал, чтобы я его скачала, установила и прошла регистрацию.

Юлия выполнила все указания афериста. В мобильном приложении она ввела свой ИИН, номер телефона и прошла идентификацию по лицу. А потом на ее смартфон посыпались сообщения с кодами подтверждения и ссылками. Мошенник, получив удаленный доступ к мобильному устройству карагандинки, подал от ее имени заявку на онлайн-кредит в один миллион тенге. Банк ее моментально одобрил. После этого в течение нескольких минут деньги были переведены на неизвестный счет в Алматы. А в мобильном приложении Smartbank появился график ежемесячных платежей – по 40 тыс. тенге в течение пяти лет. Общий долг жертвы мошенника с учетом процентов составил около 2,5 млн тенге.

В тот же день карагандинка обратилась в полицию. Заявление у нее приняли, но обнадеживать не стали.

– В полиции мне сказали, что обычно мошенники звонят из-за границы с подменных номеров, – продолжает Юлия. – Поэтому, скорее всего, найти их не удастся. А банк кредит с меня не спишет. Поэтому придется платить.

Карагандинка обратилась и в Евразийский банк, надеясь, что его работники войдут в положение и аннулируют кредит. Но не тут-то было. Представитель службы безопасности принял у нее заявление и объяснил, мол, сама виновата. Потому что сама зарегистрировалась в мобильном приложении и подала заявку на онлайн-кредит – пусть даже под психологическим воздействием афериста.

Женщина понимает, что попала в сети афериста-психолога и совершила ошибку, поддавшись его влиянию. При этом она считает, что вина лежит не только на ней, но и на банке. Ведь это он так просто выдает кредиты – без личного присутствия заемщика, без дополнительной проверки, без подписей. А это делает банковскую систему безопасности уязвимой.

Без шансов?

Юлия Уварова написала жалобу в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка и обратилась к его региональному представителю в Караганде. Он ответил, что отправит в банк письмо-ходатайство с просьбой не начислять карагандинке проценты и пени, пока идет расследование уголовного дела о мошенничестве. Но это не значит, что ответ будет положительный.

– За время моей работы к нам обратились около 30 человек, на которых мошенники оформили кредиты, – говорит начальник управления региональных представителей в Караганде АРРФР Жанибек Маметкулов. – В таких случаях мы проводим документальные проверки. Чаще всего устанавливаем, что люди сами проходили регистрацию в мобильных приложениях банков, идентификацию, биометрию и вводили секретные коды. Им мы советуем обращаться в полицию и ждать итогов расследования. Шансов мало, но бывает, что аферистов находят и осуждают. После приговора у жертвы мошенника появляется право подать в суд на расторжение договора займа.

Во время проверки сотрудники Агентства по регулированию и развитию финрынка выясняют, не было ли нарушений при выдаче кредита. В частности, не превышен ли коэффициент долговой нагрузки. Сейчас он по законодательству составляет не более 0,5. То есть ежемесячный платеж по всем кредитам, которые есть у заемщика, не должен быть более половины его зарплаты. Если такое нарушение будет выявлено, то у жертвы мошенников появится основание подать в суд на банк и потребовать аннулирования кредитного договора.

– Но, как правило, банки не нарушают коэффициент долговой нагрузки, – продолжает Жанибек Маметкулов. – Как бы это жестоко ни звучало, но в ситуации с мошенничеством банки законодательно правы. Да, заемщики подают в суды и требуют расторжения договора, но пока ни один из них процесс не выиграл. Выигрывают только тогда, когда доказывают, что оформляли кредит не сами, или когда банк в нарушение правил не провел идентификацию и проверку клиента.

Региональный представитель Агентства по регулированию финрынка не считает банковскую систему онлайн-кредитования уязвимой. Сейчас в ней действует двухфакторная защита – через идентификацию клиента с помощью биометрии и кодов подтверждения. Но аферисты все же находят способы ее обойти.

ответственны все

– Наверно, уже все слышали о мошенниках, которые снимают деньги с банковских карт и оформляют кредиты. Но люди все равно поддаются на их уловки. Возможно, они действительно хорошие психологи, – рассуждает замначальника департамента полиции Карагандинской области Абиль Абильдин.

Полицейский констатирует, что количество зарегистрированных интернет-мошенничеств в Карагандинской области уменьшается. В прошлом году их было 1 751, а в этом – 1 433. Дают результат профилактические видеоролики в социальных сетях, публикации в СМИ, и действует сарафанное радио. Но люди все равно клюют на удочку аферис­тов, а потом бегут в полицию и просят вернуть им деньги.

– В основном мошенники звонят из России и Украины. Но есть и наши, – рассказывает полковник полиции Абильдин. – Не так давно мы задержали шесть организованных преступных групп. Только одна из них совершила 130 мошенничеств! Это жители Южно-Казахстанской области. Они узнавали данные своих жертв через социальные сети, звонили им и оформляли на них потребительские кредиты. Изначально у нас было около 20 заявлений от потерпевших. А потом на основании показаний преступников и данных о денежных переводах удалось установить более 100 других жертв.

Работу сотрудникам полиции сильно усложняют бюрократия, ведь почти на каждое следственное действие им приходится получать санкцию суда или прокурора, и подменные телефонные номера. С них чаще всего мошенники звонят из-за рубежа. На смартфоне потенциальной жертвы он высвечивается как обычный номер казахстанского оператора.

– Сейчас МВД проводит работу по блокировке подменных номеров, – объясняет замначальника департамента полиции. – Здесь ответственность ложится на сотовых операторов. Они видят, когда идет звонок с подменного номера, и должны его блокировать. Я не IT-специалист, но понимаю, что это возможно.

Банки тоже должны приложить усилия для того, чтобы усложнить жизнь мошенникам. Во-первых, жестче контролировать своих работников. Ведь нередки случаи, когда через них происходит утечка персональных данных клиентов, информации об их картах и депозитах. А во-вторых, банкам стоит «залатать» дыры в своей системе безопасности. Ведь если аферисты ее пробивают, значит, они есть.

– Конечно, ответственность банков есть, – высказывает свое мнение Абиль Абильдин. – Виноватыми я их не могу назвать, потому что выдавать кредиты и создавать удобство для клиентов – это их работа. Но их меры предосторожности оставляют желать лучшего. Банки должны привлекать своих IT-специалис­тов и постоянно разрабатывать новые формы защиты от интернет-мошенников.

По мнению полковника Абильдина, нужно постоянно совершенствовать законодательство. В частности, следует ввести запрет на продажу sim-карт без регистрации и уголовную ответственность для тех, кто помогает мошенникам обналичивать украденные деньги. Чаще всего они уходят от наказания, уверяя, что не знали, для кого и зачем снимали в банкоматах миллионы. А в итоге все эти проблемы замедляют работу сотрудников полиции и дают карт-бланш мошенникам.

Популярное

Все
Лица старого Уральска
Коммунальная перезагрузка
Хендмейд «с душой» стоит дорого, но ценится еще выше
В столице начали выпускать макароны без глютена
Обращаясь к истокам
Супермаркеты Караганды завышали цены
Посредников станет меньше
Инвестиции в здоровье людей
Тарифы поссорили предпринимателей с монополистами
«Умные» огни современного города
Танец в «западне»
От идеи к воплощению
Подведены итоги олимпиады для учащихся сельских школ
Тогызкумалак в Латинской Америке
Героический эпос в новом прочтении
Где купить соғым в Астане
Сказка про люрекс
Широкий спектр услуг предоставит Молодежный ресурсный центр села Баканас
Кузница музыкальных кадров
В поисках Шерлока Холмса
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Трудов высокая оценка
Казахстан и Россия: новые горизонты стратегического партнерства
«Мост дружбы»: казахстанская художница рассказала о подаренной Владимиру Путину картине
Владимир Путин прилетел в Астану
Сегодня начинается государственный визит Президента России в Казахстан
Разбивавших машины и остановки вандалов наказали в Астане
Регионы развивают связи и наращивают взаимодействие
В Караганде запустили новый казахстанский маркетплейс
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок
Сохраняя беспристрастность и объективность
Мы – из Казахстана!
Опреснительный завод начали строить в Мангистау
Казахстан – Россия: стратегическое партнерство, обращенное в будущее
Ветер перемен на рынке кровельных материалов: Казахстан делает ставку на шифер
Какая погода будет в Казахстане в ближайшие дни
В Испании снимают фильм о Карлаге
Совместное заявление президентов РК и РФ об углублении партнерства в условиях нового глобального порядка
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
До золота рукой подать
Больничный теперь не подделаешь
Адлет Барменкулов покидает пост президента КФФ
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Фуры двинулись в обход мегаполиса
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
На трассе Балхаш – Сарышаган задержали военного с крупной партией наркотиков
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
Нацбанк сообщил о переходе на международный стандарт ISO 20022
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
В Египте перевернулся автобус с туристами из Казахстана

Читайте также

Аудит проверил стройку
Песочницы за два миллиарда
У коммунальщиков – свой светофор
«Холодное сердце» Мангистау

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]