Дороги большого города

4943
Любовь Доброта

Через два года в Шымкенте обещают завершить строительство дорожной сети, которая позволит связать микрорайоны и отдаленные жилые массивы города качественными дорогами.

фото автора

В Шымкенте ведется беспрецедентное по масштабу дорожное строительство, предусматривающее сооружение транспортных развязок, прокладку новых дорог и реконструкцию существующих. Поставлена задача по обеспечению беспрепятственного движения транспорта по магист­ральным улицам, соз­данию комфортной дорожной сети не только в центре, но и на окраинах Шымкента, а также выведению транзитного транс­портного потока за пределы города, что позво­лит значительно улучшить экологию.

– На этом участке пробок точно не будет, – уверенно заявляет главный специалист городского управления транспорта и автомобильных дорог акимата Шымкента Нурбол Кожабеков.

 – В октябре откроем проезд вдоль улицы Байдибек-би. Развязка рассчитана на передвижение сорока тысяч машин в сутки. Водители уже сейчас могут оценить комфорт, передвигаясь в обоих направлениях по улице Аргинбекова. Можно уже пользоваться двумя правыми съездами. К 21 сентября откроем еще один съезд и эстакаду.

Сказать, что горожане с нетерпением ждут сдачи в эксплуатацию транспортной развязки, это ничего не сказать. Строить ее начали еще до того, как дост­роили развязку тоннельного типа на пересечении улицы Рыс­кулова и проспекта Кунаева, который перетекает в проспект Байдибек-би.

Два крупных дорожных проек­та, расположенных на одной линии на расстоянии примерно в километр друг от друга, стали настоящим испытанием на прочность.

Автомобилистам на протяжении нескольких лет приходится искать альтернативный маршрут передвижения, чтобы не стоять в километровых дорожных заторах, а горожанам – подстраиваться под меняющиеся марш­руты движения общественного транспорта.

…И вот проект вышел на финишную прямую. Я стою на верхней точке первой в городе трехуровневой транспортной развязки, половина проезжей части которой одета в асфальт. Со стороны дендропарка завершается обустройство дорожного полотна, его без устали утюжат машины для укатки и уплотнения грунта. Проект обошелся казне в 11 млрд 415 млн тенге.

– Проект очень сложный и в то же время для Шымкента знаковый, – считает руководитель проекта компании BI Group Азат Молдахметов. – Трехуровневая развязка расположена в самом центре города среди существующей застройки. Стесненные условия строительства предполагали изменение прохождения трасс, пришлось подстраивать их под условия существующего бизнеса, городских объектов, требования заказчика. Было много сложностей, связанных с началом строительства: от переноса коммуникаций до проект­ных изменений. Нам пришлось переносить сети газоснабжения высокого и среднего давления, водопровод поливочный и питьевой магистральный, инженерные сети связи, электросети.

Дорожных строителей ждало много неожиданностей. Чего стоит только затопление тоннельной части по улице Аргинбекова! Это нижняя точка объекта, и сюда хлынули все дождевые осадки плюс потоки воды из переполнившегося канала по улице Байтурсынова. В начале года, когда уже велась отделка керамогранитом, тоннель полностью затопило. Такие наводнения случались шесть раз. И чтобы продолжить работу, снова приходилось устранять их последствия.

– По проекту предусмотрен водоотвод – труба диаметром 500 миллиметров, идущая посередине дороги, – поясняет Азат Молдахметов. – Но на тот момент он еще не был построен. Теперь же имеется два приемоч­ных колодца, связанных с городским коллектором. Так что больше таких потопов не будет. Для пешеходов на всех съездах предусмотрены спуски, пандусы для людей с инвалидностью, пешеходные переходы.

Это вторая по счету крупная транспортная развязка в городе из запланированных пяти. Еще три будут возведены в ближайшую пару лет. Причем две из них тоже появятся на проспекте Байдибек-би, ведущем в город со стороны Алматинской трассы. Именно в этом направлении разрастается Шымкент, строятся новые микрорайоны, жители которых предпочитают передвигаться на личном автотранспорте. Так что несложно прогнозировать рост дорожного движения.

А чтобы избежать его коллапса, нужен продуманный и надеж­ный транспортный каркас. Уже в следующем году начнется строи­тельство развязок на пересечении улиц Рыскулова и Жибек Жолы, проспекта Байдибек-би и улицы Толеметова в районе зоо­парка, а также на пересечении проспекта Байдибек-би и трассы А-2 Алматы – Ташкент. Вместо так называемого «бозарыкского кольца» к концу 2025 года появится «клеверная» развязка. Именно такой проект планировали на Кунаева – Рыскулова, но расчеты показали, что без масштабного сноса на имеющемся «пятачке» отдельные съезды с закруглениями больших радиу­сов не втиснуть.

Так что шымкентцев ждут как минимум два непростых года, пока не завершится строительство запланированных транс­портных развязок. В городском акимате постарались по возможности снизить неизбежные неудобства, инициировав ряд дорожных проектов, позволяющих равномерно распределить транспортные потоки. Для этого решено до конца следующего года завершить строительство продолжения десяти улиц, расположенных параллельно прос­пекту Байдибек-би.

Продление дороги по улице Байтерекова до улицы Алтынсарина, выход улиц Кенжак, Аксумбе и других на трассу А-2 позво­лит водителям выстраи­вать маршрут движения альтернативный проезду по улице Байдибек-би. Одним из первых начали осуществлять проект по пробивке дороги по улице Утегенова на отрезке от улицы Тулеметова до микрорайона «Шымсити». Он уже вышел на завершающий этап. Эта транспортная артерия призвана взять на себя основную нагрузку, после того как начнется строительство развязки в районе зоопарка.

Проект, протяженность которого чуть меньше полутора километров, разделен на два этапа, соединяющихся на улице Сырым-батыра в микрорайоне «Кайтпас». 900-метровое шоссе, ведущее отсюда через городской пустырь до «Шымсити», уже успели облюбовать автомобилисты, оценив комфорт передвижения по широкой прямой и, что немаловажно, короткой дороге.

Сложнее оказалось строить в жилом массиве, где для расширения существующего проезда потребовалось изъятие земли на госнужды. В основном удалось ограничиться выкупом незначительных по площади земельных участков шириной от двух до шести метров. К счастью, там снос жилых домов не понадобился, иначе изъятие могло бы затянуться на неопределенное время. Во всяком случае, из десяти объектов, попавших под снос, четыре домовладельца не согласны с суммой компенсации и обратились в суд. Это существенно тормозит работу дорожников, вынужденных перестраивать свой график.

– Если сноса недвижимых объек­тов при строительстве дороги нет, работать в разы быст­рее, – говорит начальник участка ТОО «Ален транс жол» Болат Таджибаев, руководящий строи­тельством кольцевой развязки на пересечении микрорайона «Шымсити» и трассы А-2. – Мы тоже ждем, пока решится вопрос по двум объектам, попавшим в зону строительства. Пока фронтом работ обеспечены, и это не так критично. Надеемся, за месяц-полтора земля под госнужды будет выкуплена, а вопрос закрыт, и нам не придется задерживать перенос водопровода, а значит, и последующий ввод столь важного объекта.

У дорожников есть проекты, сроки строительства которых сдвигаются из-за затянувшегося процесса изъятия земель. Это сейчас, пожалуй, главная проблема, заставляющая строителей на ходу перестраиваться.

– Если из десяти домов один хозяин не соглашается на изъятие – все, стоим, – комментирует Нурбол Кожабеков. – Больше всего изъятий на строительстве пятого этапа продолжения прос­пекта Кунаева. Он проходит через микрорайон «Сауле». В общей сложности 289 объектов попали под изъятие. Изъято же только 50 участков. И чаще всего вопрос упирается даже не в сумму компенсации, а в нежелание домо­владельцев оставлять свой дом и куда-то переезжать. Между тем это архиважный проект, учитывая, что со стороны Ташкента в город ведет единственная дорога, да и та проходит через тоннель.

Аким Шымкента Мурат Айте­нов регулярно инспектирует ход исполнения работ в рамках проекта, призванного снизить нагрузку на единственную подъезд­ную восточную дорогу. На днях он ознакомился с положением дел на втором этапе строи­тельства продолжения улицы Кунаева протяженностью 1,7 км. Дорожникам предстоит построить шестиполосное шоссе шириной в 42 метра.

На объекте уже выполнены работы по установке подпорных стен и переносу инженерных сетей. До конца года часть отрезка дороги от улицы Туркестанской до железной дороги планируется открыть для движения транс­порта. Аким города поручил ускорить процесс изъятия для госнужд земельных участков, находящихся в зоне строительства.

А вот жителям массива Кызылсай, отрезанного от большой дороги железнодорожными путями, повезло больше. Десятилетиями жившие в изоляции люди наконец-то получат путепровод, по которому смогут заезжать в Кызылсай легковые и грузовые автомобили, избавившись от необходимости делать крюк в 10 км. И при этом обошлись частичным изъятием земли, сносить дома здесь не пришлось.

Выемка грунта глубиной в 12 метров под существующими железнодорожными путями уже позволяет видеть очертания будущего путепровода, о строительстве которого местное население не смело и мечтать. Даже после того как пригородный аул вошел в состав Шымкента.

Довольны и жители улиц Амангельды и Кисык, что в Старом городе. Они дождались своей очереди на проведение ремонта дорог, как и жители еще почти 300 городских улиц в пяти райо­нах города общей протяжен­нос­тью более 200 км.

– В этом году в соответствии с городским планом развития для формирования благоприятной среды проживания местного населения приоритет отдается ремонту внутриквартальных улиц, переулков и проездов в мик­рорайонах и жилых массивах, отдаленных от центра, – сообщил Нурбол Кожабеков. – Сейчас набирает обороты асфальтирование дорог в отдаленных населенных пунктах. Для нас важно, чтобы люди, живущие на окраинах, не чувствовали себя обделенными.

Нурбол Кожабеков утверждает, что в Шымкенте достаточно специалистов, способных строить­ качественно и надолго. И это тот случай, когда количество перешло в качество. По мере увеличения масштабов дорожного строительства появились и хорошо работающие компании. Хотя замечания как результат жесткого контроля и спроса за качество к ним, конечно, есть.

За полгода инспектирующими органами в ходе проверок качест­ва больше чем 200 км отремонтированных дорог выявлено 136 недочетов при обустройстве асфальтового покрытия. Все замечания устраняются. После того как эксперты указали на недостатки, подрядными организациями оперативно и за свой счет переложено 800 кв. м асфальта. И это правильно. Без жесткого спроса к качест­ву дорожного строительства и ремонта городу вряд ли удастся довести состояние 98% своих дорог до нужного уровня. Чтобы добиться исполнения этой задачи, у мегаполиса в запасе остается чуть более двух лет.

Популярное

Все
Политика здравого смысла
В Улытау раскрыто 15 фактов кражи скота
Лисицы вышли к людям
Сделать работу сельских акимов эффективной
Чтобы тайное стало явным
Срок годности мембраны – четверть века
С газом почти все!
Вечно новый мир классики
Звучали стихи о родной земле
Перспективы индустриальных парков
Сердцу милые мотивы
Аварии можно предупредить
Чтобы люди не уезжали
Хоргосский узел модернизируется
Чокан Валиханов – человек-эпоха
Формируется Единый строительный портал
Подключение происходит поэтапно
Секрет жизненной энергии
Рабочий офис на колесах
Правовая культура формируется через конкретные практики
Началось строительство сталелитейного завода
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Из казармы в кампус
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Уверенный рост экономики Приаралья
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Запущен завод по переработке мяса птицы
Это другой мир: казашка рассказала о том, каково быть волонтером в Африке
В Астане вводят ограничения из-за ухудшения эпидситуации
Нашумевший фильм «Ауру» обсуждают в Казнете
Пройдемся по индустриальной Караганде
Объявлена победительница «Мисс Вселенная 2025»
Фехтовальщица София Актаева завоевала серебряную медаль Исламиады-2025
Гвардейцам вручили ещё 400 сертификатов в ВУЗы
Опасное погружение и обманутые судьбы: есть ли дорога назад?
Казахстанцев предупредили об изменениях в ПДД
И Полтава, и Коломак, и Червоний шлях
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Президент Финляндии провел лекцию в Maqsut Narikbayev University
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
На 50 млн тенге оштрафованы предприниматели за необоснованные цены
Реформы Президента по развитию села работают на укрепление национальной идентичности – Спикер Сената
В основе успехов отечественных аграриев лежит самоотверженный труд и государственная поддержка

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]