Дорожный кошмар

1633
Галина Вологодская

Природное обаяние Восточного Казахстана перечеркивают плохие дороги.

Ни по земле, ни по воздуху

Алаколь, Бухтарминское водо­хранилище, Зайсан, Маркаколь, Катон-Карагайский район… На востоке страны много туристических «фишек», но даже к самым популярным из них дорога часто пребывает просто в адском состоянии.

Накануне туристического сезона-2022 на площадке областной палаты предпринимателей прозвучали красноречивые данные. Восточно-казахстанский участок трассы Талдыкорган – Калбатау – Усть-Каменогорск, реконструируе­мый с 2019 года, обещали сдать в конце 2021-го. Но по факту из 454 км трассы на сегодня асфальт уложен на 211 км, или на 46% маршрута. То есть больше половины пути – это объезды, ухабы, пыль столбом, летящие из-под колес камни, разбитые лобовые стекла…

По сути, по сравнению с прошлым годом, когда желающие попасть на Пестрое озеро массово жаловались на дорожный кошмар, ничего не изменилось.

Как пояснили в облфилиале КазАвтоЖол, задержка с завершением дорожного проекта связана с удорожанием материалов и, соответственно, финансовыми проблемами подрядчика. В нацкомпании, правда, заверили, что будут реагировать на жалобы предпринимателей, поступающие в колл-центр 1403. Плюс пообещали следить, чтобы на объездах работали «поливалки».

– Движение от Усть-Каменогорска или Семея до Алаколя безопас­ным не назовешь, – отметила руководитель баз отдыха Елена Асылбекова. – Дальнобойщиков страшно обгонять, потому что из-за пыли не видно, что впереди. Едешь по колдобинам, не щебенка, а булыжники!

В числе проблемных предприниматели также назвали дорогу, соединяющую железнодорожную станцию Жаланашколь с курорт­ной зоной. А ведь в ее ремонт в 2018 году вложили почти 1 млрд тенге.

В плачевном состоянии пребывают отрезок от села Маканчи и проезды вдоль берега. Нет ясности по аэропорту в Урджаре, закрытому на реконструкцию с апреля 2021-го.

Руководство области обещало здесь взлетно-посадочную полосу и рулежную дорожку с расчетом на прием солидных пассажирских самолетов класса Embraer, Bombardier и других. Должен был появиться терминал с пропускной способностью 150 пассажиров в час. Работы тянутся больше года, и тут в апреле аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов заявляет: необходимо еще откорректировать проект – оснастить аэропорт видеонаблюдением и наружным освещением. Более того, документация на новый терминал, как пояснили в акимате, находится пока на стадии согласования.

Словом, точные сроки открытия воздушной гавани до сих пор неизвестны. Тем не менее, люди надеются, что остро востребованные авиарейсы заработают.

– У нас активный сезон бронирования, а мы не знаем, что клиентам отвечать, – поделились тревогой владельцы баз отдыха. – Брать билеты на поезд? Ждать, что аэропорт откроют? Ехать на личном автомобиле по объездам? Мы до сих пор не можем людей сориентировать. Завтра, когда у них не получится с транспортом, начнутся возвраты путевок, – это к гадалке не ходи.

Как отметили в областной туристической ассоциации, в пик сезона на Алаколе ежедневно отдыхают примерно 35 тыс. человек, в том числе 12 тыс. на восточно-казахстанском побережье. Кто-то приезжает на 3 дня, кто-то на 10 дней или две недели. Большинство – на 5–7 деньков. Другими словами, ежедневно необходимо доставлять примерно 6 тыс. туристов.

Возможно, кто-то рискнет отправиться на личном транспорте по убитым дорогам – есть такие фанаты Пестрого озера. Хотя с каж­дым годом их все меньше. Кто-то до последнего понадеется на возобновление авиасообщения. Большинство, конечно, выберут железнодорожный транспорт. И… рискуют остаться ни с чем. Судя по статистике прошлых сезонов, в сторону Алаколя поезда доставляли примерно 1 300 пассажиров в день. А потребность втрое-вчетверо выше! Спросите любого, кто хоть раз пробовал купить железнодорожные билеты на Пестрое озеро, – это из области нереального. Приобрести билеты невозможно практически до конца августа.

– Предприниматели реально предоставляют достаточно приличный уровень сервиса, – отметили в турассоциации. – Отдыхающим предлагают питание, номер с цивилизованным санузлом и горячей водой. Соответственно, здесь более дорогой чек, чем, например, на базах Бухтарминского водохранилища. Сюда стремится платежеспособная пуб­лика. При этом сегодня с билетами на авиа- и железнодорожное сообщение ничего не понятно. Автомобильная дорога в ужас­ном состоянии. Люди задаются вопросом: зачем им эта головная боль, когда одно за другим открываются проверенные зарубежные направления? Многие, кто в феврале-марте оформил бронь на алакольские базы, начинают от нее отказываются.

Жесткие условия

Один в один ситуация с проез­дом к базам отдыха Риддера, на Бухтарминское водохранилище в районе Алтай и Кокпектинском районе, к туристическим центрам в Зайсанском районе. В марте «Казахстанская правда» рассказала об увязшем в бюрократии и корректировках важнейшем проекте реконструкции Осиновского перевала («Дорожное невезение», 10 марта 2022 года). ­Объект оказался брошен на полпути, в результате проезд к известной зоне отдыха Голубой залив – это километры опасных серпантинов, ям, ухабов, пыльной тряской грунтовки… Все как и прежде.

Другой пример. Восточно-казахстанский участок трассы Омск – Майкапшагай в 711 км – это часть транспортного коридора между Россией и Китаем и в то же время маршрут к зайсанским просторам с их знаменитой рыбалкой, охотой, бердвотчингом, пантолечением… К его реконструкции приступили в 2018 году, проектный срок сдачи – июль 2022-го.

Полтора месяца назад сенатор Ольга Булавкина констатировала: готовность отрезка Калбатау – Майкапшагай длиной 415 км – 29%. Следом вице-премьер Роман Скляр уточнил: у правоохранительных органов возникли вопросы к подрядчикам по расходованию средств, на завершение проекта необходимо еще минимум два года.

– Мы специально сами проехали до Зайсана, чтобы потом объективно информировать клиентов, в каком состоянии находится трасса, – рассказали в региональной туристической ассоциации. – Где-то работы остановлены, на некоторых участках успели уложить асфальт, но проезда по ним все равно нет. Весь транспорт идет по объездам: тряска, пыль до неба. Жесть. КазАвтоЖол обещал, что подрядчик будет поливать гравийку, но, как известно, обещать – не значит жениться.

В запросе сенатора указана стои­мость реконструкции 415-километрового участка – 155 млрд тенге. Из этой суммы 86 «ярдов», по данным парламентария, подрядчику уже выплатили. Что в сухом остатке получил район от дорогостоящего дорожного проекта? Сорванные сроки, жуткие условия для водителей и пассажиров, возмущение предпринимателей, населения, спад интереса к местным туристическим базам.

Напомним – речь о стратегической трассе республиканского значения!

Как известно, туризм – это искусство гостеприимства, где важен каждый момент: качество дороги, класс отеля, уровень кухни, услуг... Человеку, заплатившему за отдых, важно знать, что взамен он получит уют и радушие. Причем негативные мелочи могут перечеркнуть даже яркие встречи и события. Тот же участок трассы Калбатау – Майкапшагай в начале реконструкции презентовали как дорогу, которую водители будут пролетать за 4 часа, и где появится больше 30 объектов придорожного сервиса – кафе, кемпингов, санузлов. Пошел пятый год проекта – ничего из того, что обещано, нет.

– Бизнес бьется, чтобы создать условия для людей, – заключили в турассоциации. – Несмотря ни на что, у природы Восточного Казахстана масса поклонников. Недаром край называют жемчужиной Казахстана. Но усилий одних предпринимателей мало. В стране немало государственных программ по развитию туризма. Хочется, чтобы они заработали.

Популярное

Все
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Уральске реконструируют набережную
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
«Умный» дым: Петропавловская ТЭЦ-2 запускает трубу с системой мониторинга
«Что мне нужно сделать, чтобы его обыграть? Не знаю» — Бублик о предстоящем матче на «Ролан Гаррос»
Я – жертва и живой свидетель массового голода
Штормовое предупреждение объявлено в Казахстане
Структурная реформа в футбольном судействе даст свои плоды
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Нацгвардия подарила детям особенный праздник
Токаев поздравил казахстанцев с Днем защиты детей
Сегодня WhatsApp прекратит работу на нескольких устаревших моделях смартфонов
Токаев ратифицировал соглашение с Кыргызстаном о взаимной защите инвестиций
1,7 трлн тенге выделено на социальную поддержку семей с детьми в 2025 году
Маск: "Я не принимаю наркотики"
Дело Шерзата: прокурор запросила для обвиняемых от 1,5 до 23 лет лишения свободы
В Петропавловске прохожим в честь праздника раздавали флаги
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Будущее – за цифровыми активами
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Семья – духовный код нации
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
У адвоката – особый статус в системе правосудия

Читайте также

Аудит проверил стройку
Песочницы за два миллиарда
У коммунальщиков – свой светофор
«Холодное сердце» Мангистау

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]