Голубой вагон бежит, качается

1937
Галина Вологодская
собственный корреспондент по ВКО

В Усть-Каменогорске вышел на маршрут трамвай из полувекового прошлого

фото автора

Вагон реконструировали в мастерских местного трамвайного парка. В 1970–80-х полсотни таких трамваев бегали по рельсам между жилыми районами и промышленными предприятиями. Люди старшего возраста любят вспоминать, как хранили в карманах счастливые билетики, как запрыгивали в последний вагон, возвращавшийся в депо за полночь, как успевали «проглотить» полромана до конечной остановки…

В официальных документах обновленный трамвай назы­вается КТМ-5М. Он прослужил городу 40 лет и сегодня благодаря умельцам-механикам снова встал в строй. «Ветерану» поправили кузов, отремонтировали ходовую часть, полностью модернизировали салон – пол, обшивку, покрытие кресел. Плюс сменили цвет с красного на голубой. Теперь каждое утро голубой вагон как символ безотказного и нестареющего транспорта бежит, перевозит пассажиров от центра города до промышленной площадки.

По словам специалистов трамвайного парка, КТМ-5 – единственный вид вагона, попавший в Книгу рекордов Гиннесса. Его начали выпускать в 1963 году на Усть-Катавском вагоностроительном заводе и в течение тридцати лет произвели 15 тыс. единиц! Он был самым массовым в мире. Над моделью работали «по-взрос­лому»: механику и автоматику проектировали в специальном конструкторском бюро, дизайн – во Всесоюзном институте технической эстетики. Первые образцы, где было много плас­тика, оказались опасными в экс­плуатации. Их доработали, и после этого у КТМ-5 появились узнаваемый угловатый профиль из гофрированного металла и внутренняя обшивка из ДВП. К наименованию модели добавили литеру М, то есть модернизированная.

«В вагоне 38 сидений, в целом вместимость восемь человек на квадратный метр, – рассказали специалисты транс­портного предприятия. – Он может двигаться со скоростью 75 километров в час. Это очень надежная и неприхотливая в обслуживании модель».

Сейчас в парке завершают реконструкцию второго КТМ-5М. По сути, «ветераны» станут действующими историческими экспонатами и, конечно, фишкой города. Можно не сомневаться, что многие захотят проехать на «старичке» по центру Усть-Каменогорска, окунуться в атмосферу прошлого.

Такую практику, к слову, широко используют на Западе. Например, в Штутгарте наряду с современными электричками до сих пор популярным является старенький трамвай Zacke – «зуб». Поездка на нем по улочкам, проложенным по крутым склонам, входит в обязательную программу всех гос­тей города. Сюда приезжают со всего мира, чтобы своими глазами увидеть достижение инженерной мысли – пути с третьим зубчатым рельсом и вагон с дополнительным зубчатым колесом.

Одно время считалось, что век трамваев ушел. У поэтессы Ларисы Рубальской есть даже стихотворение «Век свой доживающим трамваем». В Усть-Каменогорске транспорт­ное предприятие в какой-то момент тоже было на грани закрытия. К счастью, у долж­ностных лиц хватило здравого смысла сохранить парк. И это замечательно! Вагоны на электрическом ходу, к слову, продолжают безотказно работать даже в сорокаградусные морозы, когда автобусы один за другим останавливаются из-за замерзшей солярки.

Популярное

Все
Труд – это шанс на новую жизнь
Зимнее настроение
Вынесен приговор сотрудникам спецЦОНа
Лучший методист Нацгвардии работает в Петропавловске
Не потерять рынки сбыта
О чем расскажут старинные монеты
Для повышения качества первичной помощи
Три оси – одна проблема
С учетом потребностей рынка труда
Водопровод – за счет возвращенных активов
В объективе – снежный барс
Maman Qadam – шаг к будущей профессии
Первородная природа пространства
Названы лучшие поликлиники
Новоселье под Новый год
Дорога, ведущая к храму знаний
Армия – не пауза в жизни, а точка роста
Растет бюджет Талдыкоргана
Многодетная мама из Текели воплотила свою мечту
Место работы – небо
115 лет Бауыржану Момышулы: имя, которое выбирают защитники Родины
Гвардейцы наполнили столицу новогодним настроением
Два завода в отрасли автомобилестроения готовятся к запуску в Костанае
Поддержка педагогов – инвестиция в будущее страны
Глава государства предложил создать совместную исследовательскую платформу в сфере устойчивого сельского хозяйства
Стоит ли лишать свободы за все экономические преступления?
«Я казах от земли...»
Касым-Жомарт Токаев прибыл в Санкт-Петербург
В чем сила Павлодарского Прииртышья
Важный выбор студентов
Впервые в истории
Госслужащим не разрешено заниматься бизнесом – Сенат
Гарант суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства
«Казахстанская правда» стала победителем проекта «Выбор года»
«Щелкунчик» в джазово-эстрадном стиле
Казахстан приветствует совместный с Японией энергетический проект
Зовет в горы Актас
Проливные дожди вызвали масштабные наводнения в Дубае
Резкое похолодание ожидается в Астане
Голос мира
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Политика здравого смысла
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Президент Ирана прибыл в Акорду
Водитель из Талдыкоргана установил шокирующий антирекорд по ПДД
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
Финансовую дисциплину и цифровизацию здравоохранения обсудили в Правительстве
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
Вооружённые Силы РК приведут в высшую степень боеготовности в связи с началом нового учебного года

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]