Среди обычных общеобразовательных школ есть особенная – Школа национального возрождения им. К. Даржумана. Открыта она была в 1997 году по ходатайству Ассамблеи народа Казахстана Павлодарской области. В 2012 году ей было присвоено имя Каната Даржумана, одного из активнейших членов АНК региона.
Если вернуться к тем годам, когда была открыта школа, то это стало событием для людей некоренных национальностей. Они не скрывали удивления и радости по поводу того, что Казахстан не только сказал о равенстве всех народов на своей территории, но и создал возможности для развития их языков и культуры. Поэтому первое время в эту школу шли обучаться, наравне с детьми различных национальностей, их родители, родственники. Они хотели укрепить знание родного языка, познать историю и культуру своего народа, не обособляясь от жизни республики, где живут.
Сегодня дети, учившиеся тогда в школе, стали взрослыми. И уже их потомство посещает уроки в этом уникальном учебном заведении, где преподавателей приглашают даже из дальнего зарубежья. В частности, из Польши и Болгарии.
В первые годы она располагалась в здании бывшего детского сада, а сегодня дислоцируется в областном Доме дружбы. Здесь более 500 детей посещают 14 национальных классов, казахский и русский культурологические центры. Для них созданы условия для изучения родного языка, истории, культуры, обычаев и традиций народов, населяющих область. С ребятами занимаются 30 учителей и руководителей творческих студий. Дети учатся в разных национальных классах, но постоянно общаются, совместно занимаются хореографией и музыкой, вместе устраивают концерты и учат казахский язык, культуру Казахстана. Здесь они проходят школу толерантности, уважения к традициям народов многонациональной родины – Казахстана.
– Истоки Школы национального возрождения – в воскресных школах, которые в начале 1990-х создавали диаспоры, – говорит лидер польского ЭКО "Полония" Виталий Свинцицкий. – Сначала с детьми занимались наши бабушки, помнящие язык и народные песни предков. Президент нашей страны, увидев интерес людей к национальным корням, инициировал создание школ возрождения в регионах под опекой Ассамблеи народов Казахстана. Они стали настоящими школами дружбы для детей всех национальностей.
…Это так. Дети в процессе общения и сотрудничества через познавательный учебный материал закрепляют навыки толерантного поведения. Они проводят самостоятельный анализ культурной самобытности этносов и их общих традиций.
В процессе обучения в школе педагоги используют развивающие технологии, выпускают творческие проекты, направленные на воспитание осознанного отношения к проблеме терпимости, уважительного отношения к этносам, умению общаться с людьми разных национальностей и вероисповеданий. Проведение уроков-концертов, уроков-экскурсий, публичных выступлений в музеях и библиотеках, организация конкурсов художественного чтения на государственном и родном языках, участие в Сатпаевских чтениях, международных научно-практических конференциях, посвященных тюркским языкам, Дням славянской письменности и культуры, стали показателем развития интереса учащихся к изучению культурного наследия.
Главное в том, что дети общаются со сверстниками разных национальностей, учатся друг у друга, познают другие обычаи, дружат. И есть примеры, когда эти юношеские отношения бывших учеников школы перерастают в брачные союзы. А какое захватывающее зрелище, когда на различных городских и областных фестивалях и конкурсах национального искусства выступают учащиеся школы и их старшие товарищи! Зрители награждают их искренними аплодисментами. Потому что все они говорят на одном языке – дружбы и уважения друг к другу.