​И она ответила: «Победа!»

1162
Игорь Бургандинов

Любой современный кроссовер средних размеров попадает в эти параметры. Будь он «тойотой» или «ниссаном», «хондой» или «субару», «фольксвагеном» или даже «мерседесом»…

Но попалась мне недавно одна автошестидесятилетка. Причем не на улицах города, а в офисе. Ну, прямо, как на карикатуре из журнала «Крокодил» тех времен, когда машина была и роскошью, и средством передвижения, а некоторые счастливые обладатели готовы были поставить ее в гостиной. В качестве серванта. Но в том помещении ветеранша смотрелась весьма органично и нарядно. Тем более, что фирма имеет прямое отношение к автомобилям, и ее руководитель Эдуард Зейферт согласился-таки рассказать о судьбе раритета. Догадаться о том, о какой машине идет речь, несложно: не так много массовых моделей выпускалось в СССР в 1957-м. Точнее 2: «москвич» да «Победа». Конечно, «Победа»! Знакомая с детства покатая крыша, маленькие фонарики габаритных огней да лючок воздухозаборника у лобового стек­ла. Сознаюсь сразу: в те времена, а это середина 60-х, данная модель мне, ученику начальных классов, уже казалась анахронизмом. Ведь на вершине научно-технического прогресса сверкала ее красавица-дочка, «Волга» ГАЗ-21, мечта каждого дееспособного гражданина страны Советов.

Впрочем, через несколько лет мечтою стал плод любви КПСС и Компартии Италии под унисекс-названием «жигули», определивший вектор развития автопромышленности Союза, а потом и России на много лет вперед. Что касается «Победы», или ГАЗ М-20, то этот автомобиль стал знаковым не только для страны, едва оправившейся после войны, но и оставил след в мировой автомобильной истории, а также породил много слухов и легенд. Говорили, что поначалу авто хотели наречь «Родиной», но Вождь Всех Народов ехидно поинтересовался: почем, мол, продавать будете? На самом деле – это просто байка. Зато споры о том, кто у кого чего украл, не утихают до сих пор. Ведь машина имела передовую по тем временам конструкцию: несущий кузов понтонной конструкции без высту­пающих фар, подножек и прочих рудиментов был достаточно просторным и комфортабельным. Одна беда: нижнеклапанный четырехцилиндровый двигатель развивал всего 50 лошадиных сил, что даже для тех времен было маловато. Скорость в 100 км в час достигалась за долгие 46 секунд, а «максималка» составляла 110…

Однако это не мешало машине продаваться за границей. Ее покупали Финляндия, Австрия и Бельгия, а потом Англия и даже США. Один авторитетный американский журнал, отметив низкую энерговооруженность автомобиля, отдал должное современной конструкции, комфорту и выносливости, высокомерно указав, впрочем, на «вторичность» дизайна кузова. На самом деле в таком плагиате, скорее, можно было упрекнуть иностранцев. Например, годом позже «Победы» был выпущен английский «Стандарт Вэнгард», как две капли похожий на нашу новинку. Не думаю, что они «слизали» формы. Просто тенденции были такие. Оглянитесь вокруг. Все машины теперь «на одно лицо».Только по эмблеме различить можно (и то если не «китаец»).

Еще одна легенда. Говорили, что все М-20 были «луженые», то есть покрытые слоем олова, благодаря чему не ржавели. На самом деле оловянный припой применялся для выравнивания технологического брака при штамповке панелей кузова (как современная шпатлевка). До весомых 17 кг олова приходилось на одну машину, которые со стальным листом превращались в гальваническую пару и наоборот вызывали электрохимическую коррозию. Вообще, со стальным прокатом в те годы в стране была напряженка. В результате часть машин была сделана с мягким верхом, в виде пижонских кабриолетов.

Всего с 1946 по 1956 год было выпущено чуть более 240 тысяч. Совсем немного по современным меркам. С 1951 года машина выпускалась в Польше под именем «Варшава» и до 1973 набрала тираж даже больше, чем на родине.

Оказывается, такие авто в Казахстане все еще можно купить. Чаще в промышленных городах. Ими когда-то премировали известных шахтеров, сталеваров и чабанов. Машины на ходу, иногда в неплохом состоянии. Просят за них, как за новую иномарку малого класса. Наш экземпляр был приобретен в городе Зыряновске. Два года ушло на восстановление. Как оказалось, можно еще найти «родные» запчасти. Машине вернули оригинальный двигатель и трансмиссию. Любовно восстановили салон. Даже шины удалось отыскать нужной размерности и типа. Старый дедушка из породы советских «дядей Вась» отрегулировал клапана.

Захотелось вспомнить, как же обслуживались авто тех лет. Нашел книгу «Автомобиль М-20 Победа. Описание конструкции и уход» товарища Липгарта, главного конструктора машины. За 1951 год, между прочим! Прочитал, как роман. Настолько грамотно и толково все описано. Понял, что машина делалась с любовью. А повозиться тогдашнему шоферу приходилось немало. Техобслуживание проводилось каждые 500 и 1 000 км , а через 2 000 км менялось масло. При обкатке пос­ле первых 500 км, если не было свежего, старое масло надлежало слить из картера, отфильтровать через тряпочку и залить вновь! И осознал, что принципиальных-то отличий в устройстве автомобиля по сравнению с теми годами и нет! Я не говорю, конечно, об экономичных гибридах или электромобилях. Кстати, последние съедают фактически около ведра угля на 100 км при нашей электроэнергетике (сам считал). За ними будущее. Ну да ладно.

Теперь машина радует хозяев и окружающих не только «в виде серванта». Раз десять в году бороздит она просторы столицы. И обязательно на День Победы в компании с ГАЗ-69 и «Москвичом 401»!

Популярное

Все
Два золота и бронза
Счастье где-то рядом
Успех на домашнем турнире
Новичкам везет!
Для психологической безопасности личного состава
Музейный вернисаж
Гастролер с «синтетикой»
Ружье под мостом
«Душой и сердцем чистым будь...»
«Smart военкомат»: от «пилота» – к практике
Началось строительство сталелитейного завода
Резервисты – опора страны
Нацдоклад «О профилактике семейно-бытового насилия» презентован в Астане
Посол страны под названием «Детство»
Лидия Мясцова – победитель «Мисс Ассамблея-2025»
Как не потерять цифровые активы
В Приаралье открыли десятую школу нового формата
Одобрен проект Концепции управления всеми видами отходов на 2026-2030 годы
Спасатели спустили туристов с вершины
Заслуженный успех Сезим
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Из казармы в кампус
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Зима будет теплой
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Уверенный рост экономики Приаралья
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Запущен завод по переработке мяса птицы
В Правительстве начнут устранять разрыв между ростом экономики и зарплатами казахстанцев
Это другой мир: казашка рассказала о том, каково быть волонтером в Африке
Победный выезд «Барыса»
В Астане вводят ограничения из-за ухудшения эпидситуации
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Первая газовая турбина установлена в главном корпусе «ПГУ Туркестан»
Нашумевший фильм «Ауру» обсуждают в Казнете
Как в стране будут снижать закредитованность казахстанцев
Объявлена победительница «Мисс Вселенная 2025»
Пройдемся по индустриальной Караганде
Фехтовальщица София Актаева завоевала серебряную медаль Исламиады-2025
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Президент Финляндии провел лекцию в Maqsut Narikbayev University
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
На 50 млн тенге оштрафованы предприниматели за необоснованные цены
Реформы Президента по развитию села работают на укрепление национальной идентичности – Спикер Сената
В основе успехов отечественных аграриев лежит самоотверженный труд и государственная поддержка

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]