- Бейбут Баймагамбетович, что делается в вашем вузе для выполнения поставленных в Послании Президента задач?
- Как сказал Нурсултан Абишевич, создание наукоемкой экономики - это, прежде всего, повышение потенциала казахстанской науки. То есть лабораторные исследования должны, не заканчиваясь опытными образцами, продолжаться внедрением в производство. Только при таком условии мы сможем создать наукоемкие технологии. Ведется системная работа по постепенной замене лабораторных баз (лаборатории экологии, биотехнологий), ученые университета проходят научные стажировки в ведущих европейских и российских вузах, разрабатываются совместные научные проекты по экологии, сохранению водных ресурсов.
В университете разработана система материального поощрения ученых, цель которой - использовать накопленный опыт и потенциал научных школ для подготовки научных кадров. Таким образом сохранится преемственность, что будет способствовать трансформации знаний в плоскость практического применения. Замечу, многое зависит от самого исследователя, который должен уметь четко поставить цели исследования, максимально внедрить его результаты в практику. Хотя надо признать, в подготовке современных магистров слабо прослеживается научная составляющая, и это большая проблема в подготовке будущих докторов PhD.
- Расскажите, пожалуйста, о воплощении принципов автономности университетов.
- Выстраивая общую политику автономной деятельности, мы уделяем большое значение разработке образовательных программ в соответствии с международными стандартами и при участии работодателей, а также эффективному сотрудничеству с местными госорганами и бизнес-структурами. Университетом созданы филиалы кафедр на производстве (естественных наук в крупных агрофирмах, математики, физики, химии, гуманитарных наук в школах), где проводятся практические или лабораторные занятия, стажируются магистранты. Впервые в Западном Казахстане в университете открыт региональный центр Болонского процесса и академической мобильности. Совместно с Национальной палатой предпринимателей Атырауской области разработаны специальные образовательные программы в сфере бизнеса, экономики, менеджмента, финансов, открыта вечерняя бизнес-школа для начинающих предпринимателей. Сейчас идет работа над созданием стартап-площадки на базе университета.
- Какие еще принципы автономности актуальны для современного вуза?
- Нужно обратить внимание на управленческую автономность, где обеспечение контроля качества осуществляется посредством внешних инструментов - институциональной и специализированной аккредитации, а также внутреннего гласного и жесткого контроля со стороны службы менеджмента качества. В нашем вузе все принципиальные вопросы учебной, научной и воспитательной деятельности проходят гласную экспертизу на соответствующих методических советах, обсуждаются и решаются на ученом совете. Не остаются в стороне не равнодушные к делам альма-матер выпускники, объединившиеся в ассоциацию. Мы идем к созданию наблюдательного, а в перспективе - попечительского совета университета.
- Размещают ли крупные компании региона заказы на подготовку специалистов?
- В университете обучаются порядка 150 студентов по заказу крупных нефтегазовых компаний, банков. Возможно, это небольшое количество, и этот процесс идет не столь быстрыми темпами, как хотелось бы. Однако это свидетельствует о доверии к вузу со стороны работодателей, нуждающихся в специалистах высокого класса. В свою очередь это дает нам уверенность, что мы движемся в верном направлении, внедряя современные методы обучения, переводя преподавание некоторых дисциплин на английский язык. Об этом также можно судить по возросшему количеству наших студентов - победителей республиканских и международных олимпиад.
- Как решается вопрос с научными кадрами для университета?
- И в стенах вуза, и в кооперации с научно-исследовательскими институтами региона мы готовим собственные кадры. Вместе с этим приглашаем молодых ученых из центральных вузов. В усилении научно-преподавательского состава заинтересовано и руководство Атырауской области, готовое способствовать решению жилищного вопроса. Это объясняется тем, что вуз готовит специалистов прежде всего для нашего региона. Более того, аким области Бактыкожа Измухамбетов всячески поддерживает развитие науки и призывает недропользователей вкладывать средства в научные разработки, которые потом будут применены не только в нефтегазовой сфере, но и в АПК, при добыче минеральных полезных ископаемых, а также при реализации проектов «зеленой энергетики».
- Уже становится привычным словосочетание «коммерциализация научных разработок», готов ли вуз к их воплощению в жизнь?
- Как известно, в Казахстане при содействии Всемирного банка реализуется соответствующий проект. Действительно, наука должна приносить прибыль. В научных центрах нашего университета есть запатентованные разработки в сфере биотехнологий, нефтехимии, экологии, истории и археологии. К примеру, прикладной характер имеют инновационные технологии по приготовлению кисломолочного напитка шубат, по разведению и консервированию рыбной продукции, по заготовке кормов для сельского хозяйства. Также ведется мониторинг состояния воды и биоресурсов Урало-Каспийского бассейна, информация о котором имеет международное значение. Следующая задача - найти коммерческое применение достигнутым результатам.
- В связи с этим уместен вопрос о финансировании...
- Мы не должны сидеть сложа руки, уповая только на государственный бюджет, либо идти путем повышения стоимости обучения. Бюджет университета и так по большей части формируется за счет средств частных лиц, предприятий и бизнеса, и можно говорить о готовности к финансовой самостоятельности. Но, как показывает мировой опыт, например, университетов Лиги Плюща (Гарвардский, Принстонский, Йельский и другие), необходимы поддержка и расширение стабильности источников финансирования. Здесь необходимы инновационный подход, привлечение международного опыта, который показывает состоятельность частного финансирования системы высшего образования через ассоциации выпускников, попечительские советы и другие инструменты. К сведению, только основной фонд пожертвований Нью-Йоркского университета в 2013 году составил 2,6 миллиарда долларов!
- Переход к такой системе напрямую будет зависеть от успешности самого вуза и признания его диплома не только в стране, но и за рубежом.
- Согласен. Во многом это зависит от слаженной работы всей системы образования. Молодой человек, получивший в стенах средней школы правильную профессиональную ориентацию, уже на полпути к успеху в жизни. В вуз нужно идти не за дипломом, сюда надо приходить за знаниями, как бы банально это ни звучало. К сожалению, в обществе уже неверно истолкован принцип «образование в течение всей жизни». Его превратили в гонку за дипломами, даже не обращая внимания на то, что некоторые специальности диаметрально противоположны по своей сути. Мы считаем, что образование в течение всей жизни - это постоянное повышение квалификации, знаний, навыков в избранной профессии. В связи с этим мы выступаем за развитие не заочного, а дистанционного обучения с акцентом на качество и глубину знаний с целью дальнейшего повышения квалификации.
К слову, сейчас обсуждается вопрос о признании без легализации дипломов об образовании в странах ЕЭС в рамках подписания договора об экономическом союзе. Но в таком случае мы априори видим в образовании исключительно экономический аспект. На самом деле образование - фактор социально-культурного, мировоззренческого порядка. Легализация необходима для фильтрации дипломов, полученных в вузах, зачастую не выполняющих минимальные государственные требования в части лицензирования, стандартов, материально-технической базы. Если к вам придет выпускник МГУ им. Ломоносова или МВТУ им. Баумана, думаю, вы примете его на работу и до легализации диплома, а если предъявляется диплом филиала мелкого, частного, никому не известного вуза?
Не будем забывать про вопросы национальной безопасности в социальной сфере. Мир глобализируется, но все ли в этом новом мире нас устраивает? Идеи терроризма, экстремизма, реваншизма нам не нужны, мы хотим сохранить ту социальную стабильность, которая стала результатом большого ежедневного труда наших граждан. Давайте с уважением относиться к культуре, истории друг друга.
- Мы беседуем в канун 20-летия обретения вузом статуса университета. С каким багажом подходите к этой дате?
- За два десятилетия сделано немало. Развиваются научные школы, повышается квалификация преподавателей, вместе с тем растет качество подготовки студентов. Оценивать деятельность университета можно по его выпускникам, которыми АГУ им. Х. Досмухамедова по праву гордится: сегодня они состоявшиеся топ-менеджеры - государственные и в бизнесе, учителя, работники сельского хозяйства, видные деятели науки, экономики, культуры и спорта. Уверен, они с благодарностью вспоминают храм знаний, открывший дорогу в жизнь.
Ринат КУЛЬМАГАМБЕТОВ