Какие учителя нужны школе? Статьи 3 ноября 2020 г. 8:00 3164 Светлана Алиакпарова Дискуссионная площадка состоялась в рамках цикла онлайн-конференций, посвященных теме педагогических кадров и позиционирования школьного учителя в обществе. Проект реализуется при поддержке Фонда Нурсултана Назарбаева и Правительства РК. К участию в первой дискуссии были приглашены казахстанские и зарубежные эксперты при поддержке Центра трансформации образования Сколково (РФ).Программа отраслевых менеджеровДля тех, кто еще не знаком с программой отраслевых менеджеров, поясним, что она разработана в рамках инициативы Елбасы Нурсултана Назарбаева «Ел үміті», а также поручений Президента РК Касым-Жомарта Токаева о необходимости внедрения новых подходов в государственном управлении экономикой и социальной сферой. Ее основная цель – поиск отраслевых профессионалов и их дальнейшая подготовка в качестве лидеров управления изменениями в приоритетных сферах экономики. Программа, реализуемая Фондом Первого Президента совместно с Правительством и МФЦА, создает дополнительные условия для вовлечения последних в государственное управление. При этом предлагаются новые форматы сотрудничества граждан с государственным аппаратом, которые не предполагают обязательного их привлечения к занятию должностей на госслужбе.Педагог. Кто он?Во все времена подготовка кадров для сферы образования имела огромное значение, а в нынешних условиях она приобретает еще большую значимость. Профессионализм учителя сегодня рассматривается в достаточно широком контексте и требует не только предметных знаний и методик для эффективного преподавания. – Современным педагогам очень важно взаимодействовать с коллегами, родителями, стейкхолдерами, чтобы обмениваться опытом, развивать так называемый социальный интеллект, принимать ежеминутные решения, мотивировать учеников к постоянному развитию с учетом того, что сейчас дети заметно отличаются от сверстников, живших в XX веке. На педагога в этом смысле ложится еще большая нагрузка. Сейчас наше государство принимает беспрецедентные меры для придания должного статуса профессии учителя. Однако, кроме финансовых стимулов, речь идет и о вопросах повышения профессионализма. Рассуждая о профессионализме педагога, очень важно понять, кто он, – считает заместитель руководителя корпоративного фонда «Академия Елбасы» Ануар Жангозин.Сегодня очень много запросов поступает от стейкхолдеров, и учителя не всегда понимают, как на это реагировать, считает один из отраслевых менеджеров Алмагуль Канагатова. Спикер рассказала об инициативах, которыми занимаются члены ее команды. Среди них пилотный проект по трансформации ЖенПУ, создание национальной платформы для педагогического сообщества и пакет предложений по реформированию системы подготовки учительских кадров.– Что касается первой инициативы, перед нами была поставлена сложная задача разработки ролевой модели педобразования в РК. Понятно, что если не сделать этого сегодня, то, возможно, спустя какое-то время будет уже поздно. Нам нужно знать, откуда приходят те, кто выразил желание учиться специальности педагога. Мы должны определиться, по каким программам и как их нужно обучать и развивать, чтобы заложить навыки будущего учителя, – отметила Алмагуль Канагатова. Вторая амбициозная задача, над решением которой трудится команда, – это создание национальной платформы по типу LinkedIn (социальная сеть для поиска и установления деловых контактов. – Прим. авт.). – Во время многочисленных встреч с нашими партнерами мы убедились в том, что эта тема сегодня очень важна и необходима. Если появится такая платформа, где будут и детсады, и школы, и колледжи, и вузы, и у нас получится сформировать профессиональное сообщество педагогов и менеджеров от образования, мы очень облегчим задачу для наших учителей. Мы планируем и нетворкинг. В сообщество включатся также поставщики курсов, будут предоставляться услуги аттестации, – дополнила свой рассказ эксперт.Третья инициатива предусматривает разработку пакета предложений по реформированию системы подготовки педагогических кадров. В данное время исследовательский подход в этом вопросе отсутствует. – Задача поставлена следующая: нужно будет проанализировать национальную стратегию по подготовке кадров и собрать все лучшие кейсы, которые имеются на сегодня. Как результат – будет создан консорциум исследовательской лаборатории с проверкой на практике всех существующих гипотез. Мы уже проводили соответствующие исследования, обращались к учителям. Наши коллеги единодушны в том, что такая платформа нужна. Особенно, когда это будет одним кликом, то есть удобно, и учителя смогут позиционировать себя, – резюмировала Алмагуль Канагатова.Учитель XXI векаОснователь ONE! International Educational Group, выпускник ЕМВА Сколково Максим Натапов выступил с презентацией «Учитель XXI века», где обрисовал основные тренды профессии педагога, целевую модель учительских компетенций.– Мы развиваем в России проект «Детские сады – школы». На протяжении 5–7 лет достаточно глубоко погружены в этот процесс. Поставлена задача – попасть в топ-50 лучших университетов мира. Мы считаем, что границы современного образования стираются. Почему рассматриваем эти университеты как ориентир? Наверное, потому, что заказчики данных высших учебных заведений – ведущие международные компании. Не секрет, что Google, Amazon, Facebook – это компании, которые, в свою очередь, хотят иметь в своих рядах выпускников Стэнфорда и других известных университетов. Мир меняется, и они понимают это лучше всех. Данные компании лет на 30 ушли вперед, поскольку они не только видят будущее, но и уже работают в нем. Поэтому необходимо использовать любую возможность подготовить ребят к тому образу будущего, в котором им предстоит жить и работать. Поскольку образование – это такая «отложенная» история, и нам нужно правильно прицелиться, – уверен эксперт.Максим Натапов рассказал также, что в настоящее время его команда активно развивает предпринимательские навыки у детей. – Мы не ставим перед собой целью всех сделать предпринимателями, поскольку это не всем дано. Но я считаю, что это потрясающая платформа для «прокачки» навыков. Она развивает детей, позволяет им в конечном итоге поверить в себя, понять, что можно ошибаться, – это очень важно в современном мире. Изменения в образовании мы рассматриваем в качестве новых возможностей для данной сферы, и новое мироустройство таково, что в будущем люди будут делиться на тех, кто найдет себя, и тех, кому придется бороться с издержками повсеместной автоматизации производственных процессов, – считает Максим Натапов. В соответствии с прогнозами его команды, готовить сегодня айтишников даже из учащихся начальной школы уже поздно. По мнению Максима Натапова, к 2027 году искусственный интеллект будет программировать лучше, чем человек, а его роль в современном мире будет определяться умением взаимодействовать с машинами. Эксперт назвал главные тренды в современном образовании, на которые сегодня необходимо ориентироваться. Это глобализация, применение больших данных, изменение запросов в образовании, индивидуализация образовательных продуктов. – Очевидно, что мы уже сейчас видим китайские, американские примеры, присматриваемся к Индии. Они максимально индивидуально ориентированы. К примеру, те, кто хорошо научится интерпретировать большие данные, смогут это использовать эффективно. Авторы Coursera (проект в сфере массового онлайн-образования, основанный профессорами информатики Стэнфордского университета. – Прим. авт.) считают, что россияне и казахстанцы в Data Science (наука о работе с данными) и технологиях показывают лучшие результаты. Это говорит о лучшей системе подготовки в естественных науках. И нам нужно использовать этот потенциал и прокачивать его, – поделился он.По его словам, прогнозные данные свидетельствуют о том, что размер рынка образования к 2030 году будет оцениваться в 10 трлн долларов. Это колоссальный рынок, который обгонит углеводороды и будет дальше развиваться. Но образование, считает Максим Натапов, очень скоропортящийся продукт. – Я считаю, что те, кто может учить детей и учителей, сможет эффективно работать на рынке корпоративного образования, – уверен российский спикер. – Растущий запрос на современное актуальное образование приведет к разделению рынка на операторов образования, которые будут востребованы, и всех остальных. Для того чтобы понимать, кого мы учим, нужна целевая модель компетенций. Смысл такой: если людей с высокими компетенциями больше 25%, тогда страна будет двигаться в авангарде прогресса. Эксперт поделился также опытом проведения исследования «Что мешает эффективности педагогов?». Большинство его участников сошлись во мнении, что мешает традиционный авторитарный стиль преподавания. – Есть проблемы в незаинтересованности педагогов, в том числе относительно применения технологий. Кроме того, мешает консервативность взглядов на обучение, неумение работать с запросом родителей и детей, отсутствие рефлексии, эгоцентричность учителя, которая приводит к инкапсулированности предмета. А это, по сути, разрушает сущность метапредметности, лежащей в основе целостного представления мира, которое мы должны сформировать у учащегося. Плюс к этому мы часто сталкиваемся с отсутствием согласованности восприятий, приводящей к тому, что люди не понимают свою роль, не представляют, куда им двигаться. Я хочу сказать, что работа с учителями начинается гораздо «выше» этажом. Мы должны четко понимать и строить систему эффективной внутренней коммуникации, начинать ее с единства целей и восприятия, – считает эксперт. – Современных людей может готовить только современное образование. Смысл в том, что большие корпорации, такие, как, например, Microsoft, Google, Apple, выходят на рынок с какими-то образовательными технологиями, девайсами. У нас в школах сейчас тестируется 5 таких новых девайсов. Сейчас столько всего интересного выходит, что позволит педагогу быть интересным, востребованным, современным и актуальным. Нужно сообща находить доступ к этой информации, – продолжил он. Максим Натапов уверен, что учителям можно не бояться искусственного интеллекта. Это одна из тех профессий, которая имеет право на жизнь. Единственное, нужно готовиться к тому, что образование офлайн будет очень премиальным. А онлайн-образование будет доступным, массовым. (НЕ)Идеальный учительНаписаны тысячи статей, исследований и книг о том, каким должен быть учитель. Есть представление, что существует некий идеал, и стоит чуть-чуть постараться, чтобы достичь его. Однако идеального учителя в реальности не существует, его нет и не будет. Такова точка зрения руководителя направления образовательных программ Центра трансформации образования Сколково Ольги Немирович.Центр трансформации образования, занимающийся проведением исследований, стратегических сессий, работает в Сколково уже более 8 лет. Являясь руководителем программы «Шаг развития школы», Ольга Немирович представила участникам диалоговой площадки презентацию «(не)Идеальный учитель».По ее словам, современный учитель не находится в вакууме. Образовательный процесс в школе имеет множество стейкхолдеров, которые напрямую заинтересованы в образовательном процессе. Это ученики, родители, директор, сообщество педагогов. Помимо этого, в деятельности учителя заинтересованы государство, бизнес, университет, общество. Каждый формирует свои запросы к учителю, исходя из своих представлений об идеальном. Набор характеристик идеального учителя сильно меняется в зависимости от того, чьими глазами мы на него смотрим. Кто он, идеальный учитель, если вы – ученик? А если родитель? Или директор? Министерство? В этом помогают разобраться социологические опросы, данные которых обнародовала автор презентации.Социологические опросы среди разных стейкхолдеров образовательного процесса выявляют разные идеалы учителей. Характеристики перекликаются лишь местами, а иногда говорят об одном и том же, но разным языком. По данным опросов, проведенных среди школьников, идеальный учитель любит детей, терпелив, строг, но справедлив. Он имеет хорошее чувство юмора и способен заинтересовать ученика. Идеальный возраст такого учителя – 30–45 лет. Интересно, что представление об идеальном наборе качеств меняется на протяжении обучения ученика. К учителю начальной школы одни требования, а к учителю старших классов – несколько другие. Для учащихся младших классов важнее личностные характеристики преподавателя, старших – предметные знания, способность оказать поддержку ученику, выстроить дальнейшую образовательную траекторию.Как выяснилось, родители тоже ценят, когда учитель терпелив, любит детей и доброжелателен, но для них важно также, чтобы он умел предотвращать конфликты, был компетентным, обладал педагогическими знаниями и опытом. Для них хорошо, если школьный педагог еще и психолог, всесторонне образован и интеллектуально развит. Представление об идеальном возрасте учителя совпадает у родителей и учеников – 30–45 лет.В глазах директоров школ идеальный учитель в первую очередь самообучающийся профессионал и часть команды школы. Он верит в учеников и мотивирует их к обучению, имеет хорошее образование, интерес к педагогике и психологии, свободное время тратит на собственное развитие. Одним словом, он готов работать в коллективе.Государство не участвует в социологических опросах, но коммуницирует свои представления об учителе, о должном и требуемом в официальных документах. Речь идет о профессиональном стандарте педагога, регламентирующем перечень профессиональных и личностных требований. Учитель должен уметь предотвращать конфликты, быть толерантным, владеть предметом и программой обучения, различными методами преподавания, иметь индивидуальный подход.Кто «я»?Включаясь в разные виды деятельности, учитель принимает на себя различные роли. Поэтому ролевые конфликты становятся неизбежными, и он неизбежно задается вопросом: «Я – учитель или я – наставник? Я – часть управленческой команды школы или я – административный персонал, который заполняет отчетность и так далее?».По словам Ольги Немирович, учитель в России тратит на преподавание только половину своего рабочего времени. В отличие от иностранных коллег ощутимо больше часов у него занимает общая административная работа.Российский спикер выделила также несколько фильтров, сквозь которые общество «смотрит» на учителя. Например, культурный, представляющий собой набор общепринятых социальных ожиданий от педагогической деятельности. Он может быть выражен через образы учителя, которые транслируются в различных слоях культуры, например, в кино и литературе.В советском кинематографе («Весна на Заречной улице», «Большая перемена», «Путевка в жизнь») учитель представлен как интеллигент, занимающийся в первую очередь воспитанием, а затем преподаванием. Он носитель ценностей, а не предметных знаний, он – миссионер. В основном его ученики – рабочая молодежь в вечерних школах и трудные подростки. Интересно, что в это же время в западном кинематографе учитель показан как наставник, тьютор. Он помогает ученику выстроить его жизненную, образовательную, карьерную траекторию, используя свой предмет как средство, как метафору для личной трансформации («Гарри Поттер», «Улыбка Моны Лизы», «Ларри Краун»).Кроме того, существует психологический, профессиональный («цеховой»), организационный, политический фильтры. – Да, профессионализм предполагает стремление к идеалу. Но «идеальное» живет в мире идей, и так и должно быть. В реальности каждый учитель существует в заданной социальной, экономической, культурной ситуации, где перед ним стоят определенные цели и задачи. Не будьте идеальным учителем, будьте тем учителем, который необходим своим ученикам и обществу. Думая об идеальном, исходите из реального: анализируйте ситуацию, запрос, цели и образовательные задачи. Необходимо исходить из задач, которые ставите вы, как педагог, и задач школы в том числе. В то же самое время следует отталкиваться от общей ситуации в стране и, соответственно, корректировать свои цели и задачи, – заключила Ольга Немирович.
19 ноября 2024 г. 15:45 Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
19 ноября 2024 г. 10:58 Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
17 ноября 2024 г. 18:00 В селе Коянды завершается строительство ряда социальных и инфраструктурных проектов
25 октября 2024 г. 0:00 Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
11 ноября 2024 г. 14:13 Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне