Каждый пятый лифт в Казахстане требует замены или ремонта

9431
Асель Муканова
редактор отдела информации и права

По данным Национальной ассоциации лифтовиков Казахстана, каждый пятый лифт в нашей стране требует замены или ремонта.

Трагедии и цифры

То есть самый обыденный спуск или подъем на лифте может всем нам потенциально стоить здоровья и жизни. Проблема – в некачественном обслуживании подъемников. Отрасль плохо контролируется уполномоченными госорганами, поэтому заниматься монтажом, наладкой и ремонтом лифтового хозяйства может практически любой предприниматель без соответствующего образования и материально-технической базы.

В середине апреля на заседании Республиканского общест­венного совета по противодействию коррупции партии «AMANAT» исполнительный директор общественного объединения «Әділдік жолы» Дидар Смагулов поднял проблему лифтов и связанных с ней трагедий.

– За год – четыре смерти в лифтах, – привел он ужасающую статистику. – В 2021 году более 50% организаций, выигравших конкурсы по госзакупу услуг на сумму свыше 300 миллионов тенге, не имели права обслуживать лифты. Однако и нынче более 30 ИП ради прибыли снова готовы рисковать чужими жизнями, ничего не изменилось.

Дидар Смагулов пробовал, было, обратиться к министру по ЧС, но, как оказалось, тот здесь ни при чем: функции контроля над эксплуатацией лифтов с 2014 года переданы местным исполнительным органам. А у тех попросту не хватает ни сил, ни средств для обеспечения надлежащего контроля над этим обширным хозяйством.

За разъяснениями мы обратились к президенту Национальной ассоциации лифтовиков Казах­стана Ержану Игибаеву, который подтвердил, что главной проблемой лифтовой сферы остается засилье устаревших подъемников и зачастую отсутствие должного обслуживания со стороны экс­плуатационных компаний. Это те лифты, у которых истек нормативный срок использования – 25 лет, и, по-хорошему, они должны быть уже на свалке.

– По нашим данным, таких лифтовых агрегатов в Казах­стане сейчас свыше 4,5 тысячи. Лидирует Павлодарская область, где более 1 000 подъемников подлежат замене и модернизации. В Актюбинской области это 800 лифтов. Но акиматы во многих случаях по причинам, которые нам непонятны, скрывают реальное количество подлежащих замене устройств, – говорит Ержан Игибаев.

Давайте для начала вернемся к ужасающей статистике – для того чтобы осознать, как говорится, всю тяжесть ситуации.

Резонансный инцидент, после которого о проблеме заговорили на самом высоком уровне, произошел в апреле 2018 года, – в Актобе тогда погибла 28-летняя журналистка. Она не успела полностью войти в кабину, и ее зажало внезапно закрывшимися дверями. В момент ЧП с ней находилась трехлетняя дочь, физически девочка не пострадала...

В мае того же года двое несовершеннолетних упали в шахту грузового лифта в Атырау, в результате один подросток скончался. В феврале 2019-го трагедия произошла в Алматы: пожилой мужчина свалился в шахту лифта жилого дома и погиб на месте.

В мае 2021 года погиб рабочий ТОО «Шымкентлифтмонтаж», занимавшийся наладкой оборудования лифтового хозяйства. Еще один рабочий лифтовой компании получил производственную травму, не совместимую с жизнью, в августе прошлого года в офисном здании города Атырау.

В канун Нового года сотрудницу роддома насмерть зажало между кабиной грузового лифта и шахтой в Уральске. Она работала в медучреждении вахтером. И уже в этом январе трагедия случилась в реабилитационном центре Караганды: медсестра и пожилой пациент вызвали подъемник со второго этажа на первый, а когда вошли в открывшиеся двери, кабины в шахте не оказалось... После падения пациент не выжил.

В том же Павлодаре за последнее время произошли как минимум два случая, когда спасатели вытаскивали пострадавших с многочисленными травмами из шахт лифтов гостиницы «Сарыарка» и торгового дома «ЦУМ». Прошлым летом лифт с людьми упал и в Нур-Султане. К счастью, обошлось без жертв.

Заслон есть, контроля нет

– Только в 2020 году лифтовое хозяйство попытались как-то упорядочить. И не нашли ничего лучшего, как передать полномочия по контролю и надзору от Комитета промышленной безопасности МЧС местным исполнительным органам, а те, в свою очередь, делегировали их… жилищным инспекциям. Я считаю, это плохо отразилось на и без того проблемной отрасли. Жилищные инспекции ожидаемо не справились с переданными компетенциями, там нет специалистов, экспертов в данной облас­ти, – называет одну из главных проблем Ержан Игибаев.

И если она более или менее решаема в мегаполисах, то в таких периферийных областных центрах, как Кызылорда, Актау, Петропавловск, или в городах областного подчинения граждане с этими трудностями остались один на один. То есть полномочия передали, а там хоть не рассветай: механизмов по эффективной реализации до сих пор не создано.

Максимум, что может сделать жилищный инспектор, так это выехать по жалобам жильцов на объект и заполнить проверочный лист, в котором зафиксированы такие, в общем-то, непринципиальные вещи, как горит ли в кабине лифта свет… Да, административное взыскание за нарушения в области промышленной безопасности предусмотрено, однако проверочный опросник следует доработать, считает Ержан Игибаев. Нужно внести туда более значительные признаки работоспособности подъемника.

В проверочном листе не указаны такие позиции, как оценка эксплуатационной организации на предмет наличия у нее свидетельства о соответствии Национальному стандарту или аттестата на право проведения работ по обслуживанию лифта, а ведь это – основная гарантия качественной работы.

– Однако проверить это жилищный инспектор не может, поскольку рискует попасть под норму о превышении полномочий госслужащего, – поясняет глава Национальной ассоциации лифтовиков. – Следовательно, необходимо расширить полномочия сотрудников акиматов, дать им право останавливать эксплуатацию лифтов, принимать какие-то более строгие меры.

Это делается на законодательном уровне, достаточно внести изменения в нормативные акты постановлением Комитета по делам строительства и ЖКХ. Параллельно нужно специально обучать жилищных инспекторов, многие из них элементарно не знакомы с устройством лифта. Как они могут их проверять, если не знают, скажем, где у лифта ловители, в каком состоя­нии они должны находиться, как должен функционировать полностью исправный лифт, и многое другое?

Вообще проблемы в отрасли начались еще в 2012 году, когда на волне либерализации законодательства было отменено лицензирование деятельности лифтовых компаний. Хотели облегчить работу предпринимателей, а создали проблемы жильцам. Из-за отсутствия надлежащего контроля, нормативно-технической базы, в которой были бы прописаны правила для участников рынка, тут же расплодились случайные и недобросовестные компании. Монтажом и обслуживанием лифтов стали заниматься кто угодно, благо спрос на эти услуги только растет – высотных зданий в городах становится все больше.

После трагедии в Актобе, вызвавшей общественный резонанс, Первый Президент Казахстана поручил разработать Национальный стандарт, что и было сделано Ассоциацией лифтовиков Казахстана совместно с участниками лифтового бизнеса, НПП «Атамекен» и уполномоченными органами.

Национальный стандарт Рес­публики Казахстан СТ-РК 3305-2018 «Лифты, эскалаторы, траволаторы и подъемники для лиц с ограниченными возможностями. Требования к поставке, монтажу и эксплуатации» (Национальный стандарт) был утвержден Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию в конце 2018 года. Там прописаны четкие требования к сервисным, монтажным и лифтовым организациям, а также к поставщикам лифтового оборудования, указаны квалификационные требования к специалистам данных компаний.

– Более того, этот документ мы включили в статью 69 Закона «О промышленной безопасности», чтобы он стал фильтром для нерадивых участников рынка. Теперь законодательно прописано, что «промышленная безопасность обеспечивается путем проведения монтажа, обслуживания лифтов, эскалаторов, траволаторов и подъемников для инвалидов в соответствии с Национальным стандартом». Был создан специальный инспектирующий орган, призванный проводить аттестацию на соответствие этому стандарту. Но добросовестными компаниями правила соблюдались, а многие другие просто оставались в «тени» и продолжали свою деятельность без аттестации, – говорит Ержан Игибаев. – На сегодняшний день есть и стандарт, и аттестация. Но акиматы не следят за наличием у компаний этих основополагающих документов. То есть заслон вроде бы и поставили, но как его соблюдают – никому дела нет.

Кто ты, парень с плоскогубцами?

В Национальной ассоциации лифтовиков состоят монтажные, обслуживающие лифтовые компании Казахстана, а также производители лифтов, которые имеют аттестат о соответствии Национальному стандарту. Почему некоторые избегают этой вроде бы обязательной на сегодняшний день процедуры? Да потому что она влетает в копеечку. А если это обычный индивидуальный предприниматель, то ему совсем не выгодно тратиться на обучение, покупку оборудования, специального снаряжения, установку диспетчерской связи.

Кстати, ИП законодательно еще с 2019 года вообще запрещено заниматься этой деятельностью. Однако они до сих пор выигрывают тендеры. Например, три таких факта выявлено в Уральске. Один человек чуть было не взял на обслуживание лифты в поликлинике, другой – в больнице, просто потому что предложили минимальную цену, а бюджетные организации обязаны выбирать поставщиков именно по такому принципу. Отсюда и трагедии в медицинских учреждениях – как физически один человек может обслуживать десятки лифтовых установок?!

Общественное объединение «Әділдік жолы» выявило 16 фактов госзакупок, когда были признаны победителями тендеров с заключением договоров компании, у которых не имелось свидетельства о соответствии Национальному стандарту и аттестата. В этих случаях объединение, с которым у ассоциации подписан меморандум, добилось расторжения договоров. Но сколько еще компаний работают «в серую»…

– Добросовестные участники рынка возмущены: почему мы обучили сотрудников, нарастили свою материально-техническую базу, чтобы соответствовать стандарту, а на рынке остаются сомнительные компании, которые спокойно работают? Это действительно несправедливо, – рассуждает Ержан Игибаев. – Мы обращаемся в Комитет промышленной безопасности и просим контролировать процесс допуска компаний, но там занимаются отписками. Остается надеяться, что вода камень точит, и данный вопрос сдвинется с мертвой точки. Ведь речь идет об общественной безопасности.

По словам эксперта, многие действительно не понимают, что лифты – опасные технические устройства, которые в любой момент могут дать осечку, особенно если срок их эксплуатации истек. Здесь нужен особый подход и жесткие требования. Конкурент­ная среда – это хорошо, но она должна тщательно контролироваться. Не должны допускаться к тендеру компании, не имеющие аттестата, свидетельства о соответствии Национальному стандарту, индивидуальные предприниматели.

При проведении государст­венных закупок в конкурс­ной документации, кроме квалификацион­ных требований для лифтов, должна содержаться техническая спецификация с указанием национальных стандартов. Но заказчики игнорируют эти требования, в результате тендеры на поставку, монтаж и услуги по обслуживанию лифтов выигрывают сомнительные компании.

По этим обстоятельствам у ассоциации есть вопросы к Комитету внутреннего государственного аудита как уполномоченному органу, контролирующему государственные закупки. Почему комитет допускает к тендерам индивидуальных предпринимателей и компании, не имеющие документ на соответствие деятельности Национальному стандарту и аттестат на право проведения облуживания лифтов?

– За последнее время мы добились отмены результатов четырех тендеров, а сколько еще таких, о которых никто не знает? Это хорошо, если люди сами сигнализируют. Но я боюсь даже представить, может, в каких-то регионах человек с отверткой и плоскогубцами так и продолжает обслуживать лифты в больницах, торговых центрах, гостиницах, – сетует эксперт.

Национальная ассоциация лифтовиков ратует за то, чтобы на рынке работали квалифицированные профессионалы, поскольку в случае серьезной аварии тень ложится на всю отрасль в целом. Потому и проявляет активность, занимаясь проблемными вопросами, доводя их значимость до первых лиц акиматов и уполномоченных органов, присутствует во всех комиссиях и рабочих группах отраслевых министерств.

В результате совместными усилиями удалось, к примеру, добиться того, чтобы подъемники для инвалидов, ранее вообще остававшиеся бесконтрольными и существовавшие, скорее, как элемент архитектуры, были включены в перечень опасных технических устройств. Теперь они все должны быть на учете в акимате и обязательно обслуживаться сервисной компанией.

Однако и этого могло бы не произойти, не разбей один из колясочников голову при подъеме на таком горе-устройстве в Алматы. И не узнай общественность еще о нескольких подобных случаях.

– Изменения к лучшему, конечно, есть, но они недостаточны для обеспечения безопасности, – уверен президент ассоциации. – У нас, как обычно, пока гром не грянет, никто и не подумает о проблеме. Кстати, многие из трагических инцидентов происходят в момент монтажа, и это говорит о непрофессионализме работников. Все компании, отметившиеся в хронике происшествий, были не аттестованы.

В прошлом году национальная ассоциация инициировала еще одно новшество. В качестве пилотного проекта всех членов ассоциации обязали, во-первых, обновить данные своих диспетчерских служб, во-вторых, разместить в лифтах специальные наклейки с указанием даты их последнего освидетельствования и его результатах – в каком состоянии находится подъемник.

Каждый лифт раз в год должен пройти подобную процедуру, это как техосмотр для автомобиля, чтобы люди могли спокойно заходить в кабину. Определенный положительный эффект новшество принесло: жильцы многоэтажек поблагодарили хотя бы за уверенность в исправности подъемников.

– В случае если есть сомнения, каждый гражданин может запросить у КСК или ОСИ копию паспорта лифта либо заключение о его обязательном освидетельствовании, а также копию свидетельства о соответствии Национальному стандарту и аттестат на право обслуживания лифтов. Те компании, которые окажутся не в состоянии представить эти документы, лишатся заказов. Значит, начнут что-то быстро предпринимать по получению свидетельств и аттестатов, что тоже уже неплохо, – говорит Ержан Игибаев.

После этих слов я обратилась в обслуживающую наш дом лифтовую компанию и выяснила, что освидетельствование проводилось как раз в начале нынешнего месяца, и вывод неутешительный – лифт нуждается в капитальном ремонте. Подробную информацию по моей просьбе лифтовики обещали разместить в подъезде.

Так что каждый день, привычно заходя в кабину лифта, следует помнить о том, что это не только элемент комфорта, но и объект повышенной опаснос­ти. А потому обслуживать его должна серьезная компания, работающая по закону, а не парень с плоскогубцами. И порядок в отрасли надо наводить безотлагательно, а не ждать, когда кто-нибудь снова опрометчиво сделает фатальный шаг в пустую шахту подъемника.

Популярное

Все
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
Удивительная судьба Масима Якубова
Точки роста индустрии
«Краткая история Шынгыз-хана» издана на русском и английском языках
Дом на стенах держится
Основываясь на принципах честной журналистики
Лучших юных стрелков определили в столице
Туркестанский стиль
Гала-концерт финалистов конкурса «Серпер» прошел в Астане
«Не смолкнет песня боевая...»
Я читаю, следовательно – живу
«Кайсар» и «Туран» преподнесли сюрпризы
Пришла весна – прощай, ходовка?
В Таразе прошла масштабная выставка детского творчества
Развитие сельского хозяйства – движение государства вперед
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Плох тот слесарь, который не мечтает стать инженером
Об этом нельзя молчать
На скудном пайке
Лучше учиться на чужих ошибках
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Незнание законов не освобождает от... профессии
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Взорвавшая мировые чарты башкирская группа Ay Yola удостоена почетных званий
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»
Автомобилисты жалуются на километровые пробки в Алматинской области
Астана становится центром ивент-туризма
Говорят правнуки солдат Победы
Как убивали Шерзата Болата
Нет дружбы крепче фронтовой
В ВКО из-за дефицита сырья под вопросом оказалась реализация важных инвестпроектов
Любовь сильнее времени: история Козы Корпеша и Баян Сулу
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Вековой юбилей отметила фронтовичка из Караганды
Определены четвертьфиналисты Кубка Казахстана-2025
Крупный металлургический завод начали строить в Жамбылской области
По-прежнему бодр духом ветеран
В Европе прошли Дни искусства Приаралья
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе
Китай обсуждает с ЕС отправку миротворцев в Украину
В честь 180-летия Абая на родине поэта состоялась церемония тұсаукесер для 180 детей
Мощное землетрясение зафиксировано в Таиланде и Мьянме
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Туристический сезон стартовал в Туркестане
Экономическое развитие двух областей рассмотрели в правительстве РК
Результаты нужны, но переформатирование важнее
Qarmet подключится, и газ подешевеет
Ставка на справедливость и доверие
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны

Читайте также

Я читаю, следовательно – живу
Основываясь на принципах честной журналистики
Лучших юных стрелков определили в столице
Алименты в Казахстане: почему проблема по-прежнему остается…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]